Путевой дневник монаха: тайна горы Афон. Сокровенные тайны афона Тайны афона




Репортер Андрей Шилов после визита на Афон:
«На Афоне собственное понятие об «осях зла» в современном мире, и Вашингтону безоговорочно отведена роль полюса, через который проходит главная такая ось. Правда, судя по большинству высказываний, афониты склонны видеть в Америке не столько первоисточник зла, сколько орудие «глобального масонского заговора», от которого она сама же порой и страдает.

В последние годы, по отзывам знающих людей, ощущение того, что человечество доживает «последние времена», на Афоне нарастает. Усиливающееся вторжение внешнего мира в монашескую жизнь вызывает у многих неприятие и протест, даже когда преследует внешне благие цели: все больше иноков пользуется, например, мобильными телефонами. А что уж говорить о слухах, будто Совет Европы в угоду политкорректности хочет открыть доступ на Святую гору женщинам и вообще превратить ее чуть ли не в свободную туристическую зону! Реакцией на подобные «козни» становятся, например, пророчества о том, что на Афоне вот-вот произойдет страшное землетрясение и весь он погрузится в морскую пучину.

Сам я, правда, о подобных предсказаниях только читал. Но и слова одного из старцев о том, что «на Афоне теперь, как прежде в миру, а в миру – как в аду», переданные мне его молодым послушником, создают достаточно ясное представление о настроениях хотя бы части агиоритов.»
http://www.politjournal.ru/preview.php?action=Articles&dirid=57&tek=3660&issue=106

При этом монахи на Афоне, судя по всему, сочувствуют коммунизму и автоматом (для нас это нелогично,а для них — вполне) — путену. Хотя —

«Первый раз Владимир Путин собирался побывать на Афоне в декабре 2001 года. Он должен был прилететь туда на вертолёте греческих ВВС. Но над полуостровом в тот день разыгралась снежная буря, и из-за этого полёт отменили. В сентябре 2004 г. президент России должен был прийти на Афон на большом десантном корабле российского Военно-морского флота «Ямал» из турецкого порта Измир. Но случились трагические события в Беслане. После этого православные газеты по всему миру писали о том, что «Богородица не пускает Путина в свои пределы».»

и про пояс:

скандал разгорелся задолго до трипа в Рашу, монастырь обнаружил у себя в библиотеке доки, что кусок гос земель власти Греции отвалили ему ещё в средние века. начался суд, и шел подозрительно быстро. Потом выяснилось, что, судя по всему, Афонский монастырь давал жирным уткам в правительстве взятки, чтобы вопрос был решён в его пользу.

«Но в процессе расследования появились подозрения в подделке древних документов на недвижимость. Кроме этого, оказалось, что смиренные афонские монахи управляют множеством зарегистрированных на Кипре офшорных компаний, играют на биржах, имеют доли в горно-добывающей промышленности Греции и Кипра, несколько гостиниц и другой недвижимости во многих балканских странах. «Но налоги практически не платят», – писала газета «Нью-Йорк Таймс» (газета ангажирована против монахов).

Сайт независимой информационно-аналитической группы «Балкананализис» ещё в ноябре 2008 года сообщал, ссылаясь на публикации в греческой прессе, о том, что на банковских счетах игумена Ефрема (который привозил Пояс в Россию) комиссия греческого парламента нашла 200 миллионов евро.»
В итоге всё всплыло и полетели несколько шишек из правительства. Новые чуваки стали копать, и выяснились финансовые дыры, которые тут же начали публично вытряхать. Если бы не это, ситуация с дефолтом Греции могла бы быть тихо отсрочена ещё надолго.

«И кто знает, может быть, правительству Греции и дальше бы удавалось скрывать фальшивую отчётность, а мир не лихорадило бы, когда бы не предприимчивость монахов Ватопеда».

В начале декабря популярный греческий журнал опубликовал отрывки из новой книги греческого журналиста Манолиса Коттакиса: сенсационные материалы, раскрывающие отношения бывшего премьер-министра с монахами Ватопеда, подоплёку его решения разместить на греческом острове Крит два комплекса российских зенитных ракетных систем среднего радиуса действия С-300 стоимостью 115 миллионов долларов каждый, причины поддержки проекта строительства российского нефтепровода Бургас–Александруполис и обсуждения с Владимиром Путиным планов по усилению влияния России в Средиземноморье.

Ещё в самом начале скандала «об обмене землями между монастырём и государством» многие мировые газеты писали о том, что игумен Ефрем давно вынашивает амбициозные планы «стать важной закулисной фигурой в становлении «Православного Ватикана», центр которого – в его собственном монастыре». Турецкая газета «Туркиш Дейли Ньюс» отмечала тогда: «…действительно харизматичный главный монах был вполне способен создать серьёзную сеть ценных связей между политическими и деловыми кругами как внутри Греции, так и за её пределами; он действительно руководил привлечением многих международных знаменитостей в прекрасные окрестности Ватопеда, в том числе принца Уэльского Чарльза и Президента России».

Предание о невидимых старцах Афона

Предание о невидимых старцах - красивая легенда для паломников. Но для жителей Афона это не легенда. Это - живая реальность. Приведем несколько примеров:
Рассказ Паисия Святогорца
Когда в 1950 году я в первый раз попал на Святую Гору, случилось мне по пути из Кавсокаливии в святую Анну (cкит святой Анны находится на юго-западном побережье Святой Горы и подчиняется Великой Лавре) заблудиться...
Вместо того чтобы пойти к скиту святой Анны, я пошел по тропинке, которая вела на вершину горы Афон. Пройдя достаточно большой отрезок пути, я понял, что поднимаюсь вверх, и начал искать дорогу, чтобы вернуться. Пока я искал обратный путь и просил Божию Матерь помочь мне, внезапно предо мной предстал какой-то отшельник, лицо которого излучало свет.
На вид ему было лет семьдесят, и по одеянию его можно было заключить, что он никогда не общался с людьми. На нем был подрясник из парусины, весь выгоревший и изодранный. Дыры на подряснике были стянуты деревянными прутиками, с помощью которых крестьяне обычно скрепляют дырявые мешки, когда у них нет мешочной иглы и бечевки. С ним был кожаный мешок, тоже выцветший и в дырах, стянутых тем же способом. На шее у него была толстая цепь, на которой висела коробочка. В ней, по всей вероятности, находилась какая-то святыня.
Не успел я и рта раскрыть, как он мне говорит: "Дитя мое, эта дорога не в святую Анну", - и показал мне нужную тропинку.
По всему было видно, что передо мной стоял святой.
Я спросил у пустынника:

Где ты живешь, старче? Он мне ответил:

Здесь, - и указал на вершину Афона.

Я был измучен поисками старца, который мог бы дать мне духовный совет, а потому даже забыл, какое тогда было число и день недели. Спросил об этом пустынника, и он мне ответил, что была пятница. Затем он вытащил маленький кожаный мешочек, в котором оказались палочки с нарезами, и, посмотрев на них, сказал, какое тогда было число. После этого я взял у него благословение и пошел по указанной мне тропинке, которая вывела меня прямо к святой Анне. После этого в мыслях я постоянно возвращался к светлому сияющему лику отшельника.
Позже, когда мне рассказали, что на вершине Афона живут двенадцать - другие называли число семь - отшельников, у меня возникла мысль, не был ли тот, кто повстречался мне, одним из них. Я рассказал о происшедшем опытным старцам, и они подтвердили: "Да, это, должно быть, один из преподобных отшельников, живущих тайно на вершине Афона".

Другое предание об одном известном отшельнике:
...Проходя через Новый скит, он познакомился с отцом Неофитом, жившим в каливе святого Димитрия. Здесь он остался на некоторое время и исповедался. Отец Неофит рассказал ему много разных историй о подвижниках. Когда он услышал об отшельниках, живущих на вершине горы Афон в нем загорелось непреодолимое желание подражать им. Он испросил благословение отца Неофита вступить в его общину, принять монашество, а затем отправиться подвизаться высоко на гору Афон. Так он и сделал...

Афонское языческое капище Идолио
Афон Керасья

Страх - вот сила демонического мира, с помощью которой бесы управляют осуетившейся землей. Он пронизывает все побуждения леюдей, искажает все их чувства. Это скрытый двигатель мира... Именно через этот страх темная сила имеет открытый доступ к каждому человеку и в христианстве. Страх - это, если можно так сказать, чистая демоническая энергия.

Керасья - самое высокое место Афоне, где обитают отшельники. Она находится на высоте примерно 800 метров....

Немного выше Керасьи находится огромная скала, называемая греками Идолио, то есть Идол, потому что на ней расположено древнейшее на Афоне языческое капище. Посещение этого места строго запрещено.

Тайная тропа ведет к камню - жертвеннику...

Кто же приходит сюда по тайной тропе?

На Афоне существует много капищ, датируемых 6-4-м тысячелетием до РХ. Ведь в те времена на Афоне жили язычники. Были целые города идолопоклонников. Они выбирали для капищ самые красивые места. Идолио распложено на одном из красивейших утесов Святой Горы. Тропа, ведущая туда уже находится в тумане - это высота на которой мы входим в облачность.


На ближайших перекрестках стоят Кресты, чтобы запретить нечистой силе выход из Ущелья...


На капище находится огромный жертвенник, сделанный из цельного камня, примерно 2 на 3 метра величиной. На нем приносили человеческие жертвы, по бокам выточены стоки для крови, которая стекала в огромную каменную чашу (о ней мы еще расскажем). Убивая человека, язычники пили его кровь…


Самое красивое место

Здесь люди выбираи самое красивое место и... убивали... Не от жестокости люди приносили столь страшные жертвы, - скорее, от отчаяния. Слишком далек Бог. Слишком близки боги. И слишком непостоянен у них характер: сегодня помогают - завтра издеваются. И в качестве жеста последней надежды люди убивали друг друга перед идолами: может, хоть это сделает богов милосерднее…

Здесь обитатели древнего Афона каждый год приносили любимое и единородное дитя в жертву Кроносу,или какой-нибудь преследуемый человек обегал трижды вокруг жертвеника, и потом жрец, пронзив ему копьем чрево, сжигал его на горящем костре...

В эпоху античности здесь была юридическая контора, по нашим понятиям: жертву здесь приносили при заключении очень важного, скорее всего судьбоносного, договора. Договаривающиеся стороны согласно древнему обычаю прошли между частями человеческой жертвы. Такой обычай основывается на идее возмездия: клятвопреступника ожидает та же участь, что и жертву. Они верили что если одна из договаривающихся сторон нарушитклятву - то тела клятвопреступников невидимыми "духами" тут же будут разорваны на 2 части...
В историческую эпоху здравое чувство Греции боролось с этим страшным пережитком -жертвоприношение заменяется окроплением жертвенника его кровью, или же человека сбрасывают со скалы, принимая меры к тому, чтобы он был спасен...


Но темная энергия на этих страшных местах так и осталась... От ужаса даже деревья вокруг сохнут...

В таких местах понимаешь, в каком мраке находилось человечество до Христа, и какую свободу открыл Христос человеческому духу. Это свобода от страха, который пронизывал все стороны жизни язычников. Люди умерли тысячи лет назад, а их ужас остался и продолжает жить в этом месте...

Здесь, поистине, страшное место, в котором злая энергия ада выходит наружу, подобно магме разбушевавшегося вулкана. Затем, подобно радиактивному заражению после взрыва, этот ужас вместе с тучами расползается и окутывает близлежащие утесы на протяжении столетий...

Поэтому сюда приходят воины Христовы отшельники - сразиться с нечистой силой, дать бой диаволу в самом его логове. Здеь все маски сняты... Об этом будет наш дальнейший рассказ, если Бог благословит...

Афон Магула
(скит Василия Великого)

На Святой Горе существует несколько преданий о Магуле. По одному, скит Магула был расположен немного выше Великой Лавры. Согласно другому, скит Магула находился выше монастыря Куплумуш. Здесь мы расскажем о третьем предании. Вероятно, так и было: три скита в разное время назывались этим именем...

Живой камнепад на Магуле

На Афоне есть много страшных мест, связанных с особенным присутствием темной силы. Но это место, поистине, пугающее, потому что темной энергией здесь, как говорится, и не пахло. Это глубоко христианское место. Большинство афонитов даже не подозревают о его существовании. Те же из старых монахов-отшельников, которые знают о нем, предпочитают даже не произносить это слово - Магула. А если им нельзя миновать этого места, поскольку не нему проходит одна тропа и здесь много улиток, то стараются быстрее проскочить его. Магула - по-гречески щека.


Верх скалы. Это Лицо Афона. Магула в тени.

Если вы попадете на это место, то не поверите своим глазам. Это огромная каменная плита площадью сотни метров - ровная и гладкая как стекло. Среди живых каменных осыпей и торчащих к небу скальных зубцов расположено огромное каменное плато из единого цельного камня. Периодически с окржающих отвесных утесов срываются камни и пролетают по этому плато, вызывая целые осыпи. Увидевший это может только вымолвить: "Такого не может быть!"


Плато сверху: длинна сотни метров...

Это плато подобно огромной взлетной полосе для невиданного летательного аппарата или даже - афонскому космическому аэродрому. Такой конец был бы, наверное, самым оптимистичным для нашей истории. Но с космосом это гигантское плато, к сожалению, никак не связано. Хотя, если такие термины уместно употреблять, то мы бы назвали Магулу - космическим проклятием…

Устные рассказы о Магуле немного разнятся, поэтому мы нашли и перевели древнюю рукопись с преданием об этом месте.

Древнее предание о месте Магула, на котором был расположен Скит Василия Великого

(перевод с древнегреческого Василия Гирина)
«Во времена великого царя, называемого у греков Маврогенус, отцы из Кавсокаливии, прибыли со скита в это место и основали Скит Магула. Видя, насколько оно пустынное, отцы решили построить кельи и храм. Поскольку денег у них не было, то один из них, отправился к царю. А раньше он служил у царя военачальником. Царь немало подивился, увидев своего полководца в монашеском облачении, и дал ему достаточно средств, чтобы построить небольшой скит. Храм освятили в честь свт. Василия Великого. Поэтому скит назвался - скит Василия Великого... Так и появился этот уединенный скит. Впоследствии один старец удалился в другое место, а другой авва подвизался здесь.
Через некоторое время по действию завистника диавола в братстве старца начались раздоры. Духовник много раз пытался утихомирить враждующих братий, но это не принесло плодов. Тогда случилось нечто непредвиденное, выходящее за рамки обычных представлений… Некоторое время два брата жили во вражде, так и ходили вместе на богослужения, не разговаривая друг с другом. Однажды во время Службы все услышали грохот и страшный гром…»
На этом предание обрывается...

Скит Магула располагался на крутом склоне. Но монахи трудились и сделали из склона - пезули, насадили виноград, а больше здесь почти ничего не росло. Это был очень красивый склон, поросший небольшими каменными дубами. Здесь был родник, а незаметная тропа вела к арсане, пристани, которая сохранилась до сих пор, как молчаливое доказательство того, что этот скит - не вымысел и не легенда. Он действительно был и пропал за одно мгновение…


...не осталось не только следов, но даже каменной осыпи, все было сметено в море...

Так, продолжим повествование: «все услышали грохот и страшный гром…» Огромная скала, которая находилась примерно на высоте 500м обрушилась на скит и буквально смела его с лица земли. Удар был настолько силен, что не осталось не только следов, но даже каменной осыпи, все было сметено в море. Оголилось само глубокое скальное основание - единое цельное плато, сияющее на солнце, как огромная щека Святой Горы. Поистине, Святая Гора получила чудовищную затрещину от чьей-то громадной руки…

Ис.14:27 Ибо Господь Вседержитель

Определил, и кто может отменить

Это? рука Его простерта, - и кто

Отвратит ее?!

Не взывает сомнения, что монахи - живая часть Святой Горы. И если они не соответствуют своему призванию, не выполняют предназначение, то весь живой Организм противится им. Магула, поистине, страшное место. Исполнилось слово пророка:
Иер.21:5 Я Сам буду воевать

Против вас рукою простертою и

Мышцею крепкою, во гневе и в

Ярости и в великом негодовании!

Можно ли назвать это место - проклятием Отца? Не знаю. Но даже проходя по нему, чувствуешь, как мурашки пробегают по коже… С ужасом думаешь, о словах Господа: Матф.7:19 0 - так это не аллегория?!

…Всякое дерево, не

Приносящее плода доброго,

Срубают и бросают в огонь…

Неужели мы так и не вышли из Ветхого Завета?! И видя эти страшные камни, вместо «Авва Отче» хочется молить Господа:

Пс.78:5 Доколе, Господи, будешь

Гневаться непрестанно, будет

Пылать ревность Твоя, как огонь?

На таинственном полуострове, куда не пускают женщин, постятся коты и запрещают пить кофе

Святая гора Афон - классическая монашеская школа. Греческий полуостров, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей. "Место сборки" и обновления для всех монахов Вселенской православной церкви, к которой относится УПЦ. И вообще - святая земля, куда мечтает попасть православный верующий человек.
Мечтать могут все, а вот реально попасть - только мужчины. Женщинам максимум разрешено проплыть мимо на кораблике. Дело у том, что Афон считается земным уделом Божьей Матери. По преданию, Дева Мария и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм. Чудом оставшись в живых, они пристали к подножию горы Афон (теперь на том месте расположен Иверский монастырь). Пораженная красотой этих мест, Матерь Божья попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Богородицы, ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе приняли устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. За нарушение закона женщинам и сейчас грозит от 2 до 12 месяцев тюрьмы. "Сегодня" попросила монаха Троице-Сергиевой лавры, отца Парфения, побывавшего в этом монашеском государстве, рассказать читателям о тайнах и жизни святой горы Афон.
История монашеского Афона начинается с VIII века, когда Афанасий Великий основал Великую Лавру на Афоне - первый монастырь. Изначально на Афон пришли монахи из Египта, потому что там начались гонения на христиан, появилось мусульманство, начались религиозные войны, и монахи уже не имели покоя нигде, даже в пустыне. Они начали искать себе прибежище и пришли на Афон. Поэтому есть четкая преемственность монашеской школы от Афанасия Великого - родоначальника монашества и до наших дней. Это единственное место на планете, где сохранилась беспрерывная монашеская традиция.

РИТУАЛ С ДРАКОНОМ. Однажды Афанасию Великому император Никифор Фока вручил странный подарок: некий окаменевший предмет - язык дракона. Этот язык до сих пор выносят из ризницы четыре раза в год. Существует золотое изображение змея или дракона, сделанное уже позже, внутрь которого и вложен этот каменный язык. Получается как обрамление для "драконьей святыни". Этот язык вытаскивают из хранилища, из этого золотого дракона, выносят во двор к огромному чану с водой и погружают его туда. От пузырьков воздуха с языка вода начинает бурлить. Потом начинается чин освящения воды, читаются молитвы, монахи черпают воду и разносят ее по кельям. Кропят свои кельи и пьют воду в случае каких-либо отравлений или же укусов змей. Вода отгоняет змей. Называется она аспидова вода. Освещают ее только в этом монастыре. Наши знакомые привозили домой эту воду и утверждают, что она помогает от любых отравлений.

СКИТ БАБУШКИ ХРИСТА. Выверенная и самая популярная дорога к вершине Святой Горы Афон - от скита святой Анны. В него мы и направились с отцом Дормидонтом и нашим гостем Александром. Этот скит был построен в XVII веке. В нем находится большая часть мощей святой Анны, матери Богородицы. Как отец Дормидонт верно подметил, бабушки Христа.
Повсюду иконы, все прикладываются, мы тоже не отставали. Икона - с виду привычный нам образ Богоматери, но тут изображена святая Анна, держащая на руках Младенца - будущую Богоматерь.
Было около пяти часов вечера - для подьема время позднее. Потому что путь до креста - полтора часа, а до вершины - 3,5-4 часа. Но из-за гостя-новичка, который не мог ждать до утра, решились таки подняться.
В предыдущие наши поездки-подъемы мы даже не знали, чем туризм отличается от паломничества. Старались подниматься с пионерским задором: кто быстрее, сбивая дыхание, все мокрые. Прямо-таки спортивный забег. Поднялись на гору, и даже в первый момент не поняли зачем. В этот раз было по-другому. Шли неторопливо, еле переставляя ноги, и читали иноческое правило и каноны. Вот тогда мы и ощутили, что есть настоящее паломничество, когда поднимаешься с молитвой. Одно дело - забег пионерский, другое - подъем с молитвой. Просто земля и небо. С молитвой даже дыхание не сбилось! На вершине у креста - красота дивная! И все равно, что уже стемнело. Россыпи звезд, тишина, жары нет, ветра нет. Тишина-исихия.

ЧУДЕСА ПРИ ПОДЪЕМЕ. Святая Гора - эта такая аскетическая практика. Подняться на нее - это наше выражение любви к Богу. И от того, насколько раскроешь свое сердце Господу, настолько Он раскроет Себя и тебе.
Мой компаньон Александр - человек светский, но очень восприимчивый. Очень его впечатлила фраза о том, что благодаря молитве мы можем владеть своим умом. Моего спутника это так проняло! Поднимаемся дальше, вдруг слышу - Александр идет и читает Иисусову молитву ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного"), да так, словно много лет читал ее, а не впервые в жизни.
Бывало, что некоторые получали дары при подъеме на Гору. В XVII веке афонские монахи между собой переругались из-за того, что денег нет и храм строить не на что. Перед тем как навсегда разойтись, решили взойти на Гору. По пути встретили путников, рассказали свою историю, что уходят, а путники и говорят: "Возвращайтесь, мы поможем и заплатим за строительство". Монахи вернулись, начали постройку скита и чудесным образом нашли 200 золотых монет. На эти средства был построен храм. В благодарность за помощь тех святых путников изобразили на стене храма.
К Панагии - по преданию, сама Божья Матерь поднялась на это место, не дойдя до вершины, - мы пришли к десяти вечера. Здесь - большой дом-храм. Большое помещение, где стоят кровати, хранятся спальные мешки, есть небольшая кухня с камином и собственно храм.
Нам сразу же предложили в три часа ночи встать на литургию и причаститься. В этом месте возникает ощущение братства. Все с друг другом знакомятся, помогают, делятся. Кто-то только поднялся, чуть отдышался и тут же спускается, чтобы помочь подняться другим. Воду или дрова помогают поднять. Настоящая школа христианского отношения друг к другу!

НА ВЕРШИНУ! Утром начался жуткий ветер. Просто "из уха в ухо" - насквозь тебя продувает. Очень страшное ощущение! Благо, я запасся всякими порошками, таблетками. Это меня и выручило, потому что продуло насквозь. Помогли и взятые трекинговые палки. Не мулашка, конечно, но помощь ногам существенная. Хотя при таком ветре и на четырех точках опоры идти было крайне сложно. Взбираешься и поражаешься, как тут еще умудряются расти маленькие пушистые елочки высотой 80 см. Чтобы удержаться на Горе, эти малыши развивает мощную корневую систему в несколько метров. А на самой вершине уже ничего не растет, даже мох. Последние 50 метров нас сопровождают лишь голые камни.
На вершине Горы - сильный ветер, туман. Сфотографировать ничего не удалось. Как обычно поступают альпинисты? Поднимутся на гору, на Эверест или Эльбрус, на вершине воткнут флаг, сфотографируются - и назад. И мы также поднялись, щелкнули фотоаппаратом разок и назад. Надел я на себя все, что было, даже носки вместо перчаток приспособил и закутался в целлофан. Внизу нас дожидался отец Дормидонт, встречал, как пророков: "Где вы были?! Я соскучился!". Согрелись чаем.

ПРАВИЛА ЖИЗНИ. Монахи Троице-Сергиевой лавры любят Ватопед и считают его родным. У нас в Троице-Сергиевой лавре находятся мощи Максима Грека - это ватопедский постриженник. Патриарх Филофей (Коккин) - тоже насельник афонского Ватопедского монастыря - передавал благословение Сергию Радонежскому на введение общежительного устава в XIV веке. Золотой крестик, который он подарил преп. Сергию, до сих пор хранится в Серапионовой палатке Лавры. Еще один святой - Григорий Палама - его келья находится поблизости в горах, тоже насельник Ватопеда и современник преподобного Сергия Радонежского. Такая дружба между Афоном и Троице-Сергиевой лаврой сложилась. Поэтому нашей основной базой во время пребывания на Афоне был избран Ватопед. Здесь я когда-то прожил семь месяцев.
Монашество на Афоне - колоссальная нагрузка. Когда я только приехал, думал, вот, покажу, как умеют работать наши парни! Я всю жизнь в трудах, мне к работе не привыкать. Покажу им мастер-класс! Через три дня загнулся. Греки оказались ребятами натренированными поболее меня. Греческое слово "аскеза" дословно означает "я упражняюсь". То есть они тренированные в монашеских трудах. Такая тренировка дается годами. Например, привычка к ночным службам: монахи встают в четыре часа утра. В течение года утреннюю и вечернюю службы афонским монахам пропускать нельзя! Они дисциплинированно питаются два раза в сутки, а в Великий пост - один раз в день. И таких моментов, прописанных в уставе и неукоснительно выполняемых, - масса!
Каждый монах обязан раз в месяц быть в библиотеке. Каждую пятницу - убирать свои комнаты, потому в этот день на Афоне у всех гудят пылесосы. И самое интересное - во всем четкая регламентация жизни. В понедельник я знаю, что буду делать в субботу вечером. Но при этом ощущение некой внутренней свободы. Я подумал: "Господи, так долго это искал! Внутри - свобода". Заходишь в прачечную, заходишь в трапезную, и тебе показывают, как ты должен помыть чашку, как перевернуть и куда ее поставить. Столько поколений монахов до тебя это уже делали, все за тебя давным-давно решили, как удобнее, а твое дело - только запомнить. Запомнив, ты дальше все делаешь на автомате. Если какая проблема возникает, которую уже не можешь стерпеть, - идешь к игумену. Смирять монах монаха не имеет права. Обращаешься к игумену: "Геронда, я больше не могу терпеть! Помогите!". Он выслушает и решит, что делать. Все конфликты разрешит.
Мы работали с чехом Дионисием, недавно поступившим в число братии монастыря. Он рассказывал: "Посмотреть на монашескую жизнь: это просто с ума сойти! Изо дня в день, неделя за неделей, год за годом одно и тоже. Если бы не молитва, не цели монашеские, то, действительно, обычный человек все это не выдержал бы. А здесь - утешение благодатью".
Когда я сам там начал трудиться, то первое время держался на некоем подъеме, эйфории, вдохновении, потому как огромное количество новых впечатлений. Утро начинается с того, что воздух разрывается от пения птиц. Каждые полчаса солнце по-разному светит, распускаются новые цветы, сплошное благоухание. Словом, первое время на тебя действует афонская романтика. Потом эта волна проходит, а тело начинает болеть, потому что к такой жизни оно непривычное. И начинает ныть тебе внутренним голосом: "Поработал, потренировался, все! Хватит! Лимит исчерпан". Начинаются проблемы. Тяжело вставать. Хочется попить чай уже не один раз за день, а пять раз. Однажды, помню, зовет меня отец Герасим перенести сковородку с четырьмя ручками с огня на стол. Расстояние-то небольшое, буквально метр. Я морально готовлюсь - ведь большой вес поднимать, накачиваю себя кислородом, распрямляюсь. А отец Герасим наблюдает "сбоку", перебирая капустные листья, и увидев, что я готов, спокойно берется и перетаскивает эту гигантскую сковородку со мной на стол. Мне так тяжело, а он это проделывает без видимых физических усилий, хотя сам - худющий такой, на нем все как на вешалке болтается, но при этом жилы у него на руках в два раза толще моих. Он на этой кухне проработал одиннадцать лет.

СВЯТЫНИ. В этот раз Ватопед был для меня праздником. Где хотим - можем останавливаться, где желаем - чай пьем или на службе постоим. В Ватопеде своя святыня - Пояс Божьей Матери. В Москве паломники до 27 часов в очереди к святыне выстаивают, а на Афон приезжаешь - там всего несколько десятков человек стоят. Святынь на Афоне - огромное количество, да каких! У нас святыни - маленькая частичка мощей, а Афонские мощи так мощи - глава, десница. Здесь самые великие в мире святыни, да так много, что мало кто знает, сколько еще хранится в ризницах у греков. Ходят легенды о невероятных сокровищах с ветхозаветных времен! Греческие монастыри не разграблялись и не теряли своих сокровищ на протяжении многих веков.
В Великой Лавре святого Афанасия (самый крупный монастырь на Святой Горе) есть красивая традиция. Монахи, перед тем как зайти в храм на службу, вешают свои пустые сумки, рюкзаки, короба на воротах монастыря. Через некоторое время выходят трапезники и наполняют их провиантом на неделю, не зная, кому они грузят, чья это корзина. Просто наполняют ее едой. И когда монахи после причастия направляются домой, то у ворот забирают наполненные сумки. И никто не знает, кто их благодетель.

СРЕДСТВО ОТ УСТАЛОСТИ.
Монахи, которые находятся на Святой Горе - это, конечно, отдельный разговор. Посмотреть на этих людей - просто ангелы во плоти. Внешних причин греха рядом нет, предлога нет. К примеру, вот, помню, приуныл. Вышел из монастыря - кругом лес. Куда идти? Ну по горам полазай, по садику оливковому погуляй. Походишь-походишь и вернешься. Пристал я с вопросами там к одному батюшке: если плохо, что ты делаешь? Отвечает: "Беру чайник, горелочку, иду в горы, пью в одиночестве чай, отдыхаю, бывает, даже посплю. Вечером прихожу на службу". Тогда я спрашиваю: "А если совсем плохо - что ты делаешь?" - "Вечером службу просплю". - "Ну а если совсем-совсем плохо?" - "Тогда и утром на службу не встаю". "А дальше что делаешь?" - "На службе можно и не молиться, а просто посидеть. Так потихонечку и уходит усталость".

Святой Афон (по-гречески «Агион Орос», то есть Святая Гора) — это полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики. В юго-восточной части полуострова возвышается гора Афон высотой 2033 метра. Для православных всего мира Афон — одно из главных святых мест, земной удел Божьей матери.

Святым полуостров Афон считался еще с античных времен. Древние греки возвели здесь ряд храмов, посвященных Аполлону и Зевсу. Святилище Зевса называлось Афос, отсюда и возникло название полуострова.

После принятия греками христианства на полуострове начали появляться первые монашеские поселения. Согласно церковным преданиям, в 44 г. после Рождества Христова Богоматерь вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном.

Как только корабль приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы.

Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и покрестились в христианскую веру, а сам Афон с тех пор стал земным уделом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери.

Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света. Первый крупный монастырь основан здесь в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе.

Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после неё, в 1016 г. , появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

В византийскую эпоху на полуострове появилось 20 монастырей, из них один русский, один болгарский, один сербский, а остальные греческие. Кроме этого, там есть множество уединенных келий и скитов для отшельников.

Говорят, в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника.

По преданию, в час конца света эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию . Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Монаха (1060 г.) , которая была лишь немного изменена за прошедшее тысячеление.

Доступ на Афон женщинам строго запрещен . С этим запретом тоже связана легенда. Говорят, что в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую Гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише.

Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась, а вход с тех пор запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. По народным поверьям, птицы и те не вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле Богоматери.

Афон — это самостоятельное монашеское государство. Жизнь монахов в афонских монастырях проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу.

Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всем желающим, в том числе и женщинам. Православная церковь резко выступает против этого, ведь тогда земной удел Богоматери превратится в обычное туристическое местечко. Святой Афон — это дорога к Небу.