Преобразование идей в нечто новое. Творчество в структуре профессиональной деятельности. Виды и функции творчества




Представим себе, что перед конструкторами поставлена задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как увеличить долговечность узлов и деталей? Как предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами? Как при изготовлении машины снизить расход металлов и других материалов? На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.
Что же такое творчество ? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности (учителя или предпринимателя, садовника или повара) включает в себя элементы творчества. В широком смысле слова творческой является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями.
Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т. е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что «мертвая петля», первая фигура высшего пилотажа, была выполнена летчиком П. Нестеровым сначала в воображении, а потом на самолете в воздухе. Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.
Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, происхождение которого не осознается. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то». В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека. Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется подчас годами, нередко приходит как бы внезапно, в неожиданное время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач.
Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль «озарит» ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает затрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на пути к верному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопление образов, четкое осознание задачи и бессознательное нахождение ее решения. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт инакопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предшествующего опыта, его «побочный продукт».
Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н. А. Бердяев считал творчество прибавлением, созданием нового, не существовавшего в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего.
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно, овладевать культурой: языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и помнить слова великого русского композитора П. И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».


Распространенное в литературе определение творчества как «деятельности человека по созданию новых материальных и духовных ценностей» или даже как «деятельности, порождающей нечто новое никогда ранее не бывшее» не конструктивны, так как не позволяют отличить творческую деятельность от не творческой, репродуктивной. Тогда и выпуск с конвейера «никогда ранее не бывшего» миллионного экземпляра автомобиля тоже творчество?

Творчество есть сознательное изменение конкретным субъектом методов собственной деятельности, это смена привычных способов достижения цели. Как только для некоторой деятельности субъект голучает алгоритм её осуществления – процесс перестает быть творчеством и становится рутинным.

Мыслительный процесс или практическая деятельность, осуществляемая известным субъекту способом, есть репродуктивный процесс. Он направлен на тиражирование нужных результатов. Далеко не всегда новый психический образ или вновь созданный материальный предмет, новая знаковая или материальная система может считаться продуктом творчества. Это относится как к индивидуально-значимым, так и к социально-значимым процессам. Важно не что производится, важно как производится. Один и тот же результат может быть для одного человека продуктом сложного и трудного творческого процесса, а для другого - результатом репродукции, независимо от социальной или индивидуальной значимости и ценности результата. Ребёнок в песочнице может творить, а инженер за кульманом может рутинно повторять давно ему известные приёмы работы

Существует много разных определений творчества. Это связано и с различием подходов и с многоаспектностью проблемы. Если творчество относится к мыслительной деятельности, то практическое же выполнение всегда есть реализация уже осознанного метода достижения цели. Творческое решение задачи строится на основе восприятия и критического анализа уже имеющихся в распоряжении субъекта форм и методов деятельности, их пересмотра и изменения. В этом участвует и интуиция. Но слишком большой отрыв от известных ранее методов практически невозможен, процесс смены алгоритмов мышления и деятельности эволюционен и готовится всем предыдущим развитием социума.

При определении понятия «творчество» следует исходить не из того, что производится субъектом, а из того с каким отношением к сфере своей деятельности эта вещь производится.

Можно предложить следующее определение: Творчество есть целенаправленное и сознательное изменение отношения субъекта к методам своей деятельности и к сфере её приложения. Оно заключается в применении новых для субъекта приёмов и способы достижения цели, изобретении нового алгоритма решения задачи. Это относится и к самому процессу постановки задач.

Изменение алгоритма деятельности происходит при отсутствии заранее известных алгоритмов для проведения таких изменений, но творчеством может являться и реконструкция ранее применяемых методов.

Повторю: часто встречающееся определение творчества как деятельности, порождающее "нечто новое, никогда ранее не бывшее" не может быть признано удовлетворительным. Выпуск трехмиллионного экземпляра "Жигулей", разучивание песни или создание проблемной ситуации в процессе обучения, игра в детском саду, издание административного приказа или изощренное ограбление банка - все это деятельность, порождающая "нечто новое", но она может быть как творческой, так и репродуктивной, в зависимости от того, меняются ли при этом методы деятельности.

Репродуктивный мыслительный процесс есть относительно неизменное, стабильное отношение субъекта деятельности к методам её осуществления, заключающееся в тиражировании имеющегося. В этом случае имеет место одинаковая реакция на определённую информацию в определенной ситуации.

Это позволяет понять, почему возможны ремесленнические поэмы и творческое изготовление пары сапог. Творчество связано с изменением и ценностной ориентации субъекта, оно предполагает критическое отношение к тем или иным аспектам действительности и собственной деятельности. Репродуктивный стиль мышления чаще всего апологетичен и интеллектуально бездеятелен, хотя и не исключает критического отношения по заранее известным штампам-алгоритмам.

Изучение творчества ставит перед нами интересные вопросы. В самом деле:

Почему творчество гораздо более редкое явление, чем репродуктивность? Может потому, что оно опаснее для индивида? Творчество предполагает право на ошибку. Значит, оно может оказывать и отрицательное влияние? Почему среди творчески одаренных людей много индивидов с психическими аномалиями?

Творческое мышление обязательно предполагает критическое отношение к определённым аспектам действительности. Репродуктивное же не запрещает критического отношения к действительности, но критицизм - скорее просто выражение недовольства, и в лучшем случае является лишь предпосылкой творчества.

Людвиг Фейербах считал, что только тот имеет силу создавать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным.

Лейбниц напротив, считал, что открытия в науке следует делать без стремления к необычному, ибо «наиболее древние и наиболее общепринятые мнения являются наилучшим, если их истолковать надлежащим образом».

Мне думается столь жесткая альтернатива вряд ли правомерна. Чтобы не тиражировать имеющееся, а действительно создавать новое достаточно быть лишь относительно отрицательным, опора на имеющееся знание неизбежна и необходима, только не надо его абсолютизировать. Фейербах прав в том, что создание принципиально новых предпосылок и принципов деятельности, кардинально изменение отношения субъекта к сфере своей деятельности связано с разрушением старого.

Деление на репродуктивное и творческое мышление условно, так как репродуктивный мыслительный процесс предваряет и является обязательным условием творческого процесса. А последний является осознанием длительной и рутинной подсознательной работы мозга, а не неким мгновенным актом. Творческое и репродуктивное мышление постоянно взаимодействуют, и чисто репродуктивный мыслительный процесс приводит порой к глубоким творческим свершениям. Каждый творческий акт уникален и неповторим, что казалось бы, влечёт невозможность изучения творчества. Но это не так. Существует нечто общее присущее различным творческим актам.

Алгоритма конкретного открытия до его совершения не существует, как же можно говорить о логике научного открытия? Логика как наука о формах выводного знания не может являться логикой научного открытия, она может лишь способствовать изучению эвристической деятельности.

Ни одна из известных философских или специальных наук не исчерпывает проблему творчества. Творчество исследуют социология и психология, кибернетика и логика, теории познания и наукометрия, логика научного исследования и методология науки, этика и эстетика, прогностика и нейрофизиология. Обозначает ли подобная мозаичность отсутствие самой возможности существования науки о творчестве? Если эмпирический базис и теоретические обобщения, относящиеся к проблеме, позволяют создать единую систему знаний - можно считать, что рождается новая наука. К сожалению, проблема творчества до сих пор не создаёт целостного системного среза информации и поэтому не образует единую науку. Имеется лишь набор довольно разнородных сведений, основанных на различных философских предпосылках. Они освещают проблему творчества в различных аспектах и с разными целями. Некоторый набор рекомендаций по оптимизации творческой деятельности в различных областях - вот лучшее, что можно ожидать от разработок типа «Алгоритма изобретения» Г. Альтшуллера. Проблема творчества комплексная, она принадлежащая как философским, так и специальным наукам. Специфика её такова, что она с развитием знания все время ускользает от узкоспециального подхода и «окончательных решений» .

что является лишним в перечислении особенностей человеческой деятельности характерное для человека проявление активности выражающееся в преобразовании

внешнего мира-это деятельность порождающая нечто новое,никогда ранее не существовавшее,-это помогите а

Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных

переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию - образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя... Организованная когнитивная (познавательная. - Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, - пишет М. Кун, - является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. - Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

На завод обратились с заявлением о приеме на работу: подросток 15 лет, окончивший 9 классов; военнослужащий, демобилизованный из вооруженных сил;

молодой специалист, направленный на работу на должность инженера-технолога после окончания ВУЗа. Все они в качестве работников ранее не работали. 1. Какие документы должны представить эти лица при поступлении на работу? 2. Как оформляется прием на работу?

(А) На наш

взгляд, нравственные факторы, солидарность, объ­единение вокруг общепризнанных
ценностей оказывают первосте­пенное влияние на отношение к правам человека,
законности. (Б) Правовое государство - демократическое государство, в ко­тором
соблюдаются принципы верховенства права, права и свобо­ды человека и гражданина
являются высшей ценностью.(В) Как бы ни были прекрасны принципы правового
государ­ства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере не­стабильности,
безверия, нравственной деградации общества.(Г) Цель правового государства -
защищая права человека, обеспечить достоинство личности.(Д) Человек является
равноправным партнером государства.

Определите,
какие положения текста носят:
А.фактический характер

Как часто мы задаем себе вопросы и размышляем над ними? Именно размышляем, а не ищем готовые ответы у близких, друзей, в литературе или в интернете?

В современной жизни у серьёзных работодателей всегда пользуются спросом сотрудники, способные находить творческие решения поставленных задач. Таких людей часто называют креативщиками. В современном менеджменте даже сформировался термин «креативный класс».

Откуда же они берутся и почему это «дано не всем»? Почему основная масса людей являются замечательными исполнителями? Почему нестандартные решения обычных задач или уникальные музыкальные произведения не приходят в голову каждому человеку? И что же такое творчество? В чем его ценность?

С точки зрения научного знания определение термина «творчество» звучит так: «творчество это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей»

Википедия дает более развернутое описание этого понятия:

«Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - это:

  1. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  2. создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  3. процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика. Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica - «отыскиваю», «открываю») - отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека. Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.

В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Понятие «эвристика» встречается в трактате греческого математика Паппа «Искусство решать задачи» (300 год н. э.).

Долгое время в основе творчества лежали методы проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер (Goodyear) писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Он следовал логическому заключению, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание. Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов.

Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга».

На мой взгляд, понимание творчества как эксперимента наиболее верное. Как и в любом эксперименте есть изначально некие составляющие, ингредиенты. И есть некая цель. Чаще всего экспериментатор не имеет конкретных точных характеристик конечного продукта и заранее не знает, сколько времени уйдет на его получение.

Более того, любой экспериментатор не может дать стопроцентной гарантии, что результат эксперимента будет положительным. И всё же он идёт на этот эксперимент, ищет и творит.

Зачем? Почему? Что им движет? Почему не хочет идти проторенным путём? Хочется славы и признания? Или это потребность души, единственно приемлемый образ жизни?

Давайте попробуем вместе разобраться в этом.

Новорожденный младенец полностью зависим от окружения и представляет собой «открытую книгу». Он впитывает культуру, язык, традиции своей семьи. Затем круг общения увеличивается, ребенок включается в социум.

На каком-то этапе наступает момент, когда ребенок начинает проявлять индивидуальные свойства личности, не совпадающие с качествами окружающих. И тогда взрослые говорят: «Характер показывает...».

В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс. И задача взрослых на этом этапе не учить ребенка, а создавать условия и направлять его энергию в позитивное, созидательное русло.

В процессе взросления человек приобретает новый опыт, новые качества, теряя при этом характерные черты ребенка. В том числе, потребность в творчестве и открытость окружающему миру. И этот процесс развития мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Наоборот, если взрослый человек проявляет признаки ребенка мы удивляемся, недоумеваем, и даже иногда осуждаем: «впал в детство», «ведёт себя как ребенок». Существуют определенные стереотипы, шаблоны поведения, которым должны соответствовать «нормальные» взрослые люди. А люди творческие, музыкальные, литературные или научные гении, как правило, «витают в облаках», «не от мира сего», «белые вороны» и т.д.

Если рассмотреть «белых ворон» поближе, то можно увидеть, что это люди, которые смело выражают свои, отличные от общепринятых взгляды и идеи. Они далеки от забот о хлебе насущном, их мало волнуют людские страсти. Существует немало примеров, когда человек, находящийся в процессе творения, забывал о времени, еде, сне, о тех, кто его окружает. И в этом состоянии он «как ребенок», он свободен, он плывёт по реке вдохновения, доверившись её течению.

Однажды ночью мне приснился сон. Я сижу за рулем и веду по дороге автомобиль. Я чувствую себя легко и свободно, я уверенна в себе. На дороге есть и другие участники движения, но мы легко движемся каждый в своём направлении, не пересекая траектории движения друг друга. И вдруг в какой-то момент мне приходит мысль: «А почему я еду, не меняя скорости и не останавливаясь на перекрестках? Неужели я нарушаю правила?» Смотрю на спидометр и пытаюсь снизить скорость, но машина не слушается, она движется сама по себе, тормоза не работают. Тогда я, прикладывая максимум усилий, сворачиваю с асфальта на грунтовую дорогу. Причем сознательно выискиваю грязь, лужи, препятствия, чтобы затормозить машину и остановиться естественным образом.

Сон был настолько ярким, что долго не выходил из моей головы. Любой водитель скажет, что в подобной ситуации в реальной жизни моя реакция была правильной.

После некоторого размышления я пришла к выводу, что на самом деле мой сон, очень похож на реальную жизнь. Пока любой человек свободен в душе, полностью отдает себя творчеству жизни, он легко, быстро, беспрепятственно и наиболее безопасно достигает своих целей. Но стоит нам вспомнить о правилах и ограничениях, как у нас тут же возникает страх, паника. Мы начинаем «терять контроль над ситуацией». В результате не только сворачиваем с пути, но самостоятельно направляем свою жизнь в «грязь», страдания, сами выискиваем препятствия на своём пути. А в некоторых случаях и сталкиваемся с другими «участниками движения», нанося им травмы и причиняя урон. И в итоге, в зависимости от приложенных усилий, либо «притормаживаем», либо совсем останавливаемся.

Творчество и страх несовместимы. Они не могут существовать одновременно. Ибо творчество не знает страха, а страх не может быть творческим.

Что такое страх и зачем он нужен мы поговорим в статье ».

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Профессиональная деятельность является одновременно преобразующей и управляющей. Для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм

Содержание профессиональной компетентности специалиста той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности специалиста, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это, по существу, свод обобщенных требований к специалисту на уровне его теоретического и практического опыта. Содержание профессионального образования как целое может быть рассмотрено поэтому как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к профессиональной действительности. Взаимосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последующие невозможны без предшествующих.

Творчество как деятельность специфично. Здесь в отличие от игры есть цель, продукт, но такой, который не задан жестко и однозначно. Характерна в большей или меньшей степени неопределенность конечного (и конечности) продукта творческой деятельности. Известно, что для творческого человека зачастую более значим, привлекателен сам процесс творчества, нежели конечный продукт.

Творческая деятельность специалиста осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в процессе профессиональной деятельности ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми специалист уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к профессиональной деятельности, нормы этой деятельности – необходимое научно обоснованное руководство для специалиста. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает специалисту простор для подлинно творческой работы.

Область проявления профессионального творчества определяется структурой профессиональной деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в профессиональной деятельности необходим ряд условий:

Временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

Сопряженность творчества с творчеством других специалистов:

Отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

Атмосфера публичного выступления;

Необходимость постоянного соотнесения стандартных приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе творчество понимается как процесс решения профессиональных задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, специалист так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой профессиональной деятельности – возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи – приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих действительность, и организации профессионально-ориентированной деятельности будущих специалистов.