План проведения мероприятий ко дню прав человека. Классный час "международный день прав человека" Когда отмечается день прав человека




(Human Rights Day). В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека — первый универсальный международный акт по правам человека.

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является привлечение внимания "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она способствовала введению более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

На ее основе осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 году. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека.

За соблюдением принятых пактов, конвенций и договоров по правам человека наблюдает Верховный комиссар ООН по правам человека, решение об учреждении мандата которого было принято в 1993 году в Вене (Швейцария) на Всемирной конференции по правам человека. Верховный комиссар представляет доклады Комиссии по правам человека ООН, а через Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) направляет их Генеральной Ассамблее. Верховный комиссар должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Принятие на Всемирной конференции по правам человека 1993 года Венской декларации и Программы действий, ознаменовало начало новых усилий по защите и поощрению прав человека . В Венской декларации и Программе действий был закреплен универсальный характер прав человека и необходимость борьбы со всеми формами расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В документах подчеркиваются также права женщин, детей, меньшинств и коренных народов.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным , что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года, Арабская хартия о правах человека 1994 года.

Права человека в области образования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамках ЮНЕСКО . В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которого состоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования, проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

В 1966 году была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

Лауреатами премии стали Малала Юсафзай — 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Международный день прав человека

Цель: обобщить знания учащихся по истории и основному содержанию Всеобщей декларации прав человека, а также об условиях их полной реализации в современном обществе.

Задачи: обобщить знания детей об основных правах человека; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других людей; способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции и воспитанию правовой грамотности.

Оборудование:

1. Выставка литературы по правовому воспитанию.

2. Выставка газет и журналов, в которых постоянно печатается информация по правовому воспитанию и ЗОЖ.

3. Плакаты: "Календарь правовых дат”, "Законы о правах человека-гражданина РФ”.

5. Эпиграфы к занятию:

Живи по закону, поступай по совести (латинское изречение);

Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости

(Г. Лихтенберг);

Учись думать о себе и о других. (китайская мудрость);

Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом. (Юстиниан)

Из всех прав самое неопровержимое - это право умного (силой ли, уговорами ли) вести за собой дурака. (Томас Карлейль)

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. (Карл Маркс)

Право есть одно только последствие обязанности и существовать иначе не может, как основываясь на обязанности, ему предшествовавшей. .. (Павел Иванович Пестель)

Другой человек имеет право быть услышанным и право отстаивать свои доводы. (К. Р. Поппер)

Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право. (Виктор Мари Гюго)

Право - это все то, что истинно и справедливо. (Виктор Мари Гюго)

Потеря человеческих прав тотчас же совпадает с превращением личности в биологическую особь.
(Ханна Арендт)

Нарушая свой долг, тем самым нарушают и свои права. (Жан Жак Руссо)

Не на все, в чем мы имеем интерес, мы имеем уже и право. (И. Покровский)

Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу. (Латинское изречение)

Как только людей начинают различать по крови в том, что касается прав, – это начало бесчеловечности. (В. Чалидзе)

«Кулачное право» – это столь же нелепо, как, скажем, круглый квадрат или квадратный круг. (И. Зейме)

·Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою. (Еврипид)

Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого. (В. Гюго)

Все люди по своей природе равны. (Т. Гоббс)

Всякое право человека, прямо или косвенно, сводится к обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности. (С. Франк)

Дракою прав не будешь. (Русская пословица)

Всякая свобода, затрагивающая чужие права, является деспотизмом. (Р. де Кампоамор)

Обязанность без права есть рабство, право без обязанности - анархия. (Фелисите де Ламеннэ)

Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности (Б. Франклин);

Учись думать о себе и о других. (китайская мудрость).

6.Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

7. Выставка рисунков детей прошлых лет «Я рисую свои права».

1: У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
2: И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.

4: Корни этого праздника уходят в еще в 18 век, когда Французские

просветители Шарль Монтескье, Вольтер, Дидро заговорили о естественных правах человека, которые даются ему от рождения и не зависят от его происхождения.

5: Всеобщая декларация прав человека в окончательной редакции была

6: Статья 1гласит: Все люди рождаются свободными и равными в своем

достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

7 : Статья 2 гласит: Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то

ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

8: 3-я статья провозгласила: Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

9 : Всего в Декларации 30-й статей. В них были провозглашены жизненно

важные права человека: на равенство перед законом, право вступать в брак и основывать семью, право на свободу мысли, совести и религии, право на труд, отдых, на образование.

10: Ряд статей Декларации прав человека отражены в Конституции России.

11: Конституция Российской Федерации – это основной закон, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

12: Действующая Конституция принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Конституция РФ состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Она закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

13: В Конституции РФ записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Учитель: знание законов одинаково полезно как для государства (тогда граждане не нарушают норм права), так и для самого человека (он знает, как поступить в том или ином случае, как себя защитить). На сегодняшнем классном часе мы познакомимся с правами и обязанностями человека как гражданина государства, а также, учитывая, что вы являетесь учащимися школы, мы ознакомим с правами ребенка и, самое главное, с его обязанностями. Итак, каждый человек с рождения имеет свои права. Что же такое – право?

14: Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе (С.И. Ожегов)

15: Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность гражданину действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. (Конституция РФ)

16 : Мы объявляем творческий конкурс «Права ребенка моими глазами» Будем очень рады, если вы примите активное участие и выразите, в своих рисунках, то что для вас главное по данной проблеме.

17: Какими же правами обладает гражданин государства?

    Все равны перед законом и судом.

    Каждый человек имеет право на жизнь.

    Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

    Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению.

    Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.

    Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, изгнанию.

    Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.

    Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.

    Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    Каждый человек имеет право владеть имуществом.

    Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Каждый человек имеет право на труд.

    Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

    Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.

(Ролевая игра «Юридическая консультация»)
Учитель:
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы можем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права. И к вам за советом обращаются литературные герои. Подумайте, какие права нарушены и разъясните нашим героям их права.
М а у г л и . Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями. Не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. И вот я попал в общество людей. Люди посадили меня в клетку и об­ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право? Имею ли я такие же права, как и все люди?
17: Конечно, вы имеете те же права, что и все люди. Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих спо­собностей. Иникто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство, подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорбле­ниям.
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
18: Конечно, нарушает. Каждый име­ет право на личную жизнь, на тайну переписки, на уважение его достоинства.
Зайчик. Жил я, заяц, рядом с лисой. У лисы была избушка ледяная, а у меня- лубяная. Пришла весна-красна! У лисы избушка растаяла, а моя осталась стоять по-старому. Вот лиса и попросилась у меня переночевать, да из избушки то и выгнала. Имела ли лиса на это право?

19: Нет, лиса не имела такого права. Ведь, каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Лягушка – путешественница . Жила-была я себе спокойненько. Сидела в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы благополучно. Но решила я попутешествовать. Предложила лягушкам взять в свои клювы прутик, а я прицепилась за него посередине. Утки летели, а я ехала. Но случилась одна неприятность, и я приземлилась в чужое болото. А утки за мной не возвращаются. Имею ли я право на возвращение домой или на новое место жительства?

20: Конечно, ведь каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.

Буратино . Говорящий Сверчок велел мне ходить в школу. Иначе, сказал он, меня ждут ужасные опасности и страшные приключения. Я хочу быть умненьким-благоразумненьким. Но я ведь деревянненький, - мальчишки в школе меня засмеют. Что же мне делать?

21: Конечно Вам надо идти в школу. Каждый человек имеет право на образование и право на уважение человеческого достоинства.

22: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор. Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. А взрослые обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми.

23: Все мы знаем свои права, но не все знают и выполняют обязанности, возложенные государством.

24: обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (С.И. Ожегов)

    Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

    Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

    Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

    Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь
    памятники истории и культуры.

    Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.

    Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. Если вы имеете права, то значит, вы имеете обязанности.

    Права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

    Каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ, определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок.

25: Защищая свои права, мы всегда должны помнить о своих обязанностях и выполнять требования Устава и внутреннего распорядка школы. Вовремя приходить на занятия. Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.

Уважать права одноклассников, других учащихся и работников школы. Бережно относиться к школьному имуществу.

Учитель: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку по­ведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1
Мама
. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром­кой музыкой!
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
26: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не ува­жает права других людей.
Сценка 2
Учитель . Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Д и м а. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Объясните, пожалуйста, Диме, в чем она не прав.

27: Кроме прав у Димы есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права ДРУ­ГИХ людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только помыли!
И в а н о в . А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Кто разъяснит Иванову его пра­ва и обязанности?

28: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Пет­ров?

29: Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Вот такой борец за права ре­бенка! Может быть, он прав?
30: Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Сценка 6

Маша: Здравствуйте, Мария Ивановна! Можно войти? (На урок ученица пришла в одежде, не предназначенной для школы: короткая юбка, чрезмерное использование косметики).

Учитель: Что у тебя за внешний вид? Это же школа!

Маша: Имею право на индивидуальность.

Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

31: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными. Учитель прав.

Учитель: итак, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают­ся права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

32: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.

Учащиеся: Я – дитя Природы, поэтому я...

33:Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.

34:Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.

3 5:Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством.

Учащиеся: Я – носитель разума, поэтому я...

36:Не совершаю бездумных действий.

37:Несу ответственность за все, что со мной происходит.

38:Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям.

Учащиеся: Я ценю жизнь и поэтому я...

39:Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

40:Я помогаю.

41:Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье.

Учащиеся: Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я...

42:Осознаю, что я человек.

43:Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.

44:Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений.

Учащиеся: Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я...

45: Стремлюсь хорошо учиться.

46:Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.

47:Посажу дерево, построю дом, выращу детей.

Учащиеся: Я – обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я...

48:Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все.

49:Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.

50:У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки.

Учащиеся: Я – гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я...

51:Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

52:Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.

53:Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

54 : О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

55 : Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day). В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - первый универсальный международный акт по правам человека.

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является привлечение внимания "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она способствовала введению более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

На ее основе осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 году. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека.

За соблюдением принятых пактов, конвенций и договоров по правам человека наблюдает Верховный комиссар ООН по правам человека, решение об учреждении мандата которого было принято в 1993 году в Вене (Швейцария) на Всемирной конференции по правам человека. Верховный комиссар представляет доклады Комиссии по правам человека ООН, а через Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) направляет их Генеральной Ассамблее. Верховный комиссар должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Принятие на Всемирной конференции по правам человека 1993 года Венской декларации и Программы действий, ознаменовало начало новых усилий по защите и поощрению прав человека. В Венской декларации и Программе действий был закреплен универсальный характер прав человека и необходимость борьбы со всеми формами расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В документах подчеркиваются также права женщин, детей, меньшинств и коренных народов.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года, Арабская хартия о правах человека 1994 года.

Права человека в области образования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамках ЮНЕСКО. В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которого состоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования, проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

В 1966 году была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

В 2013 году лауреатами премии стали Малала Юсафзай - 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day). В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека — первый универсальный международный акт по правам человека.

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является привлечение внимания "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она способствовала введению более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

На ее основе осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 году. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека.

За соблюдением принятых пактов, конвенций и договоров по правам человека наблюдает Верховный комиссар ООН по правам человека, решение об учреждении мандата которого было принято в 1993 году в Вене (Швейцария) на Всемирной конференции по правам человека. Верховный комиссар представляет доклады Комиссии по правам человека ООН, а через Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) направляет их Генеральной Ассамблее. Верховный комиссар должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Принятие на Всемирной конференции по правам человека 1993 года Венской декларации и Программы действий, ознаменовало начало новых усилий по защите и поощрению прав человека . В Венской декларации и Программе действий был закреплен универсальный характер прав человека и необходимость борьбы со всеми формами расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В документах подчеркиваются также права женщин, детей, меньшинств и коренных народов.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным , что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года, Арабская хартия о правах человека 1994 года.

Права человека в области образования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамках ЮНЕСКО . В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которого состоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования, проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

В 1966 году была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

Лауреатами премии стали Малала Юсафзай — 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

В 2017 году в День прав человека стартует рассчитанная на один год кампания, приуроченная к предстоящей 70-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека (1948).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

С 1950 года празднуется 10 декабря День прав человека во всем мире. Юридической основой для появления этого праздника стала принятая в 1948 году ООН Декларация прав человека. Положения этой декларации являются фундаментом для целого ряда нормативных актов, обладающих обязательной юридической силой - это различного рода международные декларации, договоры, национальные законы, билли, конвенции, и даже некоторые конституции. Ответственным за то, как организовывается и проводится международный день прав человека, назначен Верховный комиссар.

Как проводится всемирный день прав человека

Эта дата во всех уголках земного шара знаменуется проведением масштабных мероприятий: митингов, шествий, встреч и семинаров. В последние несколько лет Всемирный день прав человека знаменуется лозунгом, выбирающимся ООН, при этом каждый лозунг акцентирует внимание на какой-то определенной проблеме соблюдения прав. Собравшиеся чтут память тех, кто стал жертвами геноцида, политических репрессий, пыток, расовых дискриминаций. На мероприятиях, посвященных этому дню, освещаются события, которые всколыхнули общество за прошедший год, унизили достоинство человека или же нарушили законы гуманизма. Участвуя в праздновании этого дня, каждый имеет возможность сделать мир добрее, искоренить ненависть и отсутствие человеколюбия.

Что гарантирует Декларация?

Основная идея, заложенная в Декларации, - это признание того, что каждый человек рождается одинаково свободным и равным, независимо от расы, места рождения, социального статуса, внешности и любых иных факторов. Декларация гарантирует следующее:

  • Основополагающими свободами обладают все люди, что говорит об их равенстве;
  • Справедливость и уважение к каждому;
  • Право на жизнь и труд;
  • Равноправность перед законом;
  • Свободное высказывание мыслей;
  • Основание на социальное обеспечение;
  • Возможность получить желаемое образование.

Ратифицируя положения Декларации, каждое государство берет обязанность четко придерживаться прописанных правовых норм. Государство должно разработать правовые механизмы для защиты от нарушений, а граждане, в свою очередь, должны знать об этих механизмах и уметь, при необходимости, воспользоваться ими.

Сегодня принято День прав человека в России отмечать проведением различных мероприятий (официальных и неофициальных), митингов, акций. В честь праздника с 2001 года учреждена премия имени А.Сахарова, которая присуждается журналистам за выдающиеся поступки. В ходе проведения этого праздника проводится массовая разъяснительная и просветительская работа, направленная на освещение для народа вопросов прав человека, их соблюдения и защиты. На различных форумах, встречах, семинарах рассматриваются и доносятся до широкого круга населения основные вопросы, касающиеся прав людей.

О других важных читайте на нашем портале.