Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Конспект занятия по логопедии "автоматизация свистящих звуков во фразовой речи" Конспе




Конспект занятия по логопедии (1 класс)

Тема: « Автоматизация свистящих звуков (С, З, Ц) во фразовой речи».

Цель: закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков «С, З, Ц» во фразовой речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

    упражнять детей в правильном произношении свистящих звуков и в четком произношении фраз;

    учить детей анализировать текст.

Коррекционно-развивающие задачи:

    развивать артикуляционную моторику;

    развивать фонематическое восприятие;

    развивать мелкую моторику пальцев рук;

    развивать память, внимание;

    активизировать словарный запас.

Воспитательные задачи:

    формировать положительную мотивацию к занятиям;

    воспитывать навыки самоконтроля;

    воспитывать интерес к слову, к собственной речи.

УУД: Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные: умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции, классификации, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания.

Оборудование: зеркала; предметные картинки; цветные карандаши; картинки с буквами, средства ИКТ.

Ход занятия:

1 этап. Организационный момент (2 мин.)

Задача: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям свободно высказываться и настроиться на работу.

- Здравствуйте, ребята!

Ну, вот, поздоровались учтиво,

Теперь встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо

Вижу, детки хоть куда!

Ну, начнем урок, друзья!

На занятии наши глаза смотрят и всё….(видят).

На занятии наши уши слушают и всё…(слышат).

На занятии наша головка что делает? (думает).

Подумайте и скажите, какие звуки мы учимся четко и правильно произносить на наших занятиях? (с, з, ц ).

2 этап . Артикуляционная гимнастика (5 мин.)

Задача: укрепить мышцы артикуляционного аппарата; уточнить произношение свистящих звуков.

Для того, чтобы мы правильно произносили звуки, у нас должен быть развит речевой аппарат. Давайте сделаем нашу артикуляционную гимнастику. Возьмите свои зеркала.

    губки в улыбочку, губки в «трубочку» (и - у);

    упражнение «орешки»;

    упражнение «мостик»;

    упражнение «колесо»;

    упражнение «маляр»;

    упражнение «часики», «змейка».

Артикуляция свистящих звуков – губки в улыбочке, зубки все видны, кончик языка за нижними зубками, сквозь щель между зубами выходит холодная струя воздуха.

3 этап. Актуализация опорных знаний и представлений (6 мин.)

Задача: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

Сегодня, ребята, мы продолжим закреплять свистящие звуки в предложениях. Потому что мы группа не простая, а логопедичекая. И должны все слова проговаривать практически!

Как мы с вами говорить должны?

- ЧЕТКО, ВНЯТНО, ЧТОБЫ БЫЛО ВСЕМ ПОНЯТНО! (Слайд).

Но сначала давайте проговорим чистоговорки с этими звуками. Сначала все вместе, затем каждый произнесет.

Чистоговорки.

С пит с покойно с тарый с лон, с тоя спать умеет он.

З аяц белый с анки с делал и каталс я у реки.

З аяц рыжий с делал лыжи и помчал вперегонки. (Уточнить значение слова вперегонки . Вперегонки - бежать, стремясь обогнать друг друга).

4 этап . Игра «Подскажите словечко » (8 мин.)

Задача: активизировать познавательную деятельность;развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

(На доске картинки, ученики выбирают необходимую. Затем отгадку записывают в тетрадь, четко проговаривая все звуки. Подчеркнуть цветными карандашами буквы «С, З, Ц»).

Серый волк в густом лесу встретил рыжую….(лису).

Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …(киска).

Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий…(пёс).

Заправляю сам кроватку, быстро делаю…(зарядку).

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка).

Длинным клювом тонким схватит лягушонка,

Капнет с клюва капля. Кто же это? .... (цапля).

5 этап. Физминутка (2 мин).

Задача: снять усталость, напряжение; развивать мелкую моторику.

Скачет зайчик … (стр.236 «Речь, ритм, движение»).

Ловко с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся и опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх! Зайчик скачет выше всех!

6 этап. Пересказ текста по вопросам »Зайка и коза» (5 мин.)

Задача: развивать умение излагать, пересказывать текст по вопросам .

Я прочитаю рассказ, вы внимательно слушайте и ответьте на вопросы. Следите за своим произношением, чтобы звуки все четко были слышны!

У Зины заводная коза. Заведут её – она бегает по доске. Забавная такая. Зина сама заводит козу. А о своем зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенки поёт: - «Скоро мой зайка заснет, зайку никто не возьмет». Но зайка не спит, он козы боится. Вот, забодает коза.

Вопросы: 1. Что есть у Зины? 2.Что делает Зина с козой? 3.Как Зина и Зоя относятся к зайке? 4.Как Зоя играет с зайкой? 5. Какую песенку она поет? 6.Почему зайка не спит?

7 этап. Пересказ текста самостоятельно детьми (5 мин.)

Задача: закрепить умение пересказывать текст самостоятельно, выделяя существенное.

8 этап. Итог занятия. Рефлексия.

Задача: проанализировать и оценить успешность достижения цели.

Ученики рассказывают о том, чем занимались на занятии.

Какие звуки закрепляли на занятии? Что понравилось?

На столе лежат картинки с человечками. Выберете, пожалуйста, того человечка, который соответствует вашему настроению. Молодцы!

Ребята, для того, чтобы хорошо говорить, чтобы ваша речь была красивой, надо над этим много работать. Это большой труд! На следующем занятии мы продолжим работу над звуками.

9 этап. Домашнее задание.

Выучить чистоговорку. (На цветке цветок, пьет цветочный сок).

Тема:

Цели:

Задачи:

Оборудование:

План занятия:

1. Организационный момент.

Ход занятия:

  1. Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал - картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах — сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад — если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) - проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: — в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по автоматизации свистящих звуков.»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Автоматизация свистящих звуков».

Цели: закрепление навыка правильного произнесения звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

Задачи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, автоматизация навыков правильного произнесения свистящих звуков, введение звуков в речь ребенка, развитие внимания и памяти, фонематического восприятия.

Оборудование: индивидуальный наглядный материал.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, простых предложениях.

3. Автоматизация звука [Сь] в словах, словосочетаниях.

4. Автоматизация звука [Ц] в словах.

5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах.

6. Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

7. Автоматизация звука [Зь] в словах, словосочетаниях.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим зубки», «Дудочка», «Ветерок».

    Автоматизация звука [С]. Уточнение артикуляционного уклада звука [С], произнесение звука. Автоматизация звука [С]: - в словах, насыщенных звуком [C]: сосулька, состав, способ, спуск, соска и пр.; - в словосочетаниях: стеклянный стакан, соленый суп, спелая капуста, смелый солдат и пр.; - в предложениях: смелый солдат спешит сражаться, у стола стоит стул, рассаду высадили в саду, скоро вставать и пр.

    Автоматизация звука [Сь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Сь], произнесение звука. Автоматизация звука [Сь]: Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах, сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели): - проговаривание слов, насыщенных звуком : синий, сельдь, система, соседи, спасибо и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: веселые гуси, синие васильки, десять слов и пр.

    Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал – картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

Игра «Чего не стало» - на развитие внимания и памяти, отработка грамматических категорий: родительный падеж единственного числа имен существительных: - в словах с насыщенных звуком [Ц]: целуется, целится, цепляется и пр.;

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах - сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад - если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

6. Автоматизация звука [З]. Уточнение артикуляционного уклада звука [З], произнесение звука. Автоматизация звука [З]: - в словах, насыщенных звуком [З]: зазывала, заноза, зазубрина и пр.; - в словосочетаниях: знакомая музыка, знание языка, забыли зонт и пр.; - в предложениях: у Зои новый зонт, звучит знакомая музыка, Захар заехал на завод и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) – проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Цель: автоматизация произношения шипящих звуков.

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие: развивать умение запоминать слоговые ряды, определять наличие звука в слове.
2. Развивать умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове.

3. Развивать темпо-ритмическую сторону речи, память.
4. Учить строить простое предложение.

Ход занятия

1. Организация детей на работу.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник шипящих звуков.
Назовите буквы, которые привез грузовик. (В грузовике буквы ш, ж, ч, щ).
Какую песенку поет змейка? (Ш-ш-ш).

2. Работа над слогами. Игра с мячом
Змейка приготовила для вас слоговые загадки.
ША-ШУ-ША ШО-ШО-ШУ АШ-ИШ-АШ ИШ-УШ-ИШ
ШИ-ША-ШИ ША-ША-ШИ ОШ-УШ-ОШ АШ-ОШ-АШ

3. Автоматизация произношения шипящих звуков в стихах.
Ребята приготовили змейке в подарок воздушные шарики. Читают стихи, держат в руках «воздушные шарики» из картона с иллюстрацией к стихотворенью.

На кухне кошка готовит лепешки,
любит лепешки котенок Тимошка.

Кошка на окошке штанишки шьет,
А мышка в сапожках избушку метет.

Я по камушкам пошел,
Шапку желтую нашел.

Наш Мишутка на подушке
Шевелит тихонько ушком.

4. Упражнение «Почтовый ящик».
Что за песенка звучит? Кто это летит к нам? (Жук). Спойте вместе песенку жука.
У жука есть почтовый ящик. В него нужно положить картинки с песенкой жука. Подумайте, что можно положить в его почтовый ящик.
Слова: жаба, шоколад, шишка, шапка, чашка, мяч, щетка, желудь, овощи, чеснок.
Жук очень рад, что все слова с его песенкой оказались в его почтовом ящике.

5. Автоматизация произношения шипящих звуков в чистоговорках.
А теперь споем ему песенку. Пропевают чистоговорку под музыку.
Жа-жа-жа-жа, мы нашли в лесу ежа,
Жу-жу-жу-жу, дали яблоко ежу,
Же-же-же-же, ежик съел его уже,
Жи-жи-жи-жи, нам животик покажи.

Физпауза

К нам мчится поезд. Пропоем песенку паровоза. Ч-ч-ч
Встаньте у своих стульчиков, изобразите поезд.
Чух, чух, чух, чух, мчится поезд во весь дух.

6. Упражнение «Поезд»
В поезде поедут пассажиры. Им нужно помочь сесть по вагонам.
Прохлопывают слова: жираф, кошка, черепаха, жук, шмель, ящерица.

7. Автоматизация произношения шипящих звуков в стихах.
Поезд отправляется. А к вам спешит дворник со своей метлой. Скажите, как дворник подметает? (Щ-щ-щ).
Дворник сердит, как нам его развеселить?
Рассказать стихи.

Саша с Машей, не спеша, шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка носить эти сапожки.

Кошка, кот и шесть котят ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек - 8 окон - 8 кошек.
Просят у проводника 8 чашек молока.

Я взяла под мышку плюшевого мишку,
В ванну посадила и пошла за мылом.
Оглянулась: ой-ой-ой, расшалился мишка мой.

Зайка забавный у Жени живет.
Женя не знает с зайкой забот.
Зайке не нужен ни обед, ни ужин.

8. Итог занятия.
Праздник заканчивается. Назовите звуки из шипящей семейки. Все буквы надо погрузить в кузов грузовика, они отправятся в страну шипящих.

Чтобы скачать материал или !

Тема:

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Цель:

Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие – звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Развивать связную речь.

Оборудование

Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

Оргмомент

Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

1. Артикуляционные упражнения

1. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – змея шипит – Ш-Ш-Ш.

2. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – жук жужжит – Ж-Ж-Ж.

2. Речевая дыхательная гимнастика.

Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

жа жо жу жи

жа жо жу жи же

ша шо шу ши

ша шо шу ши ше

3. Дифференциация звуков в слогах.

Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач –

Самый первый силач,

Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

У него, у жука

На головушке – рога.

Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

Игра «Хлопни – топни» На слог ЖА – хлопнуть в ладоши, на слог ША – топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш – Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж – в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

– Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

– Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

Шить – жить Житье – шитье

Шаль – жаль Жито – шито

Шалить – жалить Лежа – Леша

Шутка – жутко Мажут – машут

Уши – ужи Наживка – нашивка

7. Физкультминутка. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

(Медленно опустить руки и присесть)

8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

9. Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.

2) Шура пошел в цирк Шапито.

В Шапито шутил и смешил людей шут.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.

10. Подведение итогов занятия.

прислала

Ващенко Натлья
учитель-логопед

Шмакова Елена
Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации свистящих звуков

Постановка , автоматизация и дифференциация свистящих звуков .

Конспекты логопедических занятий .

Занятие 1 . .

Подготовительный этап.

Цель : подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с] ; формирование длительной направленной воздушной струи; упражнение в различении слов, близких по звучанию; умение определять наличие звука [с] в ряду звуков ; развитие функции языкового анализа и синтеза;воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование : картинки свистящих ; образ звука [С] «Дыхание» .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Развитие пространственного восприятия

Между кем ты сидишь? Кто сидит справа от тебя? Кто сидит слева от тебя?

2. Сообщение цели занятия .

3. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Дружба» .

«Кулак. Ребро. Ладонь» .

4. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения, направленные на развития подвижности губ :

«Оскал» , «Хоботок» , «Трубочка» .

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка :

(см. артикуляционные упражнения для постановки звука [с] ).

Развитие силы выдоха. Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Гимнастика Стрельниковой.

Поем песенку. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау , ауи и т. д.) . Выдох контролируется ладонью.

«Топор» . Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч , сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

«Холодный ветер» . Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы. Поднести ко рту тыльную сторону ладони. Должна ощущаться резкая бьющая холодная струя. Игры для тигры – компьютерная технология.

6. Развитие фонематического восприятия

Выделение на фоне слогов и слов звука [с] среди звуков , далеких по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук » . Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с] . Сначала педагог произносит звуки [л] , [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда , даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

7. Фонетическая гимнастика, ритмика.

8. Упражнения по развитию ритма.

Отстучать по подражанию.

Занятие 2 .

Конспект занятия по постановке звука [С] .

Подготовительный этап.

Цель : Обучение правильно произносить звук [с] с механической помощью и по подражанию; продолжение выполнения артикуляционных упражнений для звука [с] в полном объеме ; формирование длительной направленной воздушной струи; закрепление умения в различении слов, близких по звучанию; определение наличие звука [с] в ряду других звуков . Развитие мимической выразительности, памяти, внимания, целостного восприятия, мелкой моторики. Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности.

Оборудование : картинки : артикуляционная гимнастика для свистящих звуки [с] и [ш] ; образ звука [С] ; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание» , рабочий пенал.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

3. Повторение игры на развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка. (см. арт. упр. для постановки звука [с] ) .

5. Игры на развитие речевого дыхания.

Развитие силы выдоха

Дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука [ф] (длительный выдох, произнесение звука [т] (короткий выдох) .

Развитие силы выдоха. Выработка плавного и длительного выдоха. «Одуванчики» «Игры для тигры» – компьютерная технология.

«Погаси свечу» . Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фууууу.

«Воет буря» . Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка. Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появляется шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами

«Малыш учится произносить звук [и] » . Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [и] . Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.

«Песенка ослика» . Произнесения звукосочетания иа .

«Лодочка» . Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой («желобком» ). Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть языка тонкую палочку или зонд.

6. Формирование зрительного образа звука [с]

Посмотри, как губы улыбаются, язычок прячется за нижние зубы. (Показ артикуляции.)

Закрепление слухового образа звука .

Киска коготком проколола шарик. Послушай, как свистит воздух : с-с-с-с. Ты тоже скоро научишься так произносить звук .

Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции)

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сначала показывает логопед , а затем - ребенок.

Выделение звука [с] среди звуков , близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки : [с], [з], [с], [ш], [ц], [с]. Слоги : са, за, со, ша, цо, су, зы, сы. Слова собака, зайка, солнышко, шуба, сапоги, сад и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [с] .

Игра «Пятый лишний» . Капуста, свекла, картошка, редис, абрикос. Отложить лишнюю картинку.

«Подбери и назови» . Разложить в две стопки картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш] .

Определить позицию звука [с] в словах санки , сапоги, сова, автобус .

Есть ли звук [с] в словах капуста, свекла, редис, фасоль, салат, чеснок?

Найди овощи, в названии которых есть звук [с] . Где слышится звук [с] в слове салат ? В слове чеснок? В слове капуста?

8. Фонетическая гимнастика, ритмика.

9. Упражнения по развитию ритма.

Отстучать по подражанию.

«Молоточек» . Повтори ритм, который отстучит взрослый.

Пример : 1 - 2 - с - сс.

Ритмы : 2 – 1;2 – 2; 1-3; 3-1;1 - 1- 2;1-2-1;2 - 3 и т. д.

Занятие 3 .

Конспект занятия по коррекции изолированного звука [С] .

Цель : закрепление правильного произношения звука «с» в изолированном виде; формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука ; воспитание потребности в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование свистящих ; картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] ; мимические картинки; образ звука [С] ; молоточек для отстукивания ритма; самолёт игрушечный; сундучок «Дыхание» ; сигнальные карточки; буква С; зрительные опоры гласных звуков .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

3. Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений.

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия ) .

4. Коррекция изолированного звука [с] на игровом материале.

Упражнения «Течет водичка» («Холодный ветер» , «Насос» , «Чайник» ) Звукоподражания .

«Вывести звук погулять » .

«Мимические упражнения» автоматизации изолированного звука . Выразить интонацией при произнесении звука разное настроение людей.

«Буква потерялась» .

Дед Звукоед (злой волшебник) похитил звуки в словах .

Апог голо.

По. уда плюю.

Ле. .обака

Итрере. Му. ор

Ве. ы. ундук

Орока поя.

Ли. а убегает в ле.

Али. а не умеет пи. ать.

Дени. .ам надевает. андали.

Анфи. а по. адит ове. И фа. оль.

«Кулак. Ребро. Ладонь» . Пропеть заданный звук на известную мелодию с движениями.

5. Развитие фонематического слуха.

Поднятие сигнальной карточки на заданный слог.

На слог са : ра, па, са, ма, са, са, да.

На слог сы : сы, мы, вы, ры, хы, сы, ры.

Запоминание слога со звуком с последующим выкладыванием картинок. (см. карточки со словами)

Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [с] , из ряда других.

6. Фонетическая гимнастика, ритмика.

звуков без голоса , с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса. Вводят зрительные опоры – символы для гласных звуков .

а___выдох ао аоу уоа аоуы

7. Упражнения по развитию ритма.

Отстучать по подражанию.

8. Работа с буквой с.

Произнеси звук [С] длительно на одном выдохе : с – с – с – с.

Выставляется буква с.

Звук [с] , посмотри - вот это твоя буква.

В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб.

И поэтому с небес нам светила буква С.

Рассмотри букву С, нарисуй ее в воздухе каждым пальцем поочередно, сначала одной, затем другой и двумя руками одновременно.

Занятие 4 .

Автоматизация звука [с] в обратных (закрытых) слогах.

Цель : обучение произносить звук [с] в обратных слогах; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с] звука в слогах слогов ; составление схем слогов

Оборудование : картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих , образ звука [С] . Сундучок «Дыхание» , молоточек для отстукивания ритма, счетные палочки, клубок ниток. Коробочки «» . Картинки героев сказки «Теремок» ; картинки с изображением предметов со звуком [с] и без него ; картинки для игры «Определи позицию звука [с] в слове » .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

(см. предыдущие занятия ) .

4. Коррекция изолированного звука .

«Водичка течет» под наблюдением логопеда .

5. Проверка домашнего задания.

6. Работа на звуком [с] в закрытом слоге.

Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе, с выкладыванием палочек, наматывание ниток на клубок, «пальчики здороваются» . Произнесение слогов от имени детей , их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов.

Работа на звуком [с ] в шутках . Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый : Говорит ребенок :

В сумке вкусный ананас ас-ас-ас-ас-ас.

Кисточку принес Барбос ос-ос-ос-ос.

Стас Сосискин был не трус ус-ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз ис-ис-ис-ис.

Совы полетели в лес эс-эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас ас-ас-ас-ас.

На тарелке абрикос ос-ос-ос-ос.

Там у пристани баркас ас-ас-ас.

Произнесение слогов от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.

Анализ и синтез обратных слогов

Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис.

Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас.

Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а] , а затем - [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета) .

Какой первый звук в слоге ыс ? Какой второй звук ?

Назови второй звук в слоге ос ?

Назови пропущенный слог в словах

как. (тус) ана. (нас)

пок. (ос) фок. (ус)

комп. (ас) косм. (ос)

Составление слогов ис , ыс, ас из букв разрезной азбуки.

«Мимические упражнения» . Использовать мимические картинки для автоматизации звука .

7. Развитие фонематического восприятия

Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [с] .

Игра «Определи позицию звука [с] в слоге » Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове .

Игра «Определи позицию звука [с] в слове » . Игра проводится с помощью фишек, которые отмечают позицию звука в слове . (см. слова к. № 1)

Занятие 5 .

Конспект занятия по автоматизации звука [С] .

Автоматизация звука [с] в прямых (открытых) слогах.

Цель : обучение произносить звук [с] в прямых слогах ; продолжение работы над развитием подвижности кончика языка, добиваться четкого произношения изолированного звука [с] ; формирование длительной, направленной воздушной струи. Упражнение в определении наличия звука в слогах ; анализ и синтез обратный и прямых слогов ; составление схем слогов . Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; воспитание потребности в речевом общении.

Оборудование : картинки с изображением артик. гимнастики для свистящих . Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] . Мимические картинки; образ звука [С] . Молоточек для отстукивания ритма. Самолёт игрушечный. Сундучок «Дыхание» . Рабочий пенал. Буква С, зрительные опоры гласных звуков , таблицы со слогами.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели занятия .

3. Артикуляционные упражнения.

Повторение и закрепление специальных артикуляционных упражнений, направленные на развитие подвижности мышц и кончика языка и выработку воздушной струи (см. предыдущие занятия ) .

Работа над артикуляцией гласных звуков без голоса , с показом артикуляции перед зеркалом; произнесение гласных перед зеркалом с изменением силы и высоты голоса.

а___выдох ао аоу уоа аоуы

о___выдох у___ ы___ э___

4. Коррекция изолированного звука .

Дети по очереди выполняют упражнение «Водичка течет» под наблюдением логопеда .

5. Работа над звуком [с] в открытом слоге.

Работа с таблицами перед зеркалом фронтально и индивидуально. Обращается внимание на точность артикуляции звука [с] и гласных .

с___а с___у с___о с___ы

Игровые задания, произнесение слогов с подключением движений и мимики. Даются указания : выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например : произносить слоги, имитируя управление автомобилем , шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание, «Падают снежинки» , «Лепим снежки» , «Катаем снежную бабу» . Выделение ударного слога.

Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.

Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.

Са-сы-со-су; сы-са-со-су.

Какой слог лишний? Са-са-са-сы.

Повтори слоги : са-сы-со.

Послушай еще раз. Са-со.

Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы? (Са.)

«Мимические упражнения» . Использовать мимические картинки для автоматизации звука .

Работа на звуком [с ] в шутках . Закончи чистоговорку.

Говорит взрослый : Говорит ребенок :

У стены стоит коса са-са-са-са.

Стоп, сломалось колесо, со-со-со-со.

Страшно вечером в лесу су-су-су-су.

Мы испачкали носы сы-сы-сы-сы.

Зеленеют все леса са-са-са-са.

На столе стоят весы сы-сы-сы-сы.

Сумку маме принесу су-су-су-су.

6. Анализ и синтез слогов

Какой первый звук в слоге са ? Какой второй звук ?

Сколько звуков в слоге са ?

Звук [с] «подружился» со звуком [о] . Какой слог получился?

Есть ли звук [с] в словах сок , сын, сумка, самосвал?

Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

«Молоточек» . Повтори ритм, который отстучит взрослый, на слоге СА (СО, СУ, СЫ) .

Пример : 1 – 2 – са – саса.

Ритмы : 2 – 1,2 – 2, 1 – 3,3 – 1, 1 – 1 – 2, 1 – 2 – 1, 2 – 3 и т. д.

7. Развитие фонематического восприятия.

Разложи картинки в две стопки. К букве ш положи картинки со звуком [ш] , к букве с - картинки со звуком [с] . Педагог произносит слова, а ребенок подбирает нужные картинки.

Определение позиции звука [с] в словах слон , носорог, ласка.

Игра «Сосчитай, сколько раз прозвучал звук [с] в ряду звуков ».

Логопед произносит звуки : а, д, с, б, в, ш, с, р, ц л, с, к, ш, м.

Дети выкладывают соответствующее количество счетных палочек, затем считают их и выкладывают из них геометрические фигуры.

Игра «Найди слоги со звуком [с] » (условия те же) : са, ма, фа, ка, ку, до, сы, лу, со, мо, сы.