Дикорастущие растения как растут. Дикорастущие растения: виды, названия, отличие от культурных




Перевод термина «культура» с латинского означает «возделывать, обрабатывать». Именно упорный и внимательный труд по возделыванию диких растений привёл к появлению культур.

Новые культуры в современном мире появляются благодаря биологическим открытиям и достижениям генетики.

Про культурные растения

Первые пробы окультуривания растений имели место в каменном веке. Первобытный человек, собирая съедобные плоды, корни, ягоды, семена и др., обратил внимание на возможность выращивания нужных ему растений возле жилища.

Бросив семена в рыхлую влажную землю и получив первые плоды земледелия, он постепенно научился управлять процессом выращивания культурных растений.

Своевременный полив, уничтожение сорняков, охрана от внезапного истребления урожая животными и насекомыми, отбор лучших по качеству, вкусу и размерам растений привели к неосознанному искусственному отбору. Спустя время, отбор ознаменовал появление первых культурных растений.

А опыт выращивания, ухода за растениями накапливался и передавался следующим поколениям. Развитие земледелия сформировало географические очаги выращивания определённых культур. Распространению окультуренных растений способствовали войны, торговля, перемещения и странствия.

Преобладающая часть культурных растений выращена давно, но отдельные экземпляры окультурены сравнительно недавно. Примером служит сахарная свёкла, возделывать которую стали в начале XIX века, тогда как пшеница выращивалась уже в VII тысячелетии до н.э.

Чем культурные растения отличаются от дикорастущих

Состав почвы, наличие осадков, уровень температурных показателей, скорость перемещения воздушных масс не зависят от человека, а созданы природой и регулированию не подлежат (по крайней мере, на данном этапе развития человечества).

Такие условия называют естественной средой произрастания. Дикорастущие растения приспособились к среде обитания и подчиняются естественному отбору и размножению.

Видео: дикорастущие и культурные растения

Знаете ли вы? Существует интересный родственник привычных нам помидоров – поркупинский томат: его листья покрыты острыми яркими шипами, содержащими ядовитые вещества, плоды же напоминают по размеру и цвету привычные помидоры черри, но дегустировать их не стоит, ведь они тоже богаты токсичными алкалоидами. К счастью, он встречается в основном на Мадагаскаре.

Культурные же находятся во власти человека. Их рост, размножение, развитие, урожай, место произрастания, время посадки зависят от людей. Без должного внимания и заботы с их стороны хороший урожай не получить.

Какие растения называют культурными

Растения, выращенные человеком для выполнения поставленных целей, называют культурными. Цели могут быть самыми разными. Среди них выделяют обретение продуктов питания, наполнение кормовой базы животноводства, изготовление лекарственных препаратов из растительного сырья и другие.
Селекция, гибридизация, генная инженерия – главные пути преобразования дикорастущих растений в культурные. Последние подразделяют на 11 групп.

Декоративные

Растения, применяемые для озеленения населённых мест, оформления садов, парков, аллей, улиц, украшения жилых помещений и отдельных зданий, называют декоративными. Насчитывается более 10 тысяч видов декоративных культур.

Различают:

  • парковые деревья;
  • цветочные;
  • декоративно-лиственные;
  • газонные;
  • почвозащитные;
  • мелиоративные растения.

При выборе декоративной культуры учитывают цветовую гамму листьев или хвои, габариты и аромат цветков, длительность и сроки цветения, а также внешний вид после цветения. Особую ценность представляют растения, сохраняющие декоративность (привлекательность) весь год.
Цветочные декоративные насаждения являются наиболее распространёнными и разнообразными в применении, композициях и уходе.

Видов цветов – великое множество, некоторые из них выведены исключительно для выращивания дома (декоративные , некоторые виды ), другие прекрасно растут под открытым небом. Есть виды, которые могут радовать вас как на подоконнике, так и на приусадебном участке, например, различные .

К парковым декоративным причисляют лиственные и хвойные, вечнозелёные и c опадающими листьями деревья и кустарники. По высоте выделяют высокие, средние и низкие растения.

Среди низкорослых ценятся стелющиеся и карликовые виды ( , ), которые наиболее красивы в каменных садах, альпийских горках, склонах. Не менее важна форма кроны.


Среди них выделяют:

  • пирамидальную ( , );
  • шаровидную ( , );
  • коническую ( , );
  • раскидистую ( , );
  • зонтиковидную (шелковистая акация);
  • плакучую ( , берёза плакучая);
  • вьющуюся ( , ).

Водоёмы украшают растениями с плакучей формой кроны, а улицы, скверы, парки – с конической, шаровидной, пирамидальной. В посадках одиночного типа преобладают культуры раскидистой и зонтиковидной конфигурации. Вьющиеся растения создают вертикальные декоративные сооружения.


Живые изгороди из почвозащитных растений выполняют функцию защиты от ветра, маркировки границ участков земли, украшения ландшафта. Мелиоративные насаждения способны высушить почву (), задержать оползни ( , ), закрепить песчаный грунт (ива-шелюга). К лучшим газонным растениям относится полевица гигантская, не уступают и .

Зерновые и хлебные злаки

Растения, выращенные для использования зерна, относятся к злаковым. Зерно злаковых культур применяют в пивоварении, в животноводстве, в крупяной, хлебной промышленности и других отраслях.

Первое место по сбору валового продукта и количеству площадей посева принадлежит выращиванию хлебных культур:

  • пшеницы;
  • риса;
  • ячменя;

Не все зерновые принадлежат к злаковым, например, существуют так называемые зернобобовые культуры, являющиеся представителями бобового семейства, к ним относятся соя, фасоль и горох. А упомянутая выше гречиха происходит из семейства гречишных.

Знаете ли вы? Многие века зажиточные люди употребляли белый хлеб, а бедняки – чёрный (ржаной). Однако в прошлом столетии ситуация начала меняться: всё больше людей, заботящихся о своём здоровье, стали отдавать предпочтение хлебу из тёмной муки по причине его более богатого минерального состава.

Бобовые

Растения, выращиваемые для сельскохозяйственных целей и употребления в пищу в виде бобов (соя, чечевица) и зелёных стручков (стручковый горох, ), величают бобовыми.

Их условно подразделяют на:

  • овощные, возделывают для получения вкусных бобов и стручков (помимо вышеуказанных, также можно назвать , маш, урд, );
  • кормовые, присутствуют в кормах сельскохозяйственного скота ( , ).


Также к данной группе относится и , который обычно причисляют к орехам.

В технических целях овощные и кормовые бобовые выращивают для получения лекарственного сырья, сидерации (обогащения почвенного слоя органическим веществом и азотом путём запахивания зелёной массы), совместных посадок (например, боб садовый и картофель) для увеличения всхожести обеих культур, борьбы с некоторыми вредителями (например, ). Отдельные бобовые украшают декоративные композиции ( , ).

Крахмалоносные

Растения, в тканях которых содержится значительная доля крахмала, именуют крахмалоносными. Картофель – главная крахмалоносная культура земледельческих зон планеты. Сюда можно отнести и некоторые сорта кукурузы с повышенным содержанием крахмала.

Среди других представителей данного вида можно выделить:

  • ямс (встречается в основном на африканских землях);
  • (выращивается в регионах с тёплым климатом);
  • , или сладкий картофель (его также культивируют в тропиках и субтропиках).

Крахмалоносы служат пищей для людей, кормом для животных, сырьём для получения муки, крахмала, спирта, патоки в пищевых и технических целях.

Среди данных культур существуют эндемические виды, которые не столь широко распространены в мировом сельском хозяйстве, но издревле культивируются некоторыми странами. Это клубненосные культуры Южной Америки: , ока, улюко и анну.

Знаете ли вы? Картофель La Bonnotte, возделываемый на острове Нуармутье (Франция), обрёл славу самого дорогого в мире. Килограмм нежнейшего и вкуснейшего продукта стоит около 500 евро.

Сахароносные

Растения, способные накапливать в тканях сахарозу в значительных количествах, и используемые для производства сахара, называются сахароносными. Главными культурами данного типа являются сахарный тростник и сахарная свёкла.
Многолетняя культура семейства мятликовых – сахарный тростник – произрастает в тропических и субтропических зонах (Индии, Китае, на Африканском континенте, Кубе, Филиппинских островах, Центральной и Южной Америке).

Стебли растения содержат 18-20% сахара. Основным источником сахара умеренных широт служит . Выделяют также посевы сахарного сарго, сахарной и винной пальмы, сахарного клёна, (производят ), рожкового дерева (мякоть плодов содержит 50% сахара).

Масличные

Растения, выращиваемые для получения жирных масел, определены как масличные.

Среди них можно выделить:

  • (семейство капустных). Экономическая роль рапса в XX веке значительно выросла из-за появившейся возможности получения рапсового биодизеля;
  • масличная пальма (семейство пальмовых) , служит для производства качественного пищевого и технического масла. Родиной ведущей мировой масличной культуры считают запад Африки;
  • арахис (семейство бобовых). Арахисовое масло распространилось по миру из США, как и вкусная арахисовая паста, в которую, конечно же, входит и масло;

    Знаете ли вы? Кунжутное масло издревле ценилось на Востоке. Оно широко применяется в аюрведических практиках, а известный персидский врач Авиценна имел около сотни рецептов целебных средств на его основе.

  • (семейство астровых) известен очень давно, его культивирование началось в Северной Америке, занимает 87 % площади масличных культур;
  • олива европейская (семейство маслиновых). В диком виде дерево не встречается уже давно, культивируется для получения масла с древности;
  • лён обыкновенный (семейство льновых) служит для получения ценного питательного и лекарственного масла;
  • (семейство бобовых) , получила название «чудо-растение» за хорошую урожайность и питательный состав продукта, известна с III тысячелетия до н.э. (родина – Восточная Азия).
  • Также нелишним будет упомянуть растения, масла которых используются преимущественно в косметике: это , кокос, .

    Волокнистые

    Растения, структура которых позволяет получить волокнистый материал для изготовления тканей, бумаги, некоторых предметов обихода.

    Подразделяют по характеру использования на:


    Наиболее распространённой волокнистой культурой является хлопчатник. Его используют в тканях, из семян выделяют масло, а отходы идут на корм скоту. Китай, Узбекистан, Индия, США, Пакистан, Австралия, Бразилия – крупнейшие поставщики и производители хлопка в мире.

    Стелющиеся (цепляющиеся) растения, относящиеся к семейству тыквенных и выращенные на «бахче», именуют бахчевыми. Преобладающее количество бахчевых обладает крепкими корнями, удлинёнными цепляющимися стеблями, габаритными листьями и большими соцветиями, но существуют и кустовидные растения.

    Родиной бахчевых культур считают тропические и субтропические государства. Используют свежие плоды в пищу и как сырьё в медицинской промышленности, добавляют в кормовой рацион сельскохозяйственным животным.
    К бахчевым культурам относятся:

    Важно! Увлечение бахчевыми может сдвинуть песок и камни в почках и жёлчном пузыре, что нередко заканчивается хирургическим вмешательством. Арбуз и дыню желательно кушать один раз в день и в умеренных количествах. Если не съесть надрезанный плод в течение 24 часов, можно получить интоксикацию и метеоризм, так как патогенные организмы быстро размножаются в остатках бахчевых.

    Овощные

    Сельскохозяйственные растения, продуктивные органы которых выращены для употребления в пищу и объединены общим понятием «овощ», называются овощными. На планете произрастает около 120 культур данного типа, порядка 55 из них выращивают во всех регионах мира.

    Основное направление применения овощных культур – в качестве продуктов питания как в первоначальном виде, так и в переработанном (сушение, отжим сока, засолка, термообработка). Также есть кормовые культуры, предназначенные для сельскохозяйственного скота.
    Продуктивный орган, названный овощем, определяет такие разделы овощных культур:

    • плодоовощные культуры ( , овощной);
    • листовые овощные культуры ();
    • луковичные культуры ( , );
    • корнеплодные культуры ( , редька).

    Каждая овощная культура насчитывает большое количество сортов, распространилась по разным континентам, возделываются на открытом грунте и в теплицах.

Мир растений на планете Земля очень разнообразен. В процессе многовековой эволюции они приспособились к произрастанию в разных условиях: выживают в северных районах с холодным климатом, в пустынях, где практически нет осадков. В данной статье речь пойдет о дикорастущих растениях, которые бывают разными. Это и травы, и злаки, и кустарники. Одни из них обладают красивым внешним видом, другие приносят пользу человеку, а третьи представляют собой опасные сорняки, приносящие вред садово-огородным культурам.

Какие растения называются дикорастущими

Это те виды, которые распространяются самосевом или порослью без участия и вмешательства человека. Этим растениям не нужно создавать специальные условия. К жизни в естественной среде они приспосабливаются сами. Культурные виды растений появились значительно позже дикорастущих. За ними человек ухаживает, чтобы получить хороший урожай. Он их сеет, удобряет, поливает, пропалывает, рыхлит почву, в которой они растут.

Дикоросы обладают большой энергетической ценностью, поэтому в настоящее время все больше находят применение в качестве добавок в пищу или как самостоятельное блюдо. Дело в том, что они не боятся химизации сельскохозяйственных угодий, после которой почва содержит большое количество ядов и нитратов.

Если это изначально неядовитое растение, отравиться им невозможно, как многими овощами, для выращивания которых применяются повышенные дозы различных химических удобрений. Вот небольшой список названий дикорастущих растений, которые можно употреблять в пищу:

  • Крапива.
  • Хвощ.
  • Щавель.
  • Душица.
  • Зверобой.
  • Мята.
  • Малина.
  • Смородина.
  • Чабрец.
  • Хмель.
  • Подорожник.
  • Цикорий.
  • Лопух.
  • Сныть.
  • Медуница.
  • Клевер.
  • Дудник.
  • Иван-чай.

При заготовке трав нужно соблюдать осторожность. Если по каким-то причинам отличить полезные травы от других невозможно, лучше их не собирать, они могут нанести вред вашему здоровью.

Классификация

Все растения делят на культурные и дикие. Видов дикорастущих растений много, к примеру:

  • Травы: крапива, молочай, василек, одуванчик, подорожник и многие другие.
  • Кустарники: малина, виноград лесной, смородина, ежевика и т. д.
  • Деревья: яблоня, груша, рябина, слива, дуб, сосна, береза, ива и пр.

Встречаются дикоросы, которые растут на огороде: лук, чеснок, арбузы. Кроме этого, растения подразделяются на лекарственные, полезные, съедобные и ядовитые.

Семейства

В природе существует огромное множество растений, которые условно разделяют на группы с похожими свойствами, строением, внешним видом. Больше всего на планете цветковых растений, которые бывают однодольными и двудольными. Каждый из этих классов делится на семейства в зависимости от строения цветка. Наиболее многочисленные и распространенные виды принадлежат к следующим семействам:

  • Лилейные – это травы с многолетним циклом жизни. Они образуют луковицы, клубнелуковицы, корневища. Отличаются по форме и условиям произрастания. Например, лилии, тюльпаны, гусиный лук.
  • Мятликовые (злаковые) – семейство растений (дикорастущих и окультуренных) с разным циклом жизни. Например, бамбук, тростник, просо, ковыль и т. д.
  • Пасленовые. Представители этого семейства – в основном травы либо ползучие кустарники и гораздо реже деревья. Среди них много ядовитых видов, например белена.
  • Розоцветные – это семейство включает деревья, кустарники и травянистые растения. Например, груша, алыча, яблоня, малина, смородина, ежевика, земляника, конопля, крапива, инжир.
  • Крестоцветные – это травы, реже – полукустарники, как исключение – кустарники. Примеры дикорастущих растений данного семейства: пастушья сумка, сурепка, левкой, горчица, хрен, капуста.
  • Сложноцветные – семейство насчитывает 25 тысяч видов травянистых растений, кустарников, полукустарников, лиан, низкорослых деревьев. Пример: девясил, луговой василек, бодяк, одуванчик, подсолнух, тысячелистник.
  • Зонтичные – к этому семейству относятся травянистые растения. Наиболее известные виды - борщевик сибирский, реброплодник, болиголов крапчатый.

У многих дикорастущих представителей флоры съедобны все части, а у некоторых можно употреблять только плоды, например желуди. Их можно собирать после первых осенних заморозков. Желуди пригодны в пищу, если их правильно приготовить. Но следует остерегаться недозревших плодов дикорастущих растений, они ядовиты. Их отличить легко по зеленому цвету.

Излюбленным лакомством детей являются дикие яблочки. Особенно они хороши в зимнее время, когда подмерзнут. Лесники не проходят мимо дикой малины и смородины. Ягоды этих растений значительно мельче, но они обладают неповторимым вкусом и ароматом.

Съедобные дикорастущие растения

Они часто встречаются на нашем пути, но многие люди не знают о том, что их можно употреблять в пищу, хотя часто используют для лечения различных болезней. О том, какие дикорастущие растения могут пополнить наш рацион витаминами, читайте ниже в статье.

Пастушья сумка


Лекарственные свойства этого растения давно известны, а вот о том, что его едят, знают немногие. Тем не менее в Китае эта трава является овощем. Здесь пастушью сумку используют для приготовления первых блюд, салатов, солят на зиму. Лучшее время для использования растения в пищу - весна.

Сурепка

Это растение является самым распространенным. Местом произрастания являются луга, поля, огороды, пастбища. Все полезное заключено в листьях. Но собирать их нужно, пока растение не зацвело. Эта трава имеет горьковатый привкус, поэтому ее смешивают с другими видами зелени, когда готовят салат. Вкусными и полезными являются оладьи из цветков, но полностью распустившихся. Однако людям с заболеваниями желудка и кишечника дикорастущее растение противопоказано.

Чистец болотный

Это съедобное растение с неприятным запахом. Но не стоит сразу отвергать его. Запах исчезнет, как только вы начнете готовить блюдо. В пищу пригодны созревшие клубни, которые следует собирать в конце лета. Их жарят, варят, сушат, засаливают на зиму. Чистец имеет свойство быстро увядать, поэтому собирать нужно столько растений, сколько нужно для приготовления.

Клевер


Это неприхотливое растение произрастает в природе как однолетняя и многолетняя трава с цветками белого, красного, розового оттенка. Клевер известен благодаря своим полезным качествам. В нем содержатся витамины и микроэлементы, в которых нуждается наш организм. Многие народы используют траву в разном виде. Ее сушат для изготовления приправы, добавки к муке. В свежем виде клевер используют для приготовления салатов. На Кавказе едят квашеные цветы растения. Эта трава является прекрасным медоносом, цветки опыляют пчелы и шмели. Мед, произведенный пчелами из нектара и пыльцы клевера, обладает великолепным вкусом. Эта трава является важной составляющей частью кормовой базы скота.

Рогоз

Этот представитель флоры относится к дикорастущим травянистым растениям. В природе произрастает вблизи водоемов, на болотах и прилегающих к ним местах. В этой траве съедобными являются корни. Их можно запекать, варить, сушить, мариновать, а также измельчать на муку. Листья, расположенные у корневища, годятся для салатов.

Иван-чай

Это растение известно также под названием кипрей. В пищу годятся все его части. Дикое растение многие люди используют для заваривания чая, но не все знают, что из него можно приготовить муку, салатики. Листья и цветки идут на производство вина, а корни – для запеканки.

Папоротник орляк обыкновенный


Черешки растения, пока не распустились, напоминают улитки. Именно их и используют в пищу. Из папоротника готовят овощное рагу, его засаливают на зиму. Если листья распустились, такие растения не пригодны для употребления. Время сбора папоротника – конец весны или начало лета.

Красивоцветущие дикие растения


Эти растения в период цветения в большинстве случаев прекрасны. О цветах вообще принято говорить как о чем-то особенном и возвышенном. Но в природе существует много дикорастущих растений, цветы которых составят достойную конкуренцию садовым гибридам и сортам. А есть и другая категория растений. Посадив их однажды для красоты намеренно, вы рискуете никогда от них не избавиться. В саду и огороде они составляют конкуренцию культурным растениям, так как потребляют 1/3 часть всех питательных веществ, содержащихся в почве, и влагу. Сорняки очень живучие растения, они приспосабливаются даже к гербицидам, которыми их обрабатывают. Но многие дикорастущие, травянистые растения так прекрасны, что их трудно считать сорняками. К их числу таковых относятся:

  • Ромашка непахучая.
  • Колокольчик скученный.
  • Лилия кудреватая (саранка).
  • Ландыш майский.
  • Лихнис халцедонский.
  • Лилейник.
  • Купена душистая.
  • Чемерица черная.
  • Пижма и многие другие.

Одуванчик

Эти растения считаются самыми распространенными городскими сорняками. Они очень неприхотливые, растут везде, исключение составляет Арктика, высокогорные районы и Антарктика. Этот цветок относится к многолетним дикорастущим растениям. Род одуванчик насчитывает более 2000 апомиктических микровидов, но в нашей стране наиболее распространенным является лекарственный (полевой или обыкновенный).

Фиалка

Род дикорастущих растений, насчитывающий 500 видов, из них около двадцати встречаются на Европейской части России.


Фиалки бывают однолетними, двухлетними и многолетними. Наиболее распространены они в Северном полушарии, регионах, где господствует умеренный климат. Фиалки многих видов окультурены, их выращивают в качестве декоративных растений, причем на одном месте, без всяких пересадок. Но в заброшенных садах и парках они снова дичают.

Дикорастущие лекарственные растения

Флора нашей планеты удивительна и разнообразна. Среди многочисленных семейств встречаются ядовитые и съедобные растения, есть и такие, которые приносят пользу для сельского хозяйства и других отраслей. Но особую важность имеют дикорастущие лекарственные растения, помогающие человеку справляться с болезнью или предупреждать ее. Некоторые из них перечислены ниже в статье.

Мать-и-мачеха

Это дикорастущее растение цветет в апреле, как только ласковое солнышко прогреет землю. На хорошо освещенных участках появляются цветочки, окрашенные в желтый оттенок, похожие на маленькие солнышки. Это и есть мать-и-мачеха. Растение является лекарственным, его используют в медицине. Так, например, цветковый и лиственный настои применяются для лечения кашля. Растение является прекрасным медоносом для весеннего сбора пыльцы и нектара пчелами.

Аир обыкновенный

Относится к многолетним дикорастущим растениям. В высоту достигает 10 см. Растет рядом с озерами, реками, болотами, ручьями, на подтопленных лугах. Считается, что рядом с аиром всегда чистая вода. Лекарственную ценность имеют корни растения. Заготавливать их нужно рано весной или поздно осенью. Их сушат, используют при нервных расстройствах, лихорадке.

Донник лекарственный

Это растение достигает в высоту одного метра. Места произрастания - луга, поля, обочины дорог. Ценятся листья и цветы растения, которые следует заготавливать в июне-августе. Высушенные листья идут на приготовление настойки, которую принимают для лечения подагры, ревматизма, бессонницы. Растение также обладает мочегонными свойствами. Его нельзя использовать при беременности и несвертываемости крови.

Лопух (репейник) войлочный


Это растение легко отличить по большим листьям и характерным цветкам и плодам. Как правило, репейник растет на пустырях, придорожной полосе, в лесу. Это известный и распространенный представитель флоры. Корневища следует заготавливать перед наступлением зимы или рано весной. Из свежих корней готовят мазь для лечения ран и ожогов. Листья используют для защиты от бактерий, они хорошо снимают жар. Их нужно прикладывать к ранам. Отвар, приготовленный на основе корней, помогает при лечении кишечника и желудка, его используют как мочегонное средство. Польза лопуха при лечении различных заболеваний давно известна, а вот тот факт, что листья и корни молодого растения едят, знают немногие. В пищу годятся корни молодых растений. Но если репейник неправильно приготовить, он будет горчить. Лучше его обжарить или сварить.

Борщевик

Это растение с многолетним циклом жизни, мощное, имеет большие размеры: два метра в высоту. Распространено повсюду. Место произрастания - луга, поля, хвойные леса, сады, берега водоемов. В народной медицине используют корневища и листья, из которых готовят успокаивающие настои для купирования судорог, профилактики и лечения заболеваний кожи (например, чесотки), нарушений пищеварения. Свежие листья применяют как примочки при ревматизме. Борщевик является съедобным растением. Его траву в сушеном, маринованном или соленом виде добавляют в первые блюда.

Кислица

Растение отличается небольшой высотой (до 10 см) и ползучими побегами. Места произрастания - леса, берега озер, рек. Кислица предпочитает расти во влажной почве и в тени. На основе растения готовят травяной настой. Его используют при лечении болезней печени, почек. Трава обладает мочегонным и обезболивающим действием. Используют ее и наружно, особенно помогает при лечении гноящихся ран. Кроме того, кислица пригодна для употребления в пищу. Из нее готовят супы.

Крапива

Существует два вида лекарственной травы, которые использует официальная и народная медицина: крапива жгучая и крапива двудомная. Это растение обладает мочегонным и отхаркивающим, слабительным и противовоспалительным, антисептическим и ранозаживляющим, обезболивающим и кровоостанавливающим действием. У беременных женщин, принимающих настои из крапивы, нормализуется уровень железа в крови. В народной медицине крапивой лечат:

  • Простуду.
  • Водянку.
  • Запоры.
  • Дизентерию.
  • Подагру.
  • Геморрой.
  • Печень.
  • Бронхи и легкие.
  • Ревматизм и многое другое.

Мята


Род насчитывает около 42 видов, и это не принимая во внимание садовые гибриды. Она ценится как лекарственное растение, содержащее в большом количестве ментол, обладающий анестезирующим действием. Это вещество входит в состав препаратов для лечения болезней сердца, сосудов: «Валокордин», «Валидол», капли Зеленина. Мята обладает следующими полезными свойствами:

  • Нормализует работу кишечника.
  • Приводит в порядок нервную систему.
  • Устраняет бессонницу.
  • Снимает тошноту.
  • Помогает при диарее.
  • Уменьшает отечность, снимает боль при воспалительных процессах дыхательных органов.
  • Укрепляет десны, уничтожает микробы. Ее используют для полоскания полости рта.

Подорожник

В лечебных целях используют два вида этого растения: подорожник блошиный и подорожник индийский. Они содержат аскорбиновую кислоту, каротин, фитонциды. Экстракты подорожника, полученные из листьев растения, используют для лечения язв ЖКТ в тяжелой форме. Сок принимают при гастритах, энтеритах. Он улучшает пищеварение. Лиственные настои помогают выводу мокроты при бронхитах, плевритах, коклюше, туберкулезе легких, астме. Кроме этого, подорожник применяют в следующих случаях:

  • Для очищения крови.
  • Затягивания ран.
  • Снятия воспаления.
  • Обезболивания.

Полынь горькая

Это растение используют в гастроэнтерологии. Его листья богаты полезными для организма человека веществами. Польза крапивы в следующем:

  • Оказывает стимулирующее действие на рефлекторную функцию поджелудочной железы.
  • Нормализует деятельность желчного пузыря.
  • Снимает воспаление.
  • Содержащееся в растении эфирное масло возбуждает нервную систему.
  • Присутствующая в траве горечь возбуждает аппетит, нормализует пищеварение.

Лебеда

Эта трава хорошо известна старшему поколению. В военные, а также неурожайные годы семена лебеды перемалывали, добавляли в ржаную муку и пекли хлеб. Он, конечно, не имел привлекательного вида и был невкусным, но помогал выжить. Лебеда ценится за свой химический состав. В ней содержится калий и рутин в большом количестве. Благодаря этому лекарственную траву широко используют в кардиологии. Кроме этого, она полезна для лечения заболеваний:

  • Органов дыхания.
  • Желудка.
  • Кожи.
  • Воспаленных ран.

Лебеда обладает ранозаживляющим и успокаивающим, очищающим и отхаркивающим, желчегонным и мочегонным действием. Эта трава пригодна в пищу. Из нее готовят щи, супы, котлеты, пюре и даже пекут хлеб. Блюда из лебеды очень сытные.

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
Подписи к слайдам:

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 г. Камешково

Курова Татьяна Владимировна

Окружающий мир 2 класс

УМК «Школа России»

Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности: уровень А – базовый, уровень В – средней сложности, уровень С – повышенной сложности. Задания уровней А и В предполагают один верный ответ, в заданиях уровня С может быть как один, так и несколько правильных ответов.

Каждое верно выполненное задание

уровня А оценивается в 1 балл,

уровня В – в 2 балла,

уровня С – в 3 балла.

80 – 100% — оценка «5»;

60 – 80% — оценка «4»;

40 – 60% — оценка «3»;

0 — 40% — оценка «2».

Какое растение является дикорастущим?

Какой кустарник является культурным?

Найди плодовое культурное растение.

Какой цветок может расти только в саду?

3. вероника дубравная

Название какого декоративного растения переводится с греческого как «звезда»?

Какое культурное растение человек использует для получения ткани?

Какая зерновая культура лучше всего переносит холод?

Дикорастущие и культурные растения мира: разнообразие, использование человеком

В мире существуют дикорастущие и культурные растения. Главное их отличие заключается в том, что культурные человек выращивает целенаправленно, выводит внутри видов разнообразные сорта.

Однако это ненаучная классификация представителей флоры.

Общепринятая классификация дикорастущих и культурных растений

Ученые делят все растения на два подцарства: низшие и высшие. Первая группа состоит из четырех отделов: бурые, зеленые, красные и диатомовые водоросли. К высшим относятся такие отделы: моховидные, хвощевидные, плауновидные, псилотовидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные. Первые пять групп растений размножаются при помощи спор, а последние две - семенами. Голосеменные отличаются от покрытосеменных тем, что у них есть цветы, поэтому растения данного отдела еще называются цветковыми. В основном культурные растения мира принадлежат к отделу покрытосеменных. И вообще, цветковые и голосеменные являются на сегодняшний день наиболее многочисленными группами растений.

Разнообразие покрытосеменных

Дикорастущие и культурные растения, размножающиеся семенами, очень разнообразны и многочисленны.

Давайте сначала рассмотрим научную классификацию этих представителей флоры. Итак, дикорастущие и культурные растения, принадлежащие к отделу цветковых, делятся на два класса в зависимости от строения семян: однодольные и двудольные. К однодольным принадлежат такие семейства, как злаковые и лилейные. Такие растения в большинстве случаев являются культурными. К двудольным можно отнести такие семейства, как березовые, ивовые, пасленовые, крестоцветные, бобовые, сложноцветные, розоцветные. Среди них также есть множество культур, которые выращиваются человеком.

Многообразие голосеменных

Во всех перечисленных выше семействах выделяют роды и виды.

Другие классификации растений

В зависимости от жизненной формы, дикорастущие и культурные растения можно разделить на восемь групп:

Дикорастущие и культурные растения, примеры которых можно увидеть на картинках, также можно разделить на группы в зависимости от продолжительности их жизни. Так, выделяют однолетние, двулетние и многолетние растения. Однолетние и двулетние в основном травянистые растения, а многолетние могут быть кустарниками, полукустарниками, деревьями и др.

Дикорастущие и культурные растения: примеры

Рассмотрим культурные и дикорастущие растения, которые используются человеком в различных сферах.
Их демонстрирует представленная ниже таблица.

Дикорастущие кустарники: виды и названия

Природа нашей планеты чрезвычайно разнообразна. Каждый континент, часть света, страна, область, край и город могут похвастаться прекрасными представителями флоры, которые не только украшают собой все окружающее пространство, но еще и способствуют очищению воздуха.

Большую роль в природе и жизни человека играют разные жизненные формы растений, в том числе такие, как дикорастущие кустарники. Именно о них пойдет речь в статье.

Дикорастущие растения

Таковыми принято называть те растения, которые обитают в естественных природных условиях и не окультурены человеком. Они заселяют поля и луга, степи и саванны, пустыни и леса. Отнести к ним можно:

То есть все существующие жизненные формы растений. Конкретно дикорастущие кустарники составляют основную часть подлеска, чащи, окраины лугов и полей, обочины дорог, ландшафта городских массивов. Именно такие формы используют для создания живых изгородей перед жилыми зданиями, торговыми точками и прочими сооружениями.

Дикорастущие деревья, кустарники, травы — это неотъемлемая прекрасная часть природы России. Именно они еще на въезде в нашу страну говорят о ее красоте, статности и великолепии.

Кустарники России

Дикорастущие кустарники нашего края отличаются большим видовым разнообразием. Они распространены во всех полосах и широтах, формируют лиственные и отчасти хвойные леса, выстилают сопки и горные массивы. Также среди них есть множество представителей, которых человек использует в декоративных целях для садово-огородных участков. Ягоды некоторых видов активно употребляются в пищу и ценятся за свои витаминные компоненты. Даже лекарственные формы дикорастущие кустарники России имеют.

Самыми распространенными видами, растущими в дикой природе, являются:

  • спирея;
  • боярышник;
  • снежноягодник;
  • калина лесная;
  • багульник болотный;
  • барбарис обыкновенный;
  • лимонник китайский;
  • бересклет бородавчатый;
  • волчеягодник;
  • жимолость обыкновенная;
  • карагана древовидная;
  • кизильник черноплодный;
  • клюква болотная;
  • лещина обыкновенная;
  • малина обыкновенная;
  • пузыреплодник;
  • венгерник русский;
  • сирень;
  • шиповник;
  • чубушник и другие.
  • Дикорастущие кустарники нашего края очень красивы, разнообразны по своей роли в природе и значении для человека. Существует ряд таких видов, которые люди стремятся посадить и размножить у себя на земельных участках с разными целями: декоративной, питательной, ландшафтно-дизайнерской. К таким представителям можно отнести следующие дикорастущие деревья и кустарники: черемуха, черника, яблоня, ясень, шиповник, туя, сосна, ель, смородина, слива, сирень, рябина, ракитник, паслен, ольха, облепиха, можжевельник, малина, груша, орешник, калина, барбарис, виноград, липа, лимонник, крыжовник, крушина, клен, жимолость, дуб и другие.

    Пожалуй, один из самых ценных кустарников как в дикой, так и в культурной форме. Высота растения — до 2 м, ветви красно-коричневые, блестящие, покрыты загнутыми шипами. Цветки розовые, яркие. Данное растение относится к семейству Розоцветные. Листья округлые, собраны по несколько штук на одном черешке. Край мелкоизрезанный. Плоды шиповника ярко-оранжевые, эллиптической или округлой формы.

    С самой древности это растение считалось целебным источником важных веществ и витаминов. Еще Авиценна называл шиповник средством от болезней печени. Сегодня это растение ценится не только за свои лекарственные свойства, но и за красивый внешний вид и неприхотливость к условиям обитания. Нежные малиновые розы никого не оставляют равнодушными. Цветение продолжается с середины мая до конца июня.

    Для изготовления лекарственных препаратов используются все части растения, кроме листьев: плоды, корни, стебли и цветки. Самыми ценными веществами в составе растения считаются каротиноиды, витамины группы В и РР, флавоноиды, органические кислоты, эфирные масла.

    Дикорастущие кустарники рода Спирея включают в себя около 90 видов. Часть из них была уже давно окультурена людьми и очень широко используется для ландшафтного дизайна участков.

    Данное растение от 2 метров и больше в высоту. Окраска цветков, листьев, их форма и размеры — все это зависит от конкретного вида. Чаще всего встречаются белоцветковые или розовоцветковые формы, реже с фиолетовой окраской венчика.

    Виды спиреи средней, самой распространенной в природе России, представляют собой красивые дикорастущие кустарники, фото которых можно увидеть ниже.

    Также большой популярностью пользуются следующие представители:

  • Японская.
  • Тунберга.
  • Ниппонская.
  • Дубравколистная.
  • Городчатая.
  • Вангутта.
  • Аргута.
  • Серая.
  • Эффектные, усыпанные ароматными яркими соцветиями кусты мало кого могут оставить равнодушными, этим и объясняется такая популярность растения. Лекарственного значения практически не имеет.

    Кустарники Подмосковья: названия

    К данной группе можно отнести не только одомашненные культурные растения. Дикорастущие кустарники Подмосковья также широко заселяют местные биотопы. Самыми распространенными среди культурных форм, заполоняющих дачные и садовые участки, являются плодово-ягодные виды.

  • Виноград различных сортов.
  • Айва и разносортные сливы.
  • Голубика.
  • Жимолость.
  • Крыжовник.
  • Малина.
  • Рябина.
  • Смородина.
  • Йошта.
  • Ежевика.
  • Среди дикорастущих организмов данной группы можно выделить такие, как бересклет, волчеягодник, кизил мужской, пузыреплодник, клен, сирень, вейгела Миддендорфа, бузина, ракитник, дерен, рододендрон, форзиция, лох, пион, рябина, розы, миндаль, боярышник, ива, барбарис и другие.

    Большая часть из приведенных названий — родовые. Это значит, что каждое растение имеет разнообразное количество разновидностей. Поэтому общая численность кустарниковых форм Подмосковья достаточно серьезна. Это приносит огромную пользу, так как растения очищают и обновляют воздух, способствуют нормализации его состава.

    Бересклет европейский

    И дикорастущее, и культурное кустарниковое растение. В некоторых районах нашей страны возделывается как промышленный объект, так как корни бересклета содержат гуттаперчу.

    Высотой такие дикорастущие кустарники до 3 метров и выше. Листья достаточно крупные (до 10 см), овальной формы. Цветки собираются в соцветия, поэтому становятся хорошо заметны. Окраска венчика — розовая с белым. После отцветания формируются плоды, красные или темно-розовые. Они ядовиты, однако используются как лекарственные.

    Декоративное значение бересклета заключается в его плодах и красивых плотных листьях. Из него хорошо выстраиваются эффектные живые изгороди, поэтому он применяется в ландшафтном дизайне.

    Волчеягодник

    Невысокие растения, высота до 1,5 метров. Распространены в Сибири, Западной и Восточной. Очень яркие плоды дают такие дикорастущие кустарники. Названия растениям из-за них и было дано. Это сочная ярко-красная костянка, выглядящая, как ягода. Однако в пищу употреблять их нельзя, так как они не слишком, но ядовиты.

    Цветки нежно-розовые, сидячие. Источают очень приятный аромат благодаря содержащимся эфирным маслам, поэтому привлекают множество насекомых. Листья волчеягодника некрупные, округлые или слегка заостренные, опушенные.

    В медицине применяются ягоды этого растения, а также части коры. Основные болезни, от которых помогают препараты на волчеягоднике,- подагра, ревматизм, паралич.

    Дикорастущие кустарники Урала

    Флора Урала, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока по видовому составу кустарниковых форм имеет большое сходство. Так, распространенными видами на данных территориях являются такие, как айва, барбарис, бузина, вейгела, волчеягодник, дерен, дрок, жимолость, ива и другие растения.

    Все они формируют общий вид природы полей и лугов, лесных массивов. Благодаря таким растениям, как дикорастущие кустарники и деревья, картина естественного местообитания животных и людей становится полной, емкой, прекрасной и разнообразной.

    Можно привести краткий список тех видов Урала, которые являются основными для этих мест. Это дикорастущие кустарники, названия которых приведены ниже.

    1. Калина.
    2. Кизильники разных видов.
    3. Клематис.
    4. Княжик сибирский.
    5. Лох серебристый.
    6. Магония падуболистная.
    7. Малина душистая.
    8. Паслен сладко-горький.
    9. Ракитник русский.
    10. Разные виды рододендронов.
    11. Розы всех видов.
    12. Спиреи.
    13. Сирени.
    14. Чубушник и другие.
    15. Это, естественно, далеко не полный список, однако включающий самые распространенные виды Урала. Большая часть из них является источником питания для лесных животных, человека. Также многие — лекарственные формы растений.

      Самый распространенный вид данного кустарника на Урале — барбарис обыкновенный. Высота растения — до 2 метров. Стебли обильно снабжены шипами, листья густо оплетают ветви, имеют очень красивую темно-пурпурную окраску. Благодаря этому создается очень эффектный контраст с желто-оранжевыми цветками и ярко-красными плодами ягодами. Поэтому барбарис охотно используется людьми в качестве садового кустарника.

      Кизильник блестящий

      Широко распространенное на Урале растение. Часто встречается как в естественной природе, так и в садах, на дачных участках. Получило такую известность за привлекательный внешний вид: высокие кусты (до 3 метров) с раскидистой интересной по форме листьев кроной.

      Основное преимущество — морозостойкость и засухоустойчивость. Свое название кизильник блестящий получил за соответствующие поверхности листочков. Цветки собраны в соцветия, мелкие, белые или розоватые. Плоды ярко-красные, не ядовитые. Являются источником корма для многих птиц и животных.

      В декоративных целях используются виды кизильника для создания живых изгородей с красивыми гроздьями свисающих плодов черного или красного цвета.

      Сирень обыкновенная

      Данное растение — это только один вид из множества, относящихся к общему роду Сирень семейства Маслинные. Этот кустарник знаменит не только на Урале, но и практически по всей территории нашей страны.

      Красивые пахучие соцветия, состоящие из множества кистей мелких нежных цветочков, привлекают не только насекомых-опылителей, но и животных, птиц, людей. Окраска венчиков различна: от белоснежной до сиренево-розовой. Используются в декоративных целях и лекарственных.

      Дикорастущие и культурные растения

      Презентация к уроку

      Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

      Цели урока: охарактеризовать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений, их разнообразие, значение для человека; научить различать жизненные формы растений и культурные растения по их назначению.

      Оборудование: мяч, флажки разного цвета (красный и зеленый).

      1. Введение в тему.

      – Что такое растения? (ответ детей).

      Растения – это организмы, способные перерабатывать энергию солнечных лучей в строительный материал для своих клеток. Этот сложный процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез происходит в особых структурах растительных клеток – в хлоропластах, в которых находится зеленый пигмент – хлорофилл, окрашивающий листья и стебли растений в зеленый цвет. В процессе фотосинтеза неорганические вещества (вода и углекислый газ) превращаются под действием солнечных лучей в органические вещества – сахар и крахмал, – тот самый строительный материал растительных клеток. При этом растения выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Поэтому растительный мир (флора) Земли – это “легкие” нашей планеты.

      Большинство растений имеют стебель, корень и листья. Стебель с листьями называется побегом. У деревьев стебель называется стволом. Листья и корни – кормильцы растений. Корни помогают растению удержаться на земле. Многие из растений выработали способы защиты от травоядных животных, при этом защитниками являются, как правило, листья и стебли. Листья растений могут быть горькими и даже ядовитыми, как у полыни и белены, или жгучими, как у крапивы, либо жесткими и острыми, как у осоки. Стебли часто вооружаются колючками или шипами. Все эти приспособления помогают растениям выжить, сокращая количество желающих употребить их в пищу.

      – Как вы думаете, ребята, давно ли появились растения на Земле?

      – Расскажите, как выглядела наша планета миллиарды лет назад? (Если дети затрудняются ответить, то учитель приходит на помощь.)

      – 3,8 млрд. лет назад теплые моря покрывали почти всю поверхность земного шара, но простейшие растения уже были в то время.

      – Где жили эти растения? (В морях).

      Итак, много миллионов лет назад жизнь была сосредоточена в морских водах. Именно водоросли ухитрились выжить и стать наземными растениями.

      2. Изучение нового материала.

      Беседа с опорой на знания учащихся.

      Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат; более 300 тыс. видов растений населяет Землю. Растения приспособились ко всем климатическим условиям. Они растут везде: могут жить в пустыне, где практически не бывает дождей, в арктической зоне, где царит страшный холод.

      – Кто поливает эти растения? Рыхлит почву? Подкармливает удобрениями? Кто ухаживает за ними?

      – Это дикорастущие растения.

      Приведите пример дикорастущих растений.

      – На какие три группы можно разделить такие растения? (Деревья, кустарники, травянистые)

      – Рассмотрите рисунки на страницах 54-55.

      – Назовите все растения, укажите, какие являются дикорастущими.

      – Как вкусна и полезна овсяная каша, овсяные хлопья, пряники!

      – Где растет овес?

      – Как долго приходится людям искать овес, чтобы приготовить детям хлопья из овсяной крупы, испечь пряники из овсяной муки? (Овес не ищут, его выращивают специально на полях).

      – Что значит выращивают?

      (Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, вовремя собирают урожай.)

      То есть человек сам заботится о том, чтобы получить богатый урожай овса, и делает для этого все возможное. Такие растения называются культурными.

      – Приведите пример культурных растений.

      – Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи.

      3. Физкультминутка.

      4. Классификация культурных растений.

      Вопросы к учащимся.

      – Где растут сливы, смородина, огурцы?

      – Значит, на какие группы можно разделить культурные растения?

      – Рассмотрите схемы на страницах 54-56 учебника и закончите их, назвав по 2-3 культурных растения каждой группы.

      5. Игра “определи растение” (используются флажки).

      Оговаривается условие игры: красный цвет – культурное растение, зеленый – дикорастущее.

      Учитель называет разные растения, дети флажком соответствующего цвета показывают к какой группе оно относится.

      6. Разгадывание кроссворда.

      1. Синий мундир,
      Белая подкладка,
      А в середине – сладко. (Слива)

      3. Весной веселит,
      Летом холодит,
      Осенью питает,
      Зимой согревает. (Дерево)

      4. Маленький мужичок,
      Костяная шубка. (Орех)

      5. Две сестры летом зелены,
      К осени одна краснеет,
      Другая – чернеет. (Смородина)

      2. Какую траву и слепой знает? (Крапива)

      6. Дышит, растет,
      А ходить не может. (Растение)

      7. Итог урока.

      Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями дикорастущих и культурных растений.

      – Почему культурные (дикорастущие) растения так назвали. (Ответы учащихся)

      Домашнее задание: с.62-65.

      Важной полевой культурой среди злаков является овес. Вкусный и питательный овес легко усваивается и поэтому рекомендован для детского и диетического питания. Это давно оценили англичане, каждое утро завтракающие овсяной кашей. Недаром изготовленные из овсяной крупы хлопья назвали именем древнегреческого героя, отличавшегося недюжинной силой, – “Геркулес”. Кушайте овсяную кашу, и у вас прибавится сил.

      Тысячу лет назад вошли в пищу человека овощи – травянистые растения. Они выращиваются во всех странах мира, не только вкусны, но и полезны. Овощи не только помогают сохранить людям здоровье, но и вернуть его тем, кто заболел. На земном шаре известно более 100 видов овощных растений.

      Человек начал выращивать морковь еще 4000 лет назад в Средиземноморье. Интересно, что вначале морковь применяли исключительно как лекарственное растение, а ее вкусовые качества человечество оценило гораздо позже. Главное богатство моркови – провитамин А, или каротин. Недостаток этого витамина в организме ведет к повышенной утомляемости, снижению аппетита, увеличивает риск простудных и инфекционных заболеваний. Морковь хороша для диетического питания при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, печени и почек, но ее не рекомендуют употреблять во время обострения язвенной болезни и при воспалении тонкой кишки. Именно каротин придает окраску корнеплодам моркови, его используют и как пищевой краситель для окраски различных жиров, масла, маргарина, кондитерских кремов. Морковь незаменима для приготовления супов, гарниров, соусов, салатов.

      Очень ценное культурное растение. Все 2000 сортов сливы домашней произошли от скрещивания двух диких видов: терна и алычи. В культуре слива известна с 4 в. до н.э.. Сливу употребляют в пищу в свежем виде, готовят компоты, варенья, а так же сушат.

      Скрещивая разные виды смородины, человек получил немало сортов, которые можно разделить на три группы: красная, белая и черная (по цвету ягод). Все ягоды содержат много витаминов, но самая полезная – черная смородина. Причем полезны не только ягоды, но и почки и даже листья. Богатые витаминами и минеральными веществами плоды, листья и почки смородины помогут снять воспаление, избавиться от целого ряда грибковых инфекций, окажут положительное воздействие при ревматизме, атеросклерозе, излечат головную боль. Ванны с отваром листьев и почек помогают при диатезах и дерматитах, примочки с этим отваром лечат глазные болезни. Смешанные с сахаром ягоды черной смородины хранятся всю зиму, являясь превосходным источником витаминов. Но мало кто знает, что это лакомство еще и снижает артериальное давление. Сок из свежих ягод лечит язву, болезни печени, нормализует обмен веществ. Вот как много дает человеку черная смородина!

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Презентация на тему: Дикорастущие и культурные растения

      Дикорастущие и культурные растения Филиппова Марина Владимировнаучитель начальных классов МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 7» г. Няндома

      Дикорастущие и культурные растения. Цель: изучить особенности культурных и дикорастущих растений

      На какие группы делятся растения?

      Какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека. Растения одевают человека. Мебель. Строительство. Топливо.

      Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека

      Сравним Деревья Ель Растёт в лесу. Никто не ухаживает. Яблоня Растёт в саду. Ухаживает человек.

      Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? Где растёт? Кто ухаживает?

      Кустарники. крыжовник можжевельник Растение сада. Растение леса. Ухаживает человек. Не ухаживает человек.

      Травянистые растения Мать-и-мачеха растёт повсюду. Помидор растёт в огороде, человек ухаживает, собирает урожай

      На какие же группы можно поделить все растения?

      Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. например:

      Отгадайте загадку, о каком цветке пойдёт речь: Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.

      васильки Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.

      А теперь мы узнаем, какие ещё бывают растения?

      Разделите эти культурные растения на группы.

      Рожь и пшеница. Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

      Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах. И называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Смородина, малина, земляника.

      Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях и в огороде. Такие растения называют овощные. Свёкла, капуста, морковь, чеснок.

      Лён, хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное бельё, вафельные полотена.

      Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. Они называются декоративными растениями. Например, флоксы, тюльпаны, гладиолусы.

      Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы).

      Ответь на вопросы. Как называются растения, специально выращиваемые человеком? Какие ещё бывают растения? Какие группы культурных растений вы запомнили? Приведи примеры.

      Тема урока : Культурные и дикорастущие растения.

      Основные цели и задачи : Ознакомить учеников 2 класса с тем, что существуют дикорастущие и культурные растения, объяснить разницу и дать представление о том, для чего человек занимается окультуриванием.

      План урока :

      1. Понятие культурных и дикорастущих растений
      2. Как появились культурные растения?
      3. Почему человек стремится окультуривать растения?

      Ход урока

      1. Понятие культурных и дикорастущих растений

      Как Вы считаете, какие основные отличия сосны от груши? (выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что сосна растет в лесу, а груша - в саду). А чем отличается одуванчик от огурца? (тоже выслушать все ответы, отметить тот, где говорится о том, что одуванчик растет сам по себе и его можно найти где хочешь, а за огурцом ухаживает человек и его можно отыскать только в огороде).

      А теперь, когда вы уже знаете, какие разнообразные есть растения, давайте разделим их на две большие группы. Те растения, которые растут везде и которым не нужен человек, чтобы ухаживать за ними, называются дикорастущими (их название говорит само за себя). Те растения, которые растут в саду, в огороде и для роста которых необходимо вмешательство человека, называются культурными. Их название в меньшей мере передает их суть, потому что культурными мы привыкли считать людей, которые ходят в театры, посещают библиотеки, разговаривают без бранных слов. Однако слово «культурный» по отношению к растениям имеет другой смысл, и мы о нем поговорим чуть позже.

      Практическое задание (на развитие логики):

      Как вы считаете, какие растения появились раньше - дикорастущие или культурные? Почему? (выслушать все ответы, особое внимание обратить на пояснения, дать возможность высказать свое мнение тем детям, для которых это важно).

      2. Как появились культурные растения?

      Вы правильно сказали, что поскольку растения появились на Земле раньше, чем здесь оказался человек, то дикорастущие растения имеют более длительную историю, нежели культурные. В далекие времена, когда человек только-только отошел от обезьян и питался тем, что мог собрать с деревьев и кустов, все растения были дикорастущими. Вмешательство человека заключалось только в том, что он собирал урожай.

      Первые культурные растения появились тогда, когда человек заметил, что для выращивания зерна надо положить в землю зерно. А для того, чтобы вырастить абрикосу, надо положить в землю косточку. Словом, с этого момента, когда новые деревья, кустарники и просто небольшие кустики стали появляться не сами по себе, а с непосредственным участием человека, стала развиваться группа культурных растений.

      Практическое задание:

      Что же нужно было делать человеку для того, чтобы культурное растение дало урожай? (правильные ответы - сажать, поливать, убирать вредных насекомых, пропалывать от сорняков, лечить, если растение болеет, отгонять диких животных, которые хотели бы полакомиться вкусненьким).

      3. Почему человек стремится окультуривать растения?

      Почему человека не удовлетворял тот урожай, который давали дикорастущие растения? Сравним плоды дикой яблони и окультуренной, вы наверняка в своей жизни видели и те, и другие. У дикой яблони плоды маленькие, в большинстве своем кислые, да и их количество сравнительно небольшое. Что касается яблони, растущей в саду, то тут плоды намного больше в размерах, они более сладкие, а урожайность их гораздо выше. То же самое касается и малины - дикорастущая в лечу мелкая и кислая, а культурная, которую можно найти в огороде, - крупная и сладкая.

      Все это - результат воздействия человека. Оказывается, у слова «культура» есть еще один смысл - в переводе с латинского оно означает «возделывать», «обрабатывать». Точно также, как нас «обрабатывают» в театре, в книжках, в процессе воспитания, прививая положительные качества и свойства, точно также человек поступает по отношению к растениям.

      Что еще делал человек для того, чтобы окультурить растения? Он наблюдал за тем, какие семена дают лучший урожай, и на следующий год сажал только их. Это повысило урожайность, улучшило качества тех растений, которые он выращивал.

      А еще человек разнообразил те продукты, которые он выращивал. Например, дикорастущая черешня мелкая, кислая, с большой косточкой, преимущественно светло-красного цвета. А та черешня, которую мы покупаем на базаре и кушаем каждую весну и лето (то есть культурная) - она совсем другая. Во-первых, есть множество ее цветов и оттенков - от бледно-желтого до темно-бордового. Во-вторых, есть множество вкусовых оттенков, так что довольны будут все - и любители кислинки, и поклонники сладостей.

      Практическое задание:

      Перечислите все виды капусты, которые вы знаете (правильный ответ - белокочанная, краснокочанная, цветная, брокколи, савойская, кольраби, брюссельская, пекинская, китайская). Сообщить детям, что все эти сорта вывел человек в рамках селекции - специальной науки, которая занимается улучшение сортов растений или пород животных, а также выведением новых.

      Оценивание : Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:

      • Какие растения можно назвать дикорастущими? Какие культурными? Слива, которая дает плоды без вмешательства человека и растет по дороге на море, относится к культурным или дикорастущим?
      • Зачем человек окультуривает растения? Какие дополнительные выгоды это ему дает?
      • Как называется наука, которая занимается улучшением существующих свойств растений и животных, а также формированием новых разновидностей?

      Кроме того, в связи с большим количеством практических заданий можно поощрить детей, которые были наиболее активны в течение урока.

      4. Итоги урока:

      В ходе проведённого урока ученики узнали:

      • Какие растения называются дикорастущими, какие - культурными.
      • Какая между ними разница.
      • Как появились культурные растения.
      • Зачем человек окультуривает растения.

      Домашнее задание:

      Найти 5 дикорастущих и 5 культурных растений, которые не растут в России и о которых не упоминалось в ходе урока.

      1. Заполните таблицу. Приведите не менее трёх примеров в каждом столбце.

      2. Укажите стрелками, к каким группам относятся эти культурные растения.

      1) Вишня → Деревья
      Малина → Кустарники
      Огурец → Травянистые растения

      2) Баклажан → Овощные культуры
      Абрикос → Плодовые культуры
      Хлопок → Прядильные культуры
      Гладиолус → Декоративные культуры
      Овёс → Зерновые

      3. Наш Попугай - любитель и знаток фруктов. Выполни его задание.
      В жарких странах выращивают много замечательных фруктов. Вот некоторые из них. Знаешь ли ты их названия? Пронумеруй в соответствии со списком. Устно опиши вкус плодов, которые тебе довелось попробовать.

      1. Гранат. 2. Папайя. 3. Манго. 4. Финики.

      Если тебе интересно, найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о любом из этих растений. Подготовь сообщение.

      4. Здесь ты можешь записать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, придуманную по заданию учебника.

      Легенда о винограде

      Однажды ветер занёс в сад одного старика семечко дикого винограда. Прошло несколько недель и старик заметил в своём саду незнакомый росток. Он принёс воды, полил его и через некоторое время росток разросся и его новые молодые побеги стали стелиться по земле. Старик принёс ветки сухого дерева и сплёл ограду вокруг винограда. Растение окрепло, стало тянуться к солнцу и ему захотелось вырваться на свободу. Тогда Виноград обратился к Ветру: "Смог бы ты, друг Ветер, сломать мою ограду и выпустить меня на свободу?" Ветер гулял повсюду и видел много растений, которые растут без ограды, сами по себе, и решил исполнить просьбу Винограда. Он подул с такой силой, что сломал ограду и выпустил Виноград на свободу. Побеги вновь упали на землю, почувствовав свободу. Но недалеко от дома старика паслись коровы, они увидали зелёные побеги винограда и пришли попробовать молодое растение. В это время старик возвращался с поля и увидел, что нет его ограды, и что коровы хозяйничают на его участке. Он побежал и стал отгонять коров, которые вытоптали уже почти весь виноград. Старик принёс новые сухие ветки и смастерил новую ограду, прочнее прежней и подвязал оставшиеся ветки винограда к ограде. На следующее утро налетел ветер, стал трепать листья Винограда, но Виноград попросил его утихнуть, чтобы тот не сломал ограду. Ветер удивился и напомнил ему, что тот совсем недавно молил о свободе. Виноград ответил, что, когда о тебе есть кому позаботиться, это ценнее всякой свободы.