Зайцев нет заячья избушка. Сказка "Зайкина избушка": краткое описание и основная информация




Все с детства помнят сказку «Зайкина избушка». Нам ее когда-то читали мамы и бабушки, а теперь мы сами рассказываем детям и внукам. И что греха таить, часто нас ставит в тупик вопрос ребенка: «Лубяная избушка… Из чего сделана она?»

Загадки русских сказок

Народные русские сказки, которые слушали многие поколения детей, пришли к нам из глубокой древности. Известный русский филолог считал, что корни сказки уходят в первобытную мифологию, а смысл их намного глубже, нежели незамысловатый сюжет.

Эти произведения устного народного творчества эмоционально насыщены, поучительны, они заставляют сопереживать героям, пробуждают фантазию. Воспитательная функция их огромна. Но подчас сказки содержат слова, понятия и выражения, которые непонятны не только маленьким детям, но и современным взрослым. Это затрудняет восприятие текста, а ведь ребенок стремится удовлетворить свое любопытство, разобраться, понять.

Например, что это за «сусеки», по которым старуха наскребла муки для Колобка? Почему у избушки Бабы-Яги куриные ноги и на какой такой ступе летала сама хозяйка? Или почему вредная старуха Ивана-Царевича сажала в печь на лопате? Ею же землю копают...

К таким не до конца понятным старым байкам относится и детская сказка о Зайкиной избушке. «Жили в лесу Лиса и Заяц. И была у Лисы избушка ледяная, а у Зайки - лубяная…» Лубяная избушка из чего сделана?

Что такое луб

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала разобраться, что это за материал — луб.

На спиле дерева или на свежем пне хорошо заметны три разных по цвету слоя: темный внешний - это кора, самый светлый и плотный внутренний - древесина, а между ними прослойка довольно мягкого, светло-коричневого или желтоватого цвета. Это и есть луб - внутренняя часть коры, или, как писал В. Даль — «подкорье», «исподняя кора».

Снятый с древесного ствола, очищенный от коры и высушенный луб представляет собой довольно грубое и в то же время гибкое полотнище. У некоторых деревьев, например, у липы, луб легко разъединяется на отдельные волокна, которые называются лыко.

Так вот что такое лубяная избушка! Сделанная из луба — мягкого «подкорья».

В прошлом словом «луб» часто называли также грубые волокна из крапивы и конопли, идущие на изготовление рогож. Но это значение к Зайкиной избушке отношения не имеет.

Что делали из луба

Материал, который Зайка выбрал для своего домика, только современному неосведомленному человеку может показаться необычным. В прошлом из луба делали множество нужных в хозяйстве вещей, да и сейчас он широко применяется в декоративно-прикладном искусстве.

Чаще всего использовали подкорье липы. Оно хорошо гнется и разделяется на волокна, имеет приятный золотистый цвет и ароматно пахнет медом.

Из липового луба делали короба всех размеров - в них в старину хранили разнообразные вещи и продукты питания; корзинки, туеса, лукошки, хлебницы и даже люльки-колыбели. Из более тонких волокон луба - лыка - плели самую распространенную обувь - лапти, делали мочалки, веревки, на особых станках ткали рогожи для хозяйственных нужд.

Иногда лубом крыли крыши, вместо дранки. Но что означает лубяная избушка?

Почему именно лубяная?

Пытливый и любознательный малыш, слушая сказку и объяснения взрослого, обязательно спросит, почему Зайка не построил себе дом, например, из бревен, досок или из глины. Кстати, в одном из современных вариантов сказки избушка у зайца из песка. Наверное, чтобы родители не ломали голову над объяснением.

Разобравшись, откуда у зайки лубяная избушка, из чего сделана, остается выяснить, почему именно из луба, а не из другого, более пригодного для постройки жилища материала.

Сказка, как известно, ложь, да в ней намек. Несмотря на всю фантастичность ситуаций, сказки по-своему логичны. Дети вообще реалисты, их мышление конкретное, и крестьянская детвора явно бы засомневалась в наличии у Зайки топора и пилы. Заяц просто не мог построить себе избушку из бревен и досок, а глины в лесу нет, и норы этот зверек не роет.

А кору с деревьев он обдирает, особенно зимой. Мягкая кора и луб молодых деревьев - это основная зимняя пища этих зверей в лесу. Даже есть старинная детская считалочка, в которой заяц «лыко драл… под колоду клал».

Вот и получается, что у Зайки могла быть только лубяная избушка. Из чего сделана и почему именно из этого материала, объясняется с точки зрения логики и житейского опыта. Но есть и еще один важный момент.

Поэтика сказки

У народных сказок особый поэтичный язык. Речь рассказчика течет неторопливо, как лесной ручей, каждое слово в ней на своем месте, наполнено не только смыслом, но и звучанием. Ведь недаром и у лисы избушка не снежная, а ледяная. «Избушка лубяная, избушка ледяная» — эти определения одновременно противоположны по значению и очень близки по звучанию. Мягкие ласковые фразы прекрасно вплетаются в кружево сказки, делают ее почти стихотворным произведением. Да и дети такие мягкие убаюкивающие слова лучше воспринимают и запоминают.

Русскую народную сказку «Заюшкина избушка» можно читать детям с 2-х лет, и они отлично поймут ее смысл. При этом сюжет произведения не подвластен возрасту, поэтому его с интересом слушают и пересказывают дети всех возрастов.

Детям с двух лет сказка понравится, наличием возрастающих повторов. Детки 3-4 лет заметят численность героев в произведении, как например в сказке Репка. А дети 5-6 лет и старше смогут проанализировать характеристики героев, их положительные и отрицательные качества, поступки и поведение.

Произведение наглядно показывает такие качества, как смелость, храбрость, защита, благородство и другие. Как и во всех русских народных сказках показано, что наглость и зло все-равно проиграет и враг будет повергнут.

Заюшкина избушка – читайте текст сказки с картинками

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
- Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает. Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

- Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — мы ее выгоним.
- Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:

Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, — говорит волк, — я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы… Уыыы… Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Рррр… ррр… Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
Пошел петух к избушке:

Услыхала лиса, испугалась и говорит:
- Одеваюсь…
Петух опять:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
- Шубу надеваю…
Петух в третий раз:
- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать.

Сказка «Заюшкина избушка» в стихах на новый лад

В лесу старались все, кто мог,
Не пожалев ни лап, ни ног,
Ведь каждый строил себе дом,
Чтоб зимовать спокойно в нем.
Одна лишь хитрая Лисица
Все продолжала веселиться.
Когда нагрянула зима –
В лесу без дома лишь она.
В берлоге Мишке крепко спится,
В дупле Бельчатам сон уж снится,
Мышата спят в своей норе –
Все звери дома и в тепле.
Лиса, не зная, как ей быть,
Из льда решила мастерить.
Собрала стены, крышу, дверь –
В тепле зимой она теперь.
Дом получился теплый, милый,
И не пришлось растратить силы.
Лиса, довольная собою,
В тепле жила теперь зимою.
Мороз ослаб, Весна стучится.
Пора играть и веселиться.
Все звери ждут приход Весны,
И даже те, кто видит сны.
Журчат ручьи, звенят капели
И дом Лисы, на самом деле,
Под теплым солнышка лучом
Растаял весь и стал ручьем.
Лисица к Зайцу в дом стучится,
Чтоб обогреться, обсушиться.
И добрый Заяц без тревог
Пустил Плутовку на порог.
Когда Лисица обогрелась,
Приличие куда-то делось.
Без лишних слов, она теперь
Прогнала Заиньку за дверь.
Текут у Зайки слезы горько.
Ему на встречу с лаем, бойко
Бегут веселые Щенята –
Резвятся милые ребята.
Узнав о том, что же случилось,

Решили Серому помочь,

Но им удача отказала –
Лиса их сильно напугала
И они дружно, без оглядки
Бежали, что сверкали лапки.

Но и его спугнула слишком
Уж очень хитрая Лисица –
Смеется, пляшет, веселится.
Идет Зайчишка, плачет горько.
Ему навстречу шагом бойко
Идет в красивых сапогах

Узнав о том, что же случилось,
О том, что с Зайкой приключилось,
Решил Петух ему помочь,
Из дома гнать Плутовку прочь.
И, пригрозив Плутовке строго,
Он подождал еще немного,
Притопнул грозно сапогом….

С тех пор Петух живет с Зайчишкой,
Чтоб впредь не зарилась Плутишка.
Живут Зайчонок с Петей дружно –
А что еще для дружбы нужно?!

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

Пусти меня, заюшка, в избушку.

Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.

Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.

На четвертый день лиса опять просит:

Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.

Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:

Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:

Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.

Нет, не выгоните!

Нет, выгоним!

Пошли к избушке.

Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:

О чем, заинька, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.

Нет, выгоню!

Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

осказках.ру - сайт

Испугался волк и убежал.

Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:

О чем ты, заинька, плачешь?

Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ушел.

Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.

Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

Пошел петух к избушке:

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

Одеваюсь...

Петух опять:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

А лиса говорит:

Шубу надеваю...

Петух в третий раз:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки

Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?

Об этом рассказывает учитель высшей категории, преподаватель «Истории культуры Руси» школы N 195 Светлана Курячая.

К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушел и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка - ложь, да в ней намек…»

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса - зима, заюшка - лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок - солнышко, которого очень боится лиса - зима.

Читаем сказку.

Однако при поиске истины самое главное – обращение к первоисточнику. Ну невозможно, опираясь на современный алфавит, понять всю глубину смыслов хотя бы азбуки (кириллицы). То же самое и с любым текстом. Это во-первых. Во-вторых, при поиске смысла – не менее важно – обращать внимание на детали . Ведь известно же, что «дьявол кроется в мелочах ». Один из уровней понимания этого наставления заключается в том, что при любом взаимодействии как с внешним, так и с внутренним пространством, необходимо учитывать ВСЕ мелочи и нюансы, которые возможно заметить и ухватить сознанием. Иногда деталь значит гораздо больше в поиске ответа на вопрос, чем всё остальное вместе взятое…

Впрочем, о сказке. К сожалению, обнаружить первоисточник мне не удалось (надеюсь, пока), но и смириться с предлагаемыми вариантами толкований данной сказки – выше моих сил. Поэтому я попытаюсь дать своё понимание смысла этой сказки, опираясь на доступные мне источники.

Начну с наблюдения над тем, как менялось название сказки и всё дальше уводило от изначально заложенного смысла: «Лиса, Заяц и Петух», «Лиса и Заяц» и «Заюшкина избушка». А ведь дело здесь даже не совсем в том, что «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт ». Здесь проблема посерьёзнее – та, которую ещё Конфуций сформулировал: «Если имя дано неверно, то речь не повинуется, то дело не может быть образовано. Если же имя дано верно, если речь повинуется, то и дело образуется ». Другими словами,название – это не только указатель направления поиска смыслов, это ещё и своего рода ограничитель уровня , на котором этот поиск осуществляется, и, соответственно, глубина поисков.

Итак, сказка имеет три названия: «Лиса, Заяц и Петух », «Лиса и Заяц » и «Заюшкина избушка ». В последнем случае внимание акцентируется на избушке. И, естественно, поиск скрытых смыслов будет вестись вокруг роли избушки и её значения. Такой себе вульгарный материализм в действии. Классический делёж материальных ценностей. Другие смыслы на этом уровне просто не просматриваются. Этакий поиск на мелководье без возможности заплыва на глубину. Отсюда и мысли о том, что эта сказка о социальной справедливости. И то, что Заяц в последних вариантах сказки стал хнычущим нытиком, - работает как раз на развитие образа несправедливо обиженного, обращающегося за помощью к каждому встречному, пока наконец не повезёт найти заступника.

Хотя, впрочем, и название «Лиса, Заяц и Петух » в контексте сегодняшней толерантности и направления размышлений «Почему Лиса сбежала из Заюшкиной избушки? » () – предполагает поиски смысла в рамках физиологии и «классического» треугольника – он, она и… он. Причём никто даже не задумывается о том, что те, кто эту сказку сочинял – а это, безусловно, ведическая сказка – такой уровень смыслов даже в страшном сне не могли себе представить! Воистину: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся » (Ф.И. Тютчев).

Итак, ключевые позиции, обозначенные в названии, - это Лиса, Заяц и Петух. Обратите внимание: в сказке обычно 5-6 участников событий – кроме Лисы, Зайца и Петуха – это Козёл/Собака(-и)/Волк, Медведь и Бык. А указателями поиска направлений смысла являются только три – Лиса, Заяц и Петух. Что они символизируют? Какие образы передают?

Чтобы это увидеть, нужно понять, что сказка эта написана для того, чтобы показать различные системы ценностей и подходы к жизни, механизм действия Тёмных Сил и способы борьбы с Тёмными .

Избушка в данном случае символизирует отнюдь не материальные ценности, а духовные: внутреннее пространство, истинное «Я» и уровень возможностей созидателя (Зайца) и потребителя (Лисы).

В образах избушек представлены две прямо противоположных системы ценностей, два взаимоисключающих подхода к жизни. Принципиально различных.

Один ориентирован на внутренний комфорт и удобство (функциональность).

Другой – на внешний блеск и престижность (производимое впечатление).

У одного всё в соответствии с принципом целесообразности, необходимости и достаточности. Без излишеств. В некоторых вариантах сказки заячью избушку именуют избёнкой . То есть очень простеньким, ничем не примечательным домиком для жилья.

А у другого – акцент именно и как раз на излишества. В мультфильме Ходатаевой Лиса смотрится в большое зеркало у себя дома и поливает избушку водой для придания блеска. В мультфильме Норштейна об избушке Лисы прямо говорится: «Ни дать ни взять – хрустальный дворец! ».

В основе первого подхода лежит правда , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают по всем направлениям, преимущественно «по вертикали», «в глубину». В заячьей «избёнке» есть печь – источник тепла и комфорта, которого в принципе (!) не может быть в ледяном «дворце» Лисы. Данный подход (а это подход Светлых сущностей) вместе с творческими способностями позволяет создавать нечто принципиально новое, преобразуя имеющиеся подручные средства до неузнаваемости. Всё у Зайца продумано до мелочей. Вот смотрите: избушка у Зайца лубяная. Луб, лубок – это та часть древесины, что находится под корой. Получается, что Заяц свой дом сложил из брёвен, очищенных от коры. А кора, видимо, Косому в пищу сгодилась. Вот вам и безотходное производство! И практичность, присущая жителям умеренного климата, в котором, кстати, формировались наши предки как этнос и который (климат) вынуждал их быть изобретательными, «умеренными» и практичными. Сама природа подталкивала к рачительному и бережному отношению ко всему окружающему.

В основе второго подхода лежит ложь , когда внутреннее и внешнее пространство простраивают «по горизонтали», «в ширину». Ложь – это поверхностное, «несуществующее », как писал Аристотель, илисуетное (преходящее, временное), о котором говорится во всех религиозных источниках в том числе. Дело в том, что представители Тёмных Сил не способны создавать нечто принципиально новое, они могут обходиться лишь подручными средствами и «пускать пыль в глаза». В данном случае подручное средство – лёд, из которого у Лисы получился «ни дать ни взять – хрустальный дворец ». На нашей планете Мидгард-земле потребительское отношение формировалось, в основном, у жителей субэкваториального климатического пояса, условия жизни в котором вынуждают человека быть только потребителем природы и формируют специфическую систему ценностей без учёта перспективы. Носители потребительского мировоззрения до сих пор, кстати, не поняли «одной простой истины – если ты потребитель, а не творящий, рано или поздно упрёшься в стену ».

Подход созидателя требует сосредоточенности, углублённости, связан с кропотливым трудом и обязательной заботе о дне завтрашнем. Из этого вытекает уважение к своему и чужому труду, сострадательность (сочувствие) и отсутствие времени и желания на пересуды, зависть и критику соседа.

Подход потребителя формирует созерцательность, пассивность и связан с относительно лёгкой и быстрой работой «по вершкам». Всё своё свободное время потребитель может посвятить «изучению жизни соседа» и «перемыванию косточек» всех, кто под руку попался. «Побочным» эффектом второго подхода является высокомерие, пренебрежение, осуждение, злорадство и многие другие «подарочные» черты характера, которые, кстати, обыгрываются в мультфильме Ю. Норштейна: «Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайцем посмеивается. Ишь, чернолапый, какую лачугу смастерил! То ли дело моя – и чиста, и светла! Ни дать ни взять – хрустальный дворец! » У Зайца же попросту нет времени на подобные занятия «глядеть в окошко да посмеиваться». Он своё свободное время тратит на то, чтобы на балалайке играть, а не за соседями подглядывать.

Отличительная черта Тёмных Сил и носителей мировоззрения потребления – гибкость в адаптации, приспособленчество. Они всё своё «свободное время» внимательно изучают сильные и слабые стороны противника (жертвы) и в «подходящий» час атакуют жертву, получая все её наработки «без-воз-мез-дно. То есть даром », как говорила Сова из мультфильма про Винни-Пуха. Тёмные, как правило, играют на присущих Светлым сочувствии, человечности, сострадании, жалостливости; они постепенно втираются в доверие, занимая всё больше пространства и буквально выдавливая из этого пространства хозяев вплоть до того момента, пока не почувствуют за собой перевес сил. Вот это и есть «точка Х», точка невозврата, при наступлении которой Тёмные переходят в атаку, либо уничтожая, либо подчиняя, либо нейтрализуя противника (жертву).

Вот этот момент ни в мультфильмах, ни в литературных обработках сказок мне не встретился, но я это хорошо помню из сказки, рассказанной мне бабушкой. В её варианте сказки, когда пришла весна и лисий «дворец» начал активно таять, Лиса попросилась во время этого разлива – на крылечко заюшкиной избушки, чтобы «ноги не промочить». Зайчик, естественно, пустил. Затем, когда пошёл весенний ливень, Лиса попросилась в горницу, чтобы «немножко просохнуть и подкрепиться». Зайчик, естественно, разрешил и, естественно, накормил. После этого, пока Зайчик по хозяйству занимался, Лиса, подкрепившись, освоившись и окончательно обнаглев, попросила пустить её на печку погреться. Ведь, пока Заяц занят, печка-то свободна, а она (Лиса) только погреется – и сразу же уйдёт. Зайчик, естественно, поверил и разрешил. А вот когда Лиса заняла ключевую позицию в доме (печь в крестьянских избах – это сердце и голова любого дома и лежать на ней имел право только хозяин дома), Лиса объявила Зайца «вне закона» и выгнала его из собственного дома…


Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик - из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.

Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит - зайка плачет.

Чего ты, зайка, плачешь? - спрашивает волк.

Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я - из сыпучего песка, а она - из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.

Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:

Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:

Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, - как дам, так и смерть тебе тут.

Испугался волк да наутёк. И зайку покинул. Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.

Идёт по лесу медведь. Видит - зайчик сидит под берёзкой и плачет.

Чего, зайка, плачешь? - спрашивает медведь.

Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я - из сыпучего песка, а она - из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Так вот я сижу и плачу.

Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.

Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:

Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.

Не испугалась лисичка, отвечает медведю:

Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,- как дам, так и смерть тебе тут.

Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит - идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл и спрашивает:

Чего, зайка, плачешь?

Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я - из сыпучего песка, а она - из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.

Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.

Ой, петенька,- плачет зайка,- где тебе её выгнать? Волк гнал - не выгнал. Медведь гнал - не выгнал.

А вот я выгоню. Пойдём,- говорит петух. Пошли. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:

Я - петух-чебетух,

Я - певун-лопотун,

На коротких ногах,

На высоких пятах.

На плече косу несу,

Лисе голову снесу.

А лисичка лежит и говорит:

Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,- как дам, так и смерть тебе тут.

Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:

Я - петух-чебетух,

Я - певун-лопотун,

На коротких ногах,

На высоких пятах.

На плече косу несу,

Лисе голову снесу.

И - прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.

И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.

Добавить комментарий