Сошествие Святого Духа Икона новгородской школы конца XV в. Православный календарь




История праздника

Праздник Пятидесятницы воспоминает событие сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков, тот великий день, когда произошло рождение вселенской апостольской Церкви Христовой (Деян.II: 41-47). Само название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что сошествие Святого Духа совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался в пятидесятый день после иудейской Пасхи.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.II:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, когда «… внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.II: 2-4).

В этот день в городе по случаю праздника находилось множество иудеев из разных городов, которые, услышав шум в доме и то, что внутри говорят на различных наречьях, стали насмехаться над апостолами и говорить, что они напились сладкого вина (Деян.II:13). Как повествует книга Деяний апостольских, в ответ на это « Петр, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян.II:14-18).

Среди пришедших к дому иудеев были и те, которые вняли проповеди апостольской и спросили что они должны делать. На это апостол Петр ответил, что им необходимо покаяться и креститься во имя Иисуса Христа для прощения грехов, чтобы также получить дар Святого Духа. Уверовавших во Христа и охотно принявших крещение в первые дни после сошествия Святого Духа на апостолов было около трех тысяч человек. Этим было положено начало устроения на земле Церкви Христовой.

Самый день Сошествия Святого Духа апостолы заповедали ежегодно вспоминать и праздновать всем христианам (1Кор.XVI, 8), (Деян.XX, 16).

Установление праздника

Праздник Пятидесятницы в Ветхом Завете совершался в память дарования синайского законодательства, торжественного вступления Бога в завет с избранным народом, и одновременно в благодарность Богу за произращение новых плодов земных (Числ. 28, 26) и новой жатвы (Исх. 23, 16). Праздновался он по исполнении семи недель, то есть в пятидесятый день после Пасхи, и назывался праздником Седмиц (Второзак. 16, 9-10). Божиим промыслом, по обетованию Спасителя (Ин. 14, 26), в этот день памяти дарования Богооткровенного закона и в пятидесятый день по Воскресении Христове, совершилось Сошествие Святого Духа на Его апостолов и учеников. Этим событием совершилось вступление Бога в Новый Завет с Новым Израилем - Церковью Христовой, и место закона синайского заступила благодать Святого Духа.

В первые века христианства праздник Пятидесятницы понимался как целый период церковного года, в который включалось также и Вознесение Господне . В IV столетии Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи, но и как одиночный праздничный день . Вслед за Сошествием Святого Духа в особый праздник выделилось и Вознесение Господне .

В IV веке святым Василием Великим были составлены особые молитвы, читаемые доныне на великой вечерне, которая совершается сразу после литургии в самый день праздника. На этом богослужении, являющемся одной из наиболее торжественных и красивых служб в году, поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, и читаются три пространные молитвы о Церкви, о спасении всех христиан и о упокоении душ усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все молящиеся стоят на коленях, чем завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

Духовный смысл праздника

Праздник Пятидесятницы, или Сошествия Святого Духа, имеет еще одно название, которое наиболее отражает духовную суть данного события. Этот праздник именуется также Днем Святой Троицы, что указывает на участие всех Трех Лиц Божества в совершении спасения человеческого рода. Другими словами, посредством Сошествия Святого Духа Божественное Домостроительство достигло своей совершенной полноты: «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви».

Сошествие Святого Духа на апостолов является событием первостепенной важности также и потому, что оно чудесно утвердило Таинство Священства. Например, в творениях преподобного Симеона Нового Богослова подчеркивается непрерывность апостольского преемства в передаче Даров Духа Святого церковной иерархии: «Апостолы, выйдя в мир, учили, проповедуя слово Божие. Большие множества поверили во Христа, и церкви верных были основаны в городах и селениях. Когда один из апостолов собирался их покинуть и отправиться в другое место или город, он рукополагал на свое место епископов и пресвитеров... И эти, заканчивая в свою очередь жизнь, оставляли на своем месте других, выбирая лиц, достойных такового служения, и которых они рукополагали. И таким образом по преемству такой порядок и законодательство сохранены до наших дней действием Святого Духа. Таким же образом предания апостолов и их учения, как они их приняли от нашего Владыки и Бога всяческих, были переданы ими нам».

Сошествие Святого Духа на апостолов явилось проявлением Его силы в них, открытием в учениках Христовых Его особенного присутствия. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что было начато Спасителем, - сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые были приобретены для него страданиями Сына Божия. Таким образом, благодаря событию Сошествия Святого Духа человек получил возможность Боговидения, причастия благодатному Царству Отца и Сына и Духа Святого. С внешней стороны празднование Пятидесятницы, а именно украшение храмов и домов зелеными ветвями, травами и цветами, унаследованное от ветхозаветной Церкви, символически выражает силу Святого Духа, все возрождающую, обновляющую и всему дающую жизнь и расцвет.

Иконография

Подобно образу Вознесения Господня, иконография Пятидесятницы в византийском и древнерусском искусстве представлена в двух вариантах. Оба варианта сложились в раннехристианскую эпоху и нашли свое продолжение в станковой иконописи, а также мозаике и фресковой живописи Византии и Руси.

Поскольку догмат Троичности является одной из основных богословских идей, раскрываемых в празднике Пятидесятницы, для изображения данного события в иконографии с раннехристианских времен был принят образ Святой Троицы. Изображение Святой Троицы в виде трех странников, или ангелов, явившихся праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, передает первое явление Бога человеку, знаменующее начало обетования об искуплении, которое в полной мере завершилось в день сошествия Святого Духа на апостолов. Этот извод получил название «Ветхозаветной Троицы».

К древнейшим образцам иконографии «Ветхозаветной Троицы», или иначе «Гостеприимства Авраама», можно отнести фреску в катакомбе Виа Латина IV века, а также мозаику первой половины VI столетия, которая находится в алтаре церкви святого Виталия в Равенне. В послеиконоборческий период этот сюжет получает широкое распространение и в Византии. На Руси подобные изображения появляются уже с XI века - примером может послужить фреска Софийского собора в Киеве.

Изображаемые в композиции ангелы располагаются по принципу изокефалии, то есть сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Св. Троицы при их неслиянности . Самым совершенным примером подобного варианта иконографии Святой Троицы является знаменитый образ, написанный прп. Андреем Рублевым в 1425-1427 гг.

Характерными особенностями композиции «Гостеприимство Авраама» могут также являться изображения Авраама, Сарры и слуг, закалывающих жертвенного тельца. На некоторых изводах изображения слуг отсутствуют, а праотцы Авраам и Сарра изображены среди Ангелов, за их спинами.

Если образ «Ветхозаветной Троицы» дает указание на тайну божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира.

Развитие иконографии «Сошествия Святого Духа» начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. В одном из самых ранних сохранившихся изображений Сошествия Святого Духа, рукописном Евангелии, созданном в 586 г. сирийским монахом Рабулой (Библиотека Лауренциана, Флоренция), есть миниатюра, изображающая данное событие. В центре композиции представлена Богоматерь, по сторонам от Которой под сводами триклиния стоят в два ряда двенадцать апостолов. Непосредственно над Богородицей изображен стремительно летящий вниз голубь, являющийся образом Духа Святого, от которого на главу Богородицы изливаются сияющие лучи. Над главами Богородицы и апостолов горят красные язычки пламени.

На Синайских иконах Сошествия Святого Духа VII–IX вв., восходящих к древнейшим образцам, сидящие апостолы принимают Духа Святого в виде нисходящих лучей пламени от благословляющего их с небес Спасителя.

В константинопольском Софийском соборе мозаичное изображение Сошествия Святого Духа на апостолов (IX в.) имеет в центре композиции Престол уготованный (Этимасию), ниже которого, по кругу, расположены стоящие апостолы, на главы которых нисходят лучи с язычками пламени, а еще ниже находятся симметрично расположенные группы людей в разнообразных одеждах – будущая паства рождающейся Церкви Христовой. Данный вариант иконографии Пятидесятницы нашел свое продолжение в мозаичном храмовом искусстве XI-XIII вв., став центральной композицией росписи купола (мозаики собора Осиас Лукас в Фокиде, св. Марка в Венеции).

В станковой живописи композиционная схема данной иконографии Пятидесятницы, отличается деталями, которые придают изображению различные оттенки богословского содержания.

Традиционно в иконах Сошествия Святого Духа на апостолов представляется Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест, а над главами пишут нисходящие языки пламени. Место Иуды Искариотского среди 12 учеников Христовых занял апостол Матфий.

В большинстве икон Пятидесятницы, принадлежащих XVI веку, в верхней части композиции среди апостолов встречается изображение Богородицы. Основанием для подобной иконографии служит упоминание в Новом Завете о присутствии Богоматери в Сионской горнице во время совместных апостольских молитв: « все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. I, 14).

Апостолы, как правило, в данной композиции располагаются подковообразно по шесть учеников слева и справа, причем пустое место между центральными фигурами апостолов Петра и Павла напоминает о присутствии Господа Иисуса Христа, как это можно видеть в иконах «Тайной вечери» .

В нижней части иконы в темном пространстве, являющемся центром триклиния или усеченного эллипсиса, может быть помещена фигура царя, заменившая собой изображение толп народа из разных стран, бывших свидетелями сошествия Святого Духа . Традиционным толкованием образа царя является изображение народа, к которому обращена евангельская проповедь, представленного одиночной фигурой его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало (убрус), на котором уложено 12 свитков, являющихся символом апостольской проповеди. В связи с этим толкованием рядом с фигурой царя стала помещаться греческая надпись κόσμος - «мир», благодаря которому сам образ царя получил наименование «Царь-Космос» . Данная особенность является принадлежностью более поздних греческих и русских памятников, принадлежащих XV–XVIII вв.

Своеобразное противопоставление события Сошествия святого Духа на апостолов образу царя космоса говорит о том, что горница, где восседают апостолы, понимается как храм, который должен совпасть со всей вселенной и явить новый мир и новое царство, где будет царствовать мир и радость о Духе Святом.

Примечания

1. Например, Тертуллиан называет это время «laetissimum spatium», т.е. радостнейшим периодом (Tertull. De orat. 23).

2. Данное постановление отражено в 43-ем правиле Эльвирского Собора (300 г.).

3. К IV в. празднование Пятидесятницы стало повсеместным, о чем свидетельствуют упоминания его в творениях святых Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, блаженного Августина. Есть предание, что на месте сошествия Святого Духа был устроен первый христианский храм, который в IV веке был возобновлен равноапостольной царицей Еленой.

4. Например, в мозаике св. Марии Великой в Риме, V в., или в Коттоновой Библии, того же времени, в Британском музее в Лондоне. Кроме того, равенство Ипостасей в некоторых изображениях подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов и их атрибутами (мозаика св. Виталия в Равенне, VI в.). В других случаях композиция строится пирамидально с выделением среднего ангела как главного среди других.

5. Хотя согласно книге Деяний апостол Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице, он традиционно изображается на иконе Сошествия Святого Духа. Это объясняется тем, что икона являет не хронологически верное историческое свидетельство праздника, а его духовную сущность. Сошествие Духа Святого на апостолов понимается здесь как начало христианской Церкви, объединяющей всех верующих людей – и живущих, и ушедших из земной жизни. Поэтому вполне обосновано появление на иконе праздника апостола Павла, провозвестника слова Божия, без которого немыслимо было бы создание и торжество христианской Церкви.

6. В древневизантийских образцах толпа народа, расположенная в нижней части образа Пятидесятницы, часто сопровождается надписью «Племена, языцы». Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.).

7. Несмотря на надпись, значение фигуры царя до сих пор вызывает различные толкования исследователей. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос». Существует трактовка данного образа также и как царя Давида, чье пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Петр в своей проповеди (Деян.II) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространено толкование фигуры царя как изображения Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.

Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, // и согласно славим Всесвятого Духа.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, послал еси // божественным учеником Твоим.


© Все права защищены В России наиболее древние и почитаемые иконы Сошествия Святого Духа находятся в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры (адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад), а также в известных российских музеях. Например:
  • Благовещенский cобор Московского Кремля.
    Адрес: Москва, Кремль, Соборная площадь.
  • Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
    Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4.
  • Преображенская церковь острова Кижи.
    Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи.
Всего в России существует более 150 православных храмов, посвященных иконе Сошествия Святого Духа либо с приделами, освященными в честь нее. Приведем сведения о некоторых из них.

Москва. Зачатьевсикй монастырь. XIX в

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре
Церковь Сошествия Святого Духа, расположенная на территории женского Зачатьевского монастыря, заложена была в 1844 году по проекту известного архитектора М.Д. Быковского и освящена святителем Филаретом в 1850 году. В годы советской власти, в 1925 году, ее закрыли и перестроили под хозяйственные нужды. В конце XX века храм был вновь передан Русской Православной Церкви, и после долгой реставрации в нем возобновилась церковная жизнь. Первая служба прошла в 2001 году под Духов день – престольный праздник храма. Каменный иконостас храма исполнен в греческой традиции: византийский крест, растительный орнамент, каменные фигуры голубей, удерживающих лампады. Роспись храма также соответствует стилю храмов на Святой земле. Все эти черты убранства храма были выбраны в память о главной монастырской святыне – «Милостивой» иконе Божией Матери – списка с древнего образа Киккской иконы Пресвятой Богородицы, хранящегося с XI века на острове Кипр в Киккском монастыре. К святыням храма Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре относят старинное распятие с ликом Спасителя и частицей животворящего древа Креста Господня, а также ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских и Киево-Печерских старцев.
Адрес: Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 13. Тел.: 8 (495) 695-16-91.
Проезд: ст. метро «Кропоткинская».

Церковь Сошествия Духа Святого.
Москва. Лазаревское кладбище. XVIII в
Москва. Церковь Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище Строительство велось с Этот храм расположен в Марьиной Роще, где по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1750 году здесь было открыто Лазаревское кладбище. Тогда оно находилось за городской чертой. Название его связано с возведением на его территории храма В честь воскрешения праведного Лазаря. В 1782 году вместо обветшалого деревянного храма решено было возвести каменный. Над его проектом работали архитекторы В.И. Баженов и Е.С. Назаров. Храм был построен по типу «корабля»: в его центре возвышалась ротонда с двумя колоколенками, а окна были стилизованы под иллюминаторы. После окончания строительства, в 1787 году, центральный придел храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, второй придел – во имя святого апостола Луки, третий – во имя праведного Лазаря, в память о первом храме. После революции 1917 года, несмотря на распространяющиеся по стране разрушения православных храмов, в церкви Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище продолжали идти богослужения. И только в 1932 году неожиданно нагрянувшая милиция объявила настоятелю о закрытии храма и изъятии церковного имущества. Позже здание церкви передали под общежитие для рабочих. Лазаревское кладбище, которое стало местом упокоения многих известных людей, русской интеллигенции, прославленного духовенства, хранящее около 50 тысяч захоронений, в 1936 году было уничтожено, а на его месте советские чиновники распорядились устроить парк развлечений. Есть документы, подтверждающие, что храм Сошествия Святого Духа тоже был приговорен к разрушению, но неведомым Божьим Промыслом уцелел. Неизвестные добрые люди из Главнауки признали храм памятником архитектуры первой категории и тем самым спасли его. В 1991 году церковь была возвращена верующим, хотя некоторое время в части храма все еще размещались мастерские Театра оперетты. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, богослужения ведутся регулярно. Святыни храма: чтимый образ Спасителя, найденный на месте сталинских лагерей, явленная Владимирская икона Божией Матери, четыре мощевика, два креста-мощевика и иконы с 450 частицами святых мощей.

Церковь Сошествия Духа Святого
на Даниловском кладбище. Москва.
Адрес: Москва, ул. Советской армии, д. 12, стр. 1 и 2. Тел.: 8 (495) 689-24-75.
Проезд: ст. метро «Марьина Роща», далее 5 мин пешком: перейти по пешеходному переходу через Сущевский вал, в парке «Фестивальный» большой сине-белый храм;
ст. метро «Рижская», трол. № 18, 42 или авт. № 84 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»; либо пешком от метро 15 минут;
ст. метро «Динамо», трол. № 42 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»;
ст. метро «Белорусская», трол. № 18 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»;
ст. метро «Цветной бульвар», трол. № 13 до ост. «Лазаревский переулок».

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище
История этого храма необычна. В 1770 году над Москвой нависла большая беда – эпидемия чумы. Она распространялась с такой быстротой, что через несколько месяцев от болезни стали умирать по тысяче человек в день. Население охватила паника. Императрица Екатерина II послала в Москву графа Григория Орлова, повелев ему предпринять неотложные меры, чтобы остановить это бедствие. И первым делом граф решил устроить новые кладбища для горожан подальше от Москвы. Одно из них – Даниловское – было устроено на территории древнего Данилова монастыря. Для нужд кладбища вскоре был выстроен деревянный храм В честь святых мучеников Херсонесских. Когда храм стал совсем ветхим, на средства богатых московских купцов был возведен каменный храм. Он был создан по проекту известного в Москве архитектора Ф.М. Шестакова и освящен в 1832 году. Храм имеет два престола: главный был назван в честь Сошествия Святого Духа, а другой – во имя святых мучеников Херсонесских. Церковь была искусно украшена фресками на библейские сюжеты. И поныне этот храм впечатляет богатством внутреннего убранства и сохранностью старинного декора. К счастью, он не был закрыт в советское время, как другие московские храмы, и сохранил свое первоначальное великолепие. В храме находится немало чтимых икон: Иверской Божией Матери и Скоропослушницы, иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, Блаженной Матроны Московской и преподобного Аристоклия Афонского. Здесь также хранится ковчег со святыми мощами многих угодников Божиих.
Адрес: Москва, Рощинский пр., д. 30, стр. 1. Старый адрес: Духовской пер., д. 1/14.


Московская область. Церковь Сошествия Святого Духа в Первомайском
Этот храм был построен на месте древнего Никольского монастыря, который упоминается в летописях в XIV веке, во времена правления Ивана Калиты. В 1709 году, в честь победы Петра I в Полтавской битве, вместо деревянного храма была возведена каменная церковь Сошествия Духа Святого. Ее архитектура близка к стилю барокко. Колокольня построена в середине XIX века. В 1930-е годы храм был затворен и разорен. Когда, в 1991 году, церковь вернули верующим, она находилась в полуразрушенном состоянии, пришлось немало потрудиться для ее восстановления. Сейчас это полноценный действующий храм. Под его покровительством в поселке Первомайское работают православная гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и детский садик.
Адрес: Москва, Троицкий округ, пос. Первомайское.

Московская область. Сергиев Посад. Церковь Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой лавры
Троице-Сергиева лавра, основанная в 1337 году преподобным Сергием Радонежским, прославлена на всю Россию как крупнейший центр духовного просвещения. Под ее куполами подвизались многие подвижники земли Русской: преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет. Ее монахами впоследствии были основаны десятки русских монастырей и скитов. Ее храмы, возведенные в разные века и в разных стилях, образуют единый ансамбль, поражающий своей торжественностью и мощью. Храм Сошествия Святого Духа (Духовская церковь) гармонично вписывается в архитектурную палитру монастыря, замыкая его Соборную площадь с юго-востока. Он был выстроен в 1476 году. Псковские мастера, работающие над строительством храма, внесли в его форму необычный для московской архитектуры XV века элемент – подкупольную звонницу. На нее был водружен особый, как его называли в те времена, «всполошной колокол», который в нужное время возвещал об опасности приближения врагов. Иконостас храма был подготовлен из розового дерева, а иконы создавались лучшими мастерами лавры. В церкви покоятся святые мощи преподобного Максима Грека и преподобного Антония Радонежского. В годы советской власти Троице-Сергиева лавра была закрыта и отдана под Историко-художественный музей. После Великой Отечественной войны начался период возрождения знаменитой обители. С того времени и поныне она играет значительную роль в жизни Русской Православной Церкви, принимая каждый день сотни паломников со всех концов страны.
Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

В Москве также есть несколько храмов с приделами, посвященными Сошествию Духа Святого. Например:
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря. XVII в.
    Адрес: Москва, Новодевичий пр., д. 1, стр. 30.
  • Церковь Николая Чудотворца в Толмачах. XVII в.
    Адрес: Москва, Малый Толмачевский пер., д. 9.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественского монастыря. XVI в.
    Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 20, стр. 14.
Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище
Эта небольшая церковь Святителя Николая Чудотворца была возведена на средства купца Г.Г. Никонова в 1812–1814 годах. По традиции, связанной с покровительством святителя Николая морякам и корабелам, рядом с ней было устроено кладбище для них. В треугольных фронтонах и достаточно плоском куполе храма воплотились типичные черты архитектуры классицизма. В 1884 году к церкви был пристроен придел во имя Святого Духа. После революции Никольская церковь не закрывалась. И в настоящее время в ней хранится несколько почитаемых икон из закрытых в советские времена ближайших храмов. Это образы Праведного Иосифа Древодела, Смоленской Божией Матери и Скоропослушницы, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В настоящее время церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище – одна из самых посещаемых в городе.
Адрес: Санкт-Петербург, просп. Металлистов, д. 5.


Саратов. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа
Храм Сошествия Святого Духа был выстроен в городе Саратове в 1844 году на месте молитвенного дома. В 1855 году известный саратовский купец Петр Тюльпин, в память о своем неожиданно скончавшемся 27-летнем сыне Николае, решил выстроить на месте старой деревянной Духосвятской церкви каменный трехпрестольный храм, причем один престол он просил посвятить небесному покровителю их сына – Николаю Чудотворцу. В 1856 году церковь была возведена. В ней были освящены три престола: центральный престол – во имя Сошествия Святого Духа, правый – во имя Знамения Пресвятой Богородицы, левый – во имя святителя Николая Чудотворца. На ее колокольне было установлено 13 колоколов. На щедрые пожертвования горожан церковь богато украшалась. В храме было много икон в сребро-златых ризах, Евангелий в драгоценных окладах, в библиотеке храма насчитывалось более ста редких богослужебных книг. Не жалея средств на благотворительность, церковь строила дома для богадельни, открыла церковно-приходскую школу, в которой обучались десятки детей из малообеспеченных семей. В годы Первой мировой войны, когда в Саратов хлынули беженцы, при Духосошественском храме открылась еще одна школа, причем для детей других религиозных конфессий: иудейского и католического вероисповедания. После революции для храма начались трудные времена. Сначала, по договору с горсоветом, храм находился на содержании прихожан и продолжал работать. Однако в 1930 году власти Саратова запретили церковный звон в городе, и колокола со всех храмов были сняты. А в 1934 году вышло распоряжение о закрытии многих церквей города, чтобы устроить в них зернохранилища. Однако с закрытием храма Сошествия Святого Духа почему-то все медлили, и он был открыт для богослужений вплоть до 1939 года. В 1941 году власти города надумали использовать здание церкви под кинотеатр, но по горячим молитвам прихожан этому кощунственному намерению не суждено было осуществиться.
После войны, в 1948 году, по многочисленным просьбам и обращениям верующих, саратовский храм Сошествия Святого Духа был вновь открыт. При активной помощи епископа Саратовского и Вольского Бориса церковь была полностью восстановлена. И сегодня каждый, кто входит в этот храм, прославившийся многими благотворительными делами, неизменно чувствует его особенную, намоленную атмосферу. В нем хранится немало христианских святынь: ковчег с мощами Радонежских и Киево-Печерских духовных подвижников, икона Святителя Митрофана Воронежского с частицей его мощей. В 1994 году Духосошественская церковь была признана памятником истории и культуры регионального значения. А в 2001 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ей был присвоен статус кафедрального собора города Саратова.
Адрес: г. Саратов, Духосошественская пл., д. 3.

Калужская область. Козельск. Церковь Сошествия Святого Духа
Храм Сошествия Святого Духа в городе Козельске был выстроен в 1789 году по инициативе и на средства местного купца Петра Месняева. В храме было освящено три престола: центральный – в честь Сошествия Святого Духа, второй – в честь святых Космы и Дамиана, третий – в честь епископов Александрийских Афанасия и Кирилла. В годы советской власти церковь была закрыта, разорена и использовалась под разные хозяйственные нужды: склад, конюшню, мельницу. Постепенно она разрушалась, и к 1950-м годам от нее остался лишь остов без крыши и без купола. В 1988 году к 750-летию героической обороны Козельска от татаро-монгольских полчищ была проведена реставрация храма, восстановлены крыша с куполом, и здесь была размещена диорама исторических событий XIII века. В 1994 году храм, наконец, был передан Церкви. Его первым настоятелем стал игумен Петр, который, несмотря на свой пожилой возраст, при поддержке прихожан и благотворителей приложил много усилий для восстановления храма. Первая Божественная литургия была совершена уже через год на праздник Крещения.
Адрес: Калужская обл., г. Козельск, Кузнечная ул., д. 2.


Этот праздник - Пятидесятница, или День Святой Троицы - занимает одно из важных мест в годовом круге богослужения. Весь православный мир в этот день славит Пресвятую Троицу. Богослужение этого дня раскрывает догматическое учение о Святой Троице, икона которой и выносится в этот день для поклонения. Христианское учение говорит: Бог един в трех лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Дух Святой предвечно исходит от Бога-Отца и пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19)).

Следующий же после Троицы день посвящен Пресвятому Духу, его называют Духовным днем, или Духовым днем , и в молитвах к Святому Духу обращаются, как к Утешителю. Он явился апостолам и наполнил их сердца радостью. В этот день выносится икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Таким образом, празднику Пятидесятницы соответствуют две иконы. На Руси этот день еще называли зелеными святками, он был рубежом между весной и летом. Так исторически сплетались христианские праздники с древними славянскими традициями, становясь их неотъемлемой частью и духовной основой, принадлежащей общей русской культуре.

«Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа...единое Божество и единую силу, которая обретает в Трех единично, и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях и естествах, не возрастает и не умаляется, через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба» (св. Григорий Богослов).

Человеческий разум не может охватить великий смысл Троицы, лишь часть Божественного бытия дано знать человеку. Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божьим. «Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа», - учит святитель Игнатий Брянчанинов. «Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль - без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Господь Иисус Христос в день Его Вознесения обратился к апостолам - своим ученикам с такими словами: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их» (Деян. 1; 8-9). До того дня, обещанного Господом, оставалось немногим более десяти дней.

Священное писание о том сроке воспоминает так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать» (Деян. 2; 1-4).

У нас в эти дни в храмах и церквах стоит благоуханный запах свежескошенной травы, рассыпанной по полу, алтарная часть, приделы, трапезные украшены зеленью берез, других лиственных деревьях. Откуда этот обычай?

Пятидесятница уходит своей историей в ветхозаветные времена и связана с днем, когда на Синайской горе Моисей получал от Бога скрижали закона - тот день все так же расцветало и зеленело. В память о том ветхозаветные народы украшали свои храмы и дома свежей зеленью и цветами. Здесь можно видеть некоторую параллель между получением заповедей и сошествием Святого Духа, но в Новом Завете, в отличие от Моисея, апостолы получили более чем закон - им было дано божественное право быть крещенными, как был крещен Спаситель, но не водою, как крестил Его Иоанн Креститель, а Духом Святым и свидетельствовать от имени Его. И Сионская горница, где они собрались в назначенный день, так же была украшена зеленью трав, цветов и деревьев. И сегодня в наших храмах в День Святой Троицы от аромата зелени удивительно легко дышится, в душе вновь возникает молитвенное чувство причастности к чудесам Нового Завета и надежды, что Дух Святой с новой силой возгорится в душе каждого верующего и осенит того, кто к Вере еще не пришел.

Сошествие Святого Духа

Икона новгородской школы конца XV в.

Вознесением «оканчиваются дела Христовы телесные, или, лучше сказать, дела, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле <…> а начинаются дела Духа», – говорит свт. Григорий Богослов. Эти дела Духа начинаются сошествием обещанного от Отца (Деян. 1:4) Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. После поклонения Святой Троице в первый день праздника (воскресенье), на следующий день Церковь воздает особое почитание Святому Духу, видимым образом сошедшему на учеников Христовых.

Хотя Деяния апостольские (2:1-13) говорят, что Сошествие Святого Духа сопровождалось шумом и всеобщим смятением, на иконе мы видим как раз обратное: стройный порядок и строгую композицию. В отличие от Вознесения, где апостолы жестикулируют, здесь позы их выражают иератическое спокойствие, движения торжественны. Они восседают некоторые – слегка повернувшись один к другому, как бы переговариваясь.

Чтобы понять противоречие между текстом Деяний и композицией иконы, следует помнить, что икона обращается к верующим и потому указывает не на то, что видели в этом событии внешние, непосвященные люди и что дало им повод утверждать, будто апостолы вином исполнены суть (Деян. 2:13), а на, что открыто людям, причастным этому событию, членам Церкви, – внутренний смысл происходящего. Пятидесятница есть огненное крещение Церкви. Будучи завершением откровения о Святой Троице, она является завершительным моментом образования Церкви, открывающим ее жизнь в полноте ее благодатных дарований и установлений. Если икона Святой Троицы дает указание на тайну Божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира. В Пятидесятницу «не действием уже, как прежде (в пророках и учениках Христовых до Сошествия Святого Духа. – Л. У.), но существенно присутствует <…> сопребывает и сожительствует Дух».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Новгород. Конец XV в. La Vieille Russie. Нью-Йорк

Служба праздника противополагает смешение языков в столпотворении вавилонском и их единение в день Сошествия Святого Духа: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа». Ибо нужно было, говорят отцы Церкви, чтобы народы, утерявшие единство языка и рассеянные при строении земной башни, снова обрели это единство и собрались при духовном строении Церкви, огнем любви сплавляемые в ее единое святое тело. «Таким образом образуется по подобию Троицы, нераздельной и неслиянной, новое существо – Св. Церковь, единая по естеству, но множественная по лицам, имея Главою Иисуса Христа, а членами – ангелов, пророков, апостолов, мучеников и всех в вере покаявшихся». Это единение по образу Святой Троицы, этот четкий и ясный внутренний строй Церкви, ее единое тело, исполненное благодати Святого Духа, и показывает нам икона Пятидесятницы. Двенадцать апостолов, включенные в одну определенную форму, дугу, прекрасно выражают здесь единство тела Церкви при множественности ее членов. Все подчинено здесь строгому и величавому ритму, который подчеркивается еще тем, что апостолы представлены в обратной перспективе; фигуры их увеличиваются по мере удаления от переднего плана. Их расположение завершается свободным, никем не занятым местом. Это место Божества, указывающее на невидимое присутствие невидимого Главы Церкви – Христа. Поэтому некоторые древние изображения Пятидесятницы завершаются этимасией (?????????), уготованным престолом, символом невидимого присутствия Бога. В руках одних (евангелистов) книги, у других свитки как знак полученного ими дара учительства. Из сегмента круга, выходящего за пределы доски и символизирующего небо, на них нисходит двенадцать лучей или огненных языков в знак крещения Духом Святым и огнем по пророчеству Иоанна Предтечи (см.: Мф. 3:11) и их освящения. Иногда маленькие огненные языки помещаются и на венчиках, непосредственно над головами апостолов. Этим указывается на то, что Дух Святой снисшел в виде языков, седших на главы апостолов в знак освящения главного и владычествующего члена тела и самого ума и «в означение царского достоинства почивания во святых».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика. Церковь Осиос Лукас. Фокида. XI в.

Внутреннее единство, выраженное в подчинении фигур апостолов единой форме и общему ритму, отнюдь не налагает на них печати однообразия. Здесь нет ни одного движения, которое повторялось бы в двух фигурах. Это отсутствие однообразия также соответствует внутреннему смыслу происходящего. Дух Святый «является в виде разделенных языков по причине разных дарований», – говорит свт. Григорий Богослов. Поэтому Он сошел на каждого члена Церкви в отдельности, и хотя Дух один и тот же <…> дары Его различны <…> и служения различны <…>. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания <…> иному дары исцелений и т. д. (1 Кор. 12:4-13).

Предание говорит, что во исполнение пророчества (Иоил. 2:28–29) Дух Святый сошел не только на двенадцать избранных апостолов, но и на бывших с ними единодушно вкупе (Деян. 2:1), т. е. на всю Церковь. Поэтому на нашей иконе изображены апостолы, и не принадлежащие к двенадцати: апостол Павел (сидящий с апостолом Петром во главе апостольского круга), и из числа семидесяти евангелист Лука (третий сверху на левой стороне), и евангелист Марк (третий сверху на правой стороне).

В древних манускриптах внизу композиции изображается толпа народа, упоминаемая в Деяниях апостольских. Однако уже очень рано она была заменена одной символической фигурой царя, олицетворяющей собой народ или народы, с надписью «??????». Объяснение этой фигуры находится в сборниках XVII в.: «…чесо ради пишется у сшествия Св. Духа человек седяй в темном месте, старостию одержим, а на нем риза червлена, и на главе его венец царский, и в руках своих имея убрус бел, и в нем написано 12 свитков? <… > человек седяше в темном месте, понеже весь мир в неверии прежде бяше, а иже старостию одержим, понеже состареся Адамовым преступлением, а еже риза червлена на нем, то приношение кровных жертв бесовских, а еже на главе венец царский, понеже царствоваше в мире грех, а еже в руках своих имеяше убрус, а в нем 12 свитков, – сиречь 12 апостолов учением своим весь мир просветиша».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Фрагмент мозаики собора Рождества Богородицы. Монреале. Конец XII в.

Воспроизведенная здесь икона принадлежит к величайшей эпохе русской иконописи и представляет собой один из лучших образцов иконы Пятидесятницы, наиболее совершенно выражающий экклезиологический смысл праздника, связанный с центральным догматом христианства о Триедином Боге. С этим догматом коренным образом связана жизнь Церкви, ибо триединство, т. е. единство природы и множественность лиц, есть тот принцип, по которому живет и строит Царствие Божие на земле Церковь. Как каноническая структура ее, так и принцип всякого христианского строительства (церковная община, монастырь и т. д.) есть отражение Божественной триединой жизни в земном плане. Поэтому и обе иконы, выносимые для поклонения в праздник Пятидесятницы, по существу своему являют образ внутренней жизни Церкви.

Преображение Господне. Новгородская школа. Конец XV в. Аукционный дом Кристис. Нью-Йорк

Из книги Исчезновение Вселенной. Честный разговор об иллюзиях, прошлых жизнях, религии, сексе, политике и чуде прощения автора Ренард Гэри Р

Глава 6 Альтернатива Святого Духа «Эго создало мир, согласно собственному восприятию его, но Дух Святой, толкующий содеянное эго по-иному, усматривает в мире только средство обучения для возвращения твоего домой» .В следующие несколько месяцев я находился в

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

V. Уроки Святого Духа 1. Как всякий хороший учитель, Святой Дух знает больше, чем ты сейчас, но учит Он с одною целью: сделать тебя равным Себе. Ты уже обучил себя неверно, поверив лжи. Ты не поверил в собственное совершенство. Стал бы Господь тебя учить, что ты создал

Из книги Тайны православных святых автора Нестерова Дарья Владимировна

IV. План прощения Святого Духа 1. Искупление - для всех, поскольку оно - путь упразднения веры в существование чего–либо для одного тебя. Простить - значит не обратить внимания. Смотри тогда поверх ошибки, не разрешая восприятию покоиться на ней, ибо ты веришь

Из книги Книга-календарь на 2012 год. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

Глава 12 - УЧЕБНЫЙ ПЛАН СВЯТОГО ДУХА I. Суд Святого Духа 1. Уже неоднократно говорилось о том, чтобы ошибку не обращать в реальность, а способ исполнения этого довольно прост. Желая верить в ошибку, ты должен сделать ее реальной, ибо она неистинна. Но истина реальна сама по

Из книги Я познаю себя как Мир Единства автора Климкевич Светлана Титовна

I. Суд Святого Духа 1. Уже неоднократно говорилось о том, чтобы ошибку не обращать в реальность, а способ исполнения этого довольно прост. Желая верить в ошибку, ты должен сделать ее реальной, ибо она неистинна. Но истина реальна сама по себе, и чтобы в нее поверить, ты ничего

Из книги Мы в Галактике автора Климкевич Светлана Титовна

VII. Разделяя восприятие Святого Духа 1. Чего ты хочешь? Свет или тьма, невежество иль знание - твои, но только не то и другое вместе. Противоположности должны сводиться вместе, а не храниться врозь. Ведь их раздельное существование - исключительно в твоем разуме, и они

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

VI. Храм Святого духа 1. Смысл Божьего Сына заложен исключительно в его взаимоотношениях с Творцом. Будь его смысл в чем–либо другом, он бы зависел от случайности; но ведь другого ничего и нет. Их взаимоотношения вечны и исполнены любви. И тем не менее Сын Божий придумал

Из книги Бог в поисках человека автора Кнох Венделин

Глава 5 ПЕЧАТЬ ДУХА СВЯТОГО (XVII–XIX ВЕКА) Среди прочих нововведений царя стало перенесение празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Как известно, 1 сентября христиане отмечали день нового года, который был «начатком свободы христианской», поскольку в этот день

Из книги автора

4 ИЮНЯ День Святого Духа День Святого Духа приходится на следующий день после Троицы.В этот день старший в семье должен встать рано, пока не заалеет заря. Непременно ополоснуть все, какие есть, ложки в одной воде, а потом этой же водой вымыть входную дверь со словами:Ходи к

Из книги автора

Двери в Эру Святого Духа открыты 986 = Двери в Эру Святого духа открывают те, кто ищет Создателя в себе по принципу подобия = Каждый способен моделировать свой путь в соответствии с собственным уровнем сознания = Ты вмещаешься в божественный план просто тем, что ты есть, ни

Из книги автора

Преисполненный Мыслей – Величательное имя Святого Духа! 679 = Преисполненный Мыслей – Величательное имя Святого Духа = «Числовые коды» Крайон Иерархия 26.04.2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Манас!Приветствую тебя, Владыка!Светлана, Дорогая! Человек в воплощении это

Из книги автора

Икона Божией Матери Знамение Икона конца XVI в. Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий

Из книги автора

Корсунская икона Божией Матери Умиление Икона московской школы XVI в., 26?19,5 см Название Корсунской иконы Божией Матери происходит от города Корсунь, под которым разумеется древний Херсон, или Херсонес, греческий торговый порт в Крыму около Севастополя, в котором согласно

Из книги автора

Вознесение Господне Икона конца XV – начала XVI в. Праздник Вознесения есть праздник завершенного спасения. Все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение – завершается вознесением. «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси

Из книги автора

бб) «Силою Святого Духа» Исповедание творения и нового творения посредством Логоса как исповедание самооткровения Бога в Иисусе Христе имеет именно с точки зрения богословия творения определенное пневматологическое измерение. Божественная Пневма не только лежит в

Из книги автора

б) Церковь, «дом Божий и храм Святого Духа» Врученный Церкви дар традиции есть, вместе с тем, препорученная ей задача дальнейшей его передачи. Тем самым, будучи частью жизненной истории Церкви, традиция заключает в себе процесс всегда актуального ее (этой истории)

Видеть на аналое икону Троицы (обычно копию с написанной преподобным Андреем Рублевым), но точный исторический смысл этого праздника передает икона Сошествия Святого Духа на апостолов («Пятидесятница»). Разобраться в иконографии этого образа нам помогла искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведущая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте святого апостола Андрея.

История и смысл

В основе сюжета иконы Сошествия Святого Духа лежит рассказ книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 2: 1-13), из которого мы знаем, что в день Пятидесятницы апостолы собрались вместе в сионской горнице. В третий час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках, что привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению. С тех пор это чудесное событие торжественно отмечается как день рождения Церкви и день установления Таинства Священства. (Еще до Своего Вознесения Господь дал апостолам обетование: «…Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы).

Несмотря на единство сюжета этого события, есть несколько вариантов его иконографии. «Правила написания многих икон были оговорены и зафиксированны на VII Вселенском соборе (восстановившем иконопочитание; VIII век), но традиция написания икон праздников сложилась раньше, и образцы старой иконографии чудом сохранились в период иконоборчества на глиняных сосудах и среди синайских икон, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Поэтому сегодня мы имеем несколько вариантов (изводов) написания этой иконы. Их можно поделить на исторические, где иконописец старается максимально точно передать евангельскую историю, и литургические, основная цель которых — раскрыть смысл произошедшего события. Для сравнения: например, есть икона Тайной Вечери и есть икона Причащения апостолов. Тайная Вечеря — это исторический извод, то есть там все изображено так, как это описывает текст Евангелия, а Причащение апостолов — это литургический (символический) извод, где Христос одет как священник и причащает апостолов в Царствии Небесном, а через них и всю Церковь».

Павел, которого там не было

Самый распространенный вариант иконы Сошествия Святого Духа на апостолов — литургический. На иконе изображен триклиний (трапезная), где полукругом сидят апостолы, в руках у них книги и свитки, они оживленно беседуют. С неба на апостолов опускаются лучи света, иногда с огненными языками. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное (это тьма отражает состояние мира до того, как апостолы пошли просвещать его светом Христовым). Здесь помещены народы (в виде толпы людей), ждущие света Евангелия, о чем сказано во второй главе книги Деяний. Ирина Языкова: «Интересно, что на литургическом изводе в центре композиции — апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. (И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолов все же Церковь считает Павла.) Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов — это символы их церковного учительства. Все они с нимбами, внутри которых часто вписан язычок пламени, как удостоенные просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию».

Царь Космос

Позже, но еще до иконоборчества, на литургическом изводе, во «тьме» между апостолами появляется загадочная фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Над этой фигурой (без нимба) сделана надпись: «Космос». «Идея персонификации отдельных явлений, стихий или понятий вообще очень свойственна грекам, — объясняет Ирина Языкова. — Например, следуя античным изобразительным приемам, в иконографию Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке (самый ранний пример — мозаика в Баптистерии в Ровенне, VI век), а иногда добавляли и персонификацию моря в виде уплывающей женщины. Основой такого буквального изображения иконописцу послужил текст псалма: “Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять” (Пс. 113: 3). Так и здесь, царь-Космос — это персонификация обитаемой вселенной, он символизирует собой все народы, всех людей, которых предстояло просветить апостолам».

Исторический извод

Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (см. Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. «По преданию, Пресвятая Богородица присутствовала при этом событии, — говорит Ирина Языкова. — И, следуя ему, в историческом изводе в центре композиции мы видим именно Пресвятую Богородицу. Эта икона очень похожа на икону Вознесения, где апостолы стоят вокруг Богородицы и смотрят на восходящего Христа, а здесь они сидят, беседуют и на них сходит Святой Дух. Разница только в том, что на иконе Вознесения нимб есть у одной Богородицы (не случайно Благовещение называют малой Пятидесятницей — Богородица первая получила Святого Духа), а на иконе Пятидесятницы нимбы появляются уже и у всех апостолов — это подчеркивает их состоявшуюся принадлежность к Царствию Божию. В Испании сохранились даже такие иконы VIII века, где объединены оба события: Вознесение и Пятидесятница. Апостолы собрались вместе, Христос возносится на небо, посылая апостолам Святого Духа».

На историческом изводе иконы Пятидесятницы Святого Духа иногда изображают в виде голубя (в поздних иконах — голубь в языках пламени), но такое изображение, говорит Ирина Языкова, неканонично, так как Дух Святой, как и Бог Отец, не имеет своего ипостасного образа, в отличие от второго лица Святой Троицы — Сына Божия, «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», то есть явленного миру как богочеловек Христос. Стоглавый собор (прошел в Москве в 1551 году), осудивший в том числе и неканонические изображения, настаивал на том, что Духа Святого нельзя изображать в виде голубя нигде, кроме Крещения, где Он был явлен, согласно евангельскому повествованию, именно в этом образе. В Пятидесятницу, согласно книге Деяний, Святого Духа видели в виде огненных языков — и так и должны изображать.

Троица или Пятидесятница?

«Икона Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) — это икона рождения Церкви, — говорит Ирина Языкова. — Из апостолов Святым Духом соединяется Тело Христово, апостолы, получившие Святого Духа, передают Его всем народам».

Называть праздник Пятидесятницы Троицей на Руси начали с XVI века (в Греции такой традиции нет), после того как икона преподобного Андрея Рублева была объявлена на Стоглавом соборе каноничным образом Троицы. Дело в том, что до этого еще существовал образ «Гостеприимство Авраама», а Рублев по существу создал новый образ — Святой Троицы, в котором уже нет Авраама и Сарры, а сидящие за столом ангелы символически истолкованы как Лица Пресвятой Троицы. Постепенно в народном сознании Троица и Пятидесятница слились — в трех ангелах проще «увидеть» Три Лица Пресвятой Троицы, чем в сюжете Сошествия Святого Духа на апостолов, где проявление Божественных Ипостасей не так явно выражено.

Но это слияние сюжетов не случайно. На иконе Троицы все Три Лица Святой Троицы явлены не только как полнота Божества, но и Церкви, как исполнение обетования, данного в предвечном совете: Бог Отец послал Своего Сына во искупление отпавшего от Бога человека, Сын принял крестную смерть за грешных людей, воскрес, явился людям и отошел к Отцу, послав от Отца верующим в Него Святого Духа-Утешителя — сначала апостолам, а через них в Таинстве Крещения и всем христианам. Так родилась Церковь, собравшая всех верующих во Христа. И как Три Лица Святой Троицы соединяет любовь, так любовь соединяет людей друг со другом и со Христом в Церковь.