Русские ученые, инженеры и путешественники. Географические открытия Российские географические открытия 18 19 веков




В 1725 году из Петербурга отправилась 1-я Камчатская экспедиция. Её начальником российский император Пётр I назначил Витуса Беринга (1681 -1741), предписав ему построить на суда, отправиться на этих судах на север и искать, где Азия сошлась с Америкой. Беринг был выходцем из Дании, 20 лет состоявшим на морской русской службе. В результате его исследований были созданы первые точные карты моря и .

В 1741 году во время второй экспедиции на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» под командованием капитановкомандоров Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1703-1748) были исследованы побережья Аляски и Алеутских островов, описана их природа и население.

Это плавание положило начало русским исследованиям в . Огромная заслуга А. Чирикова состоит в том, что он обобщил собранный в экспедициях материал и составил исключительно ценные карты. На них впервые в истории картографии нанесены северо-западное побережье Северной Америки и Алеутские острова. На карте мира вы найдёте и остров Чирикова.

Состояла из пяти отдельных отрядов, обследовавших северное побережье Азии с 1733 по 1743 год. Среди участников одного из них были выдающиеся русские первопроходцы Семён Челюскин (1700-1764), Харитон (1700 1763) и Дмитрий (1701-1767) Лаптевы, Василий Прднчищев (1702-1736). В результате были исследованы реки, впадающие в (Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка), и открыта самая северная точка материка - мыс Челюскин.

Участники экспедиции собрали и представили бесценный для географии материал о морских приливах и отливах, о природе северного края, жизни и быте местного населения.

С того времени на карте появились новые географические названия: море , пролив Дмитрия Лаптева, мыс Лаптева, берег Харитона Лаптева, мыс Челюскин. Именем Василия Прончищева назван восточный берег Таймырского полуострова. На том же берегу есть бухта, которая носит имя Марии Прончищевой первой русской полярницы, жены отважного исследователя.

Первое русское кругосветное путешествие продолжалось три года (1803-1806). Экспедиция обогнула земной шар на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Открытие Антарктиды

Кругосветное антарктическое плавание Фаддея Беллинсгаузена (1778-1852) и Михаила Лазарева (1788-1851) на судах «Восток» и «Мирный» в 1819-1821 годах - это великий подвиг, а открытие ими 28 января 1820 года нового материка - Антарктиды - важнейшее событие.

С древних времён территорию на картах вокруг Южного полюса картографы обозначали как сушу. Мореходы, которых притягивала «Терра аустралис инкогнита» (неведомая южная земля), совершая морские походы в поисках её, и цепь островов, но оставалась «белым пятном».

Известный английский мореплаватель (1728-1779) в 1772 1775 годах несколько раз пересёк рубеж Южного полярного круга, открыл в антарктических водах острова, но южного полярного материка так и не нашёл.

«Я обошёл океан Южного полушария, - писал Кук в своём отчёте, на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка…» Однако именно он говорил, что, судя по великим холодам, огромному числу ледяных островов и плавающих льдов, земля на юге должна быть.

Члены экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева вели метеорологические наблюдения за , ветрами, осадками, и грозовыми явлениями. На основании этих данных Беллинсгаузен сделал вывод об особенностях климата Антарктики. Картографический материал исследователей отличался точностью. Это подтверждали впоследствии многие путешественники.

На карте мира появились новые географические названия: море Беллинсгаузена, остров Петра I, остров Лазарева, полярная станция «Мирный» и другие.

Тема: XIX века

Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

Цель: Проследить развитие науки в первой половине 19 в., рассказать об основных географических открытиях данного периода.

Задачи:

Образовательные:

· Показать значение изобретений в области науки на развитие российской промышленности;

· Рассказать о настойчивости и мужестве русских путешественников во время экспедиций

Развивающие:

· обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;

    развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе; способствовать умению анализировать, через выполнение заданий на карточках; продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы; продолжать формировать ориентировку в историческом времени при работе с пособием «Лента времени».

Воспитательные:

    вызвать чувство восхищения у учащихся людьми, которые в тяжелейших условиях делали открытия, посвятили жизнь служению Родине, русскому народу.

Планируемые результаты:

к концу урока учащиеся должны знать:

Российских изобретателей первой половины 19 века;

Научные открытия: – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога;

Географические открытия: - остров Южный Сахалин , – Антарктида.

Должны уметь:

Ориентироваться по карте;

Использовать усвоенный материал при выполнении заданий.

Основные знания: Научные открытия: – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога. Географические открытия: , – остров Южный Сахалин, Антарктида.

Основные термины и понятия: телеграф, телефон, свита, пингвин.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, «Лента времени», карточки с датами.

Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Приветствие.

Отметка в журнале отсутствующих.

Психологический настрой на урок.

Сообщение плана урока.

Приветствие.

Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя.

В первой половине 19 века развивалась не только русская культура, но и наука. Русские путешественники сделали ряд географических открытий.

Сообщение темы урока: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века (слайд 1)

Сегодня на уроке вы узнаете: (Слайд 2)

российских изобретателей первой половины 19 века;

Научные открытия; Е. и М. Черепановых

Географические открытия, .

К концу урока должны уметь:

Ориентироваться по карте;

Работать с «Лентой времени»;

Использовать усвоенный материал при выполнении заданий;

Слушают учителя

Записывают тему урока в тетрадь

Слушают учителя, следят за слайдами

Изучение нового материала.

Работа над материалом урока по плану:

I. Научные открытия.

1. Изобретение телеграфа.

2. Первые в России паровоз и железная дорога.

II. Географические открытия.

1. Первая экспедиция.

2. Второе кругосветное плавание.

Учитель рассказывает, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов.

Работа с исторической картой. Показ пути следования: Япония, Китай, Аляска, Южный Сахалин.

После рассказа по каждому пункту плана заполняется таблица на доске с использованием ответов учащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: таким образом, в первой половине 19 века открытия российских учёных оказали огромное влияние на развитие российской промышленности. Русскими исследователями были исследованы и открыты новые земли, острова и материк; составлены новые карты, написаны книги о путешествиях.

Слушают рассказ учителя, следят за слайдами.

По ходу рассказа записывают в тетрадь, заполняют таблицу.

Определяют век

Ставят дату на ленте времени.

Выполняют физкультминутку

Слушают вывод по теме

Закрепление учебного материала.

ЗАДАНИЕ 1: Ответьте на вопросы:

Кто изобрёл первый в мире телеграф? Какое изобретение сделали Черепановы? Каковы результаты двух кругосветных плаваний?

ЗАДАНИЕ 2: Реши кроссворд

1. Название корабля первой экспедиции.

2. Название корабля первой экспедиции.

3. Название материка, открытого второй экспедицией.

4. Имя русского путешественника, руководившего первой экспедицией.

5. Имя русского путешественника, руководившего второй экспедицией.

6. Название острова, открытого первой экспедицией.

САМОПРОВЕРКА – СЛАЙД

Отвечают на вопросы.

Решают кроссворд

Проверяют по слайду, ставят оценку

Подведение итогов

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Что вам больше всего запомнилось?

Географические открытия эпохи Петра $I$

Окончание $XVII$ века ознаменовалось выходом российских землепроходцев и ученых к Тихому океану, открытием Чукотки, описанием берегов Камчатки.

В России конец XVII века ознаменовался восшествием на престол царя Петра $I$. Конец $XVII$ и начало $XVIII$ веков в России называют «петровскими временами» или «эпохой Петра I ». Эти времена ознаменовались коренной перестройкой и ломкой прежних стереотипов и укладов общественной жизни, экономики, внутренней и внешней политики России.

Петр $I$ стремился создать мощное государство с, как сказали бы сейчас, конкурентоспособной экономикой, независимой от иностранных поставщиков. Развитие производства требовало много сырья. По приказу царя было снаряжено целый ряд экспедиций для изучения природы и полезных ископаемых европейской части России (особенно северных регионов). Был создан «Корпус военных топографов». Начались работы по уточнению и систематизации карт «Государства Российского». Укреплялись позиции россиян в Сибири и на Дальнем Востоке. «Нерчинский мир» позволил уточнить границу России с Китаем. В $1701$ году С. У. Ремезов выпустил первый отечественный атлас – «Чертёжная книга Сибири». Самым важным достижением географических исследований «петровских времен» считается организация Камчатских экспедиций под командованием Витуса Беринга.

Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова ($1725–30$ гг) во второй раз открыла пролив между Евразией и Северной Америкой, исследовала побережье Камчатки, острова Диомида.

Вторая Камчатская экспедиция $1733–43$ гг, возглавляемая В. Берингом, вошла в историю русских географических открытий под названием Великой Северной, иногда её называют Сибирско-Тихоокеанской.

Были открыты Командорские и Алеутские острова, исследовались берега Северной Америки, Курильские острова.

В средине $XVIII$ века пять отрядов провели картографическую съемку и описание северного побережья России на восток от Архангельска. В $1742 $ году С. И. Челюскин достиг крайней северной точки Евразии и нанес ее на карту.

«Ломоносовский» период исследований

Середина$ XVIII$ века заслужено носит название «Ломоносовского периода изучения России ». Именно был инициатором многих направлений изучения природы России. Он обобщил материал исследований природы Севера России, составил схемы движения льдов, выдвинул идею «Северного Морского пути». Для этого он добился снаряжения секретной полярной экспедиции В. Я. Чичагова. Кроме того Михаил Васильевич был организатором систематических картографических и геодезических работ для географического изучения страны. Ломоносов впервые попытался выделить на территории России экономические районы. Благодаря его инициативе были собраны богатейшие коллекции минералов, проведена разведка многих видов полезных ископаемых. Во второй половине $XVIII$ века Российская Академия Наук организовала целый ряд экспедиций (они известны как академические) с целью изучения азиатской части страны. В состав этих экспедиций входили такие ученые, как:

  • П.С. Паллас,
  • И.И. Лепёхин,
  • С.Г. Гмелин,
  • И.С. Георги,
  • И.П. Фальк
  • и др.

Географические открытия в России в XIX веке

В $XIX$ продолжалось изучение природы внутренних районов России экспедициями Академии Наук. Экспедиция А.Ф. Миддендорфа исследовала Среднюю Сибирь от Таймыра до Красноярска. Юг Дальнего Востока изучал Г.И. Невельской. Он открыл пролив между материком и Сахалином, доказав, что Сахалин - остров.
Изучались богатства Урала и Алтая.

Замечание 1

Некоторые открытия были, на самом деле, «закрытиями». Так, например, не были обнаружены «Земля Андреева», «Земля Санникова».

Но в то же время были открыты Новосибирские острова, изучалась система арктических течений.

Для изучения природы России много сделал П. П. Семёнов-Тян-Шанский, который более $40$ лет возглавлял Русское географическое общество. В.В. Докучаев, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев изучали почвенный покров и природные зоны России.

Активизация производственных отношений повлекла и активизацию географических исследований прикладного и экономического характера. Мало кто знает, что в конце XIX века вышла работа В. И. Ульянова (Ленина ) «Развитие капитализма в России». В этой работе был не только дан анализ развития и размещения производственных сил, но и проведено научно обоснованное экономико-географическое районирование территории России.

Современные географические исследования

Начало $ХХ$ века в России ознаменовалось войнами. Сначала это была русско-японская, затем – первая мировая, которая перешла в гражданскую. На военные события наложились революционные события $1905-1907$ и $1917$ годов. В этот период были свернуты все научно-исследовательские программы. Только с $20$-х годов начинает налаживаться мирная жизнь и, следовательно, экономическая деятельность. Индустриализация $30$-х годов активизировала дальнейшее изучение природно-ресурсного потенциала молодой Страны Советов. Изучались малоизвестные районы Арктики (экспедиции И. Д. Папанина, О. Ю. Шмидта).

Экспедиция «папанинцев» на станции «Северный Полюс $1$» позволила изучить движение льдов и особенности климата в районе полюса.

В $30$-е годы О.Ю. Шмидт возглавлял изучение морей Северного Ледовитого океана, руководил работой Главсевморпути.

Обследовались в это же время территории Урала, Поволжья, Западной Сибири, Якутии, Алтая, Саян, Прибайкалья.

Развивалась экономическая география. Лев Семенович Берг считается основоположником экономической географии в СССР. А его учебник долгое время был лучшим учебником экономической географии.

В годы Великой Отечественной войны пришлось снова свернуть многие научные программы. Но результаты довоенных экспедиций позволили пережить утрату месторождений многих полезных ископаемых на территории Европейской части Советского Союза.

После окончания войны внимание ученых было обращено на возможность освоения плодородных целинных земель для скорейшего обеспечения населения страны продовольствием. Была принята и программа сооружения сети гидроэлектростанций (для получения дешевой электроэнергии). Для защиты Европейской части Советского Союза от суховеев из Азии была разработана система сооружения защитных лесополос и лесомассивов. Эти программы, к сожалению, были не всегда научно обоснованными, поэтому в ряде случаев были понесены экономические убытки. Учитывая подобные ошибки и просчеты, со второй половины $XX$ века географическая наука стала больше внимания уделять экологическим аспектам природопользования, последствиям человеческого влияния на природу.

Важную роль подобные исследования играют сейчас при активном освоении районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Большую помощь в современных исследованиях оказывают методы аэро- и космической съемки.

Замечание 2

Современные эконом-географы уделяют внимание изучению размещения производственных сил и ресурсов, усовершенствованию экономического районирования территории страны.