Положение о дежурстве классных коллективов и учителей. Положение о дежурстве по школе — Локальные акты — Региональный образовательный портал Псковской области … И по взаимопониманию




Образовательное учреждение – огромный отлаженный механизм. Тут верховенство Устава. Он проходит обязательную проверку на соответствие российскому законодательству. Возникает необходимость в расширении, скажем, прав сотрудников, дополняется Положениями. Надо проработать дежурство учителей по школе – пожалуйста! Не оспаривается. Так в реальности. Кто этим занимается? В первую очередь – руководство, представители профсоюзного комитета. Акт обсуждается на общем собрании, корректируется, принимается, вступает в силу. Вот примерная схема появления «новорожденного».

На практике части коллектива бесплатная обуза в тягость. Хорошо крупным ОУ с большой наполняемостью. У них приличный объём фонда заработной платы, стимулирования. Есть лазейка для материального поощрения. На селе этого лишены. Так устроена наша «оптимизированная» (читай «урезанная») зарплатная политика. («Нехороший» вопрос, многолетняя боль селян).

На кого укажет перст?

Однако надо организовать порядок на этажах на переменах, помочь в организации завтраков, обедов. Необходимо проследить за своевременным посещением и началом занятий, окоротить не в меру расшалившихся мальчишек, приструнить старшеклассников, потягивающих в укромных местечках сигареты… Встретить, проводить автобус. Словом, соблюдать дисциплину. Есть штатные работники, отвечающие за перечисленное? Увы… И не будет. Кому нагрузка? Естественно, педагогам…

«Равномерное распределение несения караульной службы облегчает её». Восемь человек? Через семь воскресений заступаем на пост! Ах, у вас их целых пятьдесят четыре? И сыр-бор? Помните, сколько в учебном году недель? Получается одна на преподавателя… Говорите, волокита? Извините… Такова специфика, иного пути не дано. Несправедливо? Может быть… Но никто, кроме нас… Возложить на техничек? Нереально! Нанять за счёт родителей? Запрещено! Люди грамотные, знаем: правительство не обеспечит благие пожелания.

Оформить законодательно…

Чтобы администрация меньше ходила на свидания в прокуратуру, отталкивайтесь от правовых норм. На сегодняшний день таковыми являются:

  1. Закон об образовании РФ (последняя редакция принята 29.12.2012 г.).
  2. Приказ Министерства от 03.02.2006 N 21. Это методички, на которые можно опереться в разработке и осуществлении функций «преподов» всех уровней.
  3. Существует еще приказ того же Министерства от 11.05.2016 №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Есть обязанности классного руководителя, ответственного за ведение внеклассной (кружковой) деятельности. В праздники работаете? Да! Никому не удалось избежать такого удовольствия. Часто? Не то чтобы… Выезд на районные олимпиады, спортивные состязания, конкурсы… Есть возможность оплатить – оплачивайте! Нет? Мудрый администратор всегда найдёт компромиссное решение. Даст (даже неофициально) отгулять на каникулах, присовокупить потраченные дни к отпуску. Кому-то приходится отпрашиваться по средам, когда ещё там… На свадьбу друзей… В поликлинику: проверить зрение престарелой мамы – мало ли причин!

Целесообразнее оформлять в приказной форме. Повышается ответственность. С транспортом просто не обойтись. График разумно согласовать с самими дежурными, утвердить, вывесить на видном месте, следовать пунктам. Возможны перестановки по обоюдному согласию заинтересованных лиц. Всего на год вперёд не предусмотришь – мало ли…

… И по взаимопониманию

Добро всегда возвращается. Не все директора понимают значение хорошего микроклимата. У нас (намеренно не конкретизирую) протекало благополучно в течение тридцати лет. Пришёл новый «менеджер». Умный, жёсткий, требовательный. Обожает, чтобы по струнке… Затеяли капитальный ремонт. Прибыла начальник отдела. Попросила, чтобы одну линию насаждений убрали. За каждое спиленное дерево пообещала один день отгулов. Вокруг исключительно дамы, не освоившие навыки лесоповала… Стволы валили сторонние небритые мужики. Но не выполнены рекомендации начальства!

А тут добавилась напасть. Директрису, завуча в рабочие дни вызывают в РОНО. Любят чиновники, когда возят по бумажке в день ежедневно. Других дел, поди, подчинённые не знают… А уроков по шею. Сердобольные «девочки» заменяют год, другой. Потом оказывается, в журналах полный ажур, пропусков нет. Зарплату получают стопроцентно. За замену коллегам ни шиша, в смысле, ни копейки… Рассерчали товарки, перестали подменять. Сразу обида по принципу «…вы меня не уважаете!». (Ситуация напоминает соображение на троих с их извечной репликой.)

Там, где болеют душой за порученный участок, эксцессов не бывает. Если верхи начинают ловчить, изворачиваться, о каком понимании речь?

Вот в «малокомплектках» сняли ввиду подушевого подхода доплаты. Оставили мизер. Премии если не совсем ликвидировали, то сократили до минимума. И что? Теперь не учить, не воспитывать? Ни за что не отвечать? А ведь в подобных школах показатели выше, дети душевней, роднее. Трудно представить, но в 90% тут не берутся за репетиторство. Как в былые времена… Отстал? Давай, подсоблю…

Заключение

Детство – мир особый. Идти в педвуз неблагодарно, бесперспективно. Карьеру не сделаешь… Когда-то в одном из московских лицеев на встрече с академиками прозвучала фраза: это не профессия – диагноз! Направляющиеся по непростой стезе выпускники прочувствуют сердцем, что это? Их надо «поварить в котле» не менее трёх лет, только потом давать направление в ВУЗ. Тогда не возникнет жалоб. Кандидат пройдёт через горнило, осознает все плюсы и минусы выбора. А пока воспринимайте недовольство отдельных индивидуумов, как должное. Остаётся верить, что на «Олимпе» повернутся лицом к нуждам «шкрабов», не станут отправлять в бизнес. Таковы реалии современности.

Положение о дежурстве по школе.

I. Общие положения.

1. Настоящее положение регламентирует обязанности и полномочия дежурного администратора, дежурного учителя, дежурного класса и устанавливает порядок организации дежурства по школе.

2. Целью организации дежурства является обеспечение условий для безопасной деятельности школы, включающих в себя:

Нормальное и безопасное функционирование здания, оборудования тепловых, электрических, водоканализационных сетей, телефонной связи, системы экстренного вызова;

Поддержание удовлетворительного санитарно – гигиенического состояния помещений и прилегающих территорий;

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и правил поведения всеми участниками образовательного процесса;

Сохранность имущества школы и личных вещей участников образовательного процесса;

Отсутствие в школе посторонних лиц и подозрительных предметов;

Оперативное реагирование и принятие соответствующих мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

3. Организация дежурства способствует развитию культуры взаимоотношений и чувства ответственности за поддержание уклада жизни школьного коллектива , формирует у учащихся прочные навыки соблюдения трудовой дисциплины.

II. Организация и проведение дежурства по школе

1. Дежурство по школе организуется согласно графику, утвержденному директором школы.

В состав дежурной смены входят:

Дежурный администратор (директор или один из его заместителей;


Дежурные педагогические работники;

Дежурный класс (с 8-го по 11-й);

Гардеробщик;

Рабочий по обслуживанию здания;

Сторож (в ночное время и в выходные дни).

2. Дежурство педагогических работников осуществляется в соответствии с графиком, составленным заместителем директора по УВР, и утверждаемым директором школы в начале каждого полугодия.

3. График дежурства гардеробщика, технического персонала, рабочих по обслуживанию здания, сторожей составляет заместитель директора по АХЧ, он же ведет учет дежурства в табеле учета рабочего времени .

4. Часы дежурства и его продолжительность определяются годовым календарным учебным графиком школы.

5. Для дежурного класса определены следующие посты:

1 этаж, вход в гимназию; гардероб; столовая; Коридор возле спортзала; 2 этаж: левое и правое крыло; 3 этаж: левое и правое крыло; Лестничные пролеты этажами в левом и правом крыле.

III Обязанности дежурного администратора по школе.

1. Начало дежурства 08.10.

2. Перед началом учебных занятий должен:

а) произвести обход учебных кабинетов школы на предмет готовности к учебно-воспитательному процессу;

б) проверить состояние технических систем: отопления и температурного режима, освещения;

в) при необходимости включить (выключить) освещение: в вестибюлях, на этажах, лестничных клетках, в местах общего пользования;

г) произвести внутренний осмотр здания, учебных кабинетов школы, окон и дверей;

д) проверить и при необходимости организовать работу дежурного учителя по школе и обеспечение дежурства по школе;

е) проконтролировать выход на работу педагогического и технического персонала, в случае необходимости организовать замену.

ж) встречать учащихся на первом этаже

В журнал дежурств заносятся фамилии опоздавших, после чего в известность по факту опоздания ставятся классные руководители.

Помимо этого предусматривается совместно с другими работниками гимназии выполнять следующие виды работ:

а) проверять соблюдение учащимися требований к внешнему виду, наличие сменной обуви.

б) приучать учащихся здороваться при входе в школу.

в) в случае нарушения правил внутреннего распорядка сделать соответствующую запись в журнале дежурств.

3. Во время учебного процесса дежурный администратор продолжает:

а) контролировать своевременность подачи звонков на уроки и на перемены;

б) не допускать опоздания на занятия педагогов и учащихся;

в) следить за неукоснительным предъявлением преподавателями единых требований к учащимся, в том числе и к внешнему виду; санитарно - гигиенических требований во время образовательного процесса; проверять, контролировать, а при необходимости корректировать организацию дежурства по школе дежурного класса;

г) не допускать пребывание в школе посторонних лиц;

д) контролировать дежурство учителей на постах;

е) контролировать выполнение сотрудниками Правил внутреннего распорядка, учащимися - Правил поведения учащихся;

з) отпускать учащихся из школы по предъявлении ими документов об уважительной причине оставления занятий, подписанных одним из родителей или другими законными представителями;


е) докладывает о происшествии директору школы, а при необходимости обращается в соответствующие дежурные службы города Костромы.

4. После окончания занятий обязан:

а) проверить наличие классных журналов, ключей и своевременную их сдачу;

б) совместно со старостой дежурного класса проверить качество уборки классов, совместно с зам. директора по АХЧ – качество уборки коридоров, лестничных клеток и других помещений;

5. Обо всех замечаниях произвести запись в журнале дежурств и доложить директору.

6. Несет ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся в период с 8.30 до 17.00

7. Окончание дежурства в 17.00.

Дежурный администратор ответственен за:

1. Запуск учащихся в школу.

2. Общий порядок в школе.

3. Организацию проведения уроков.

4. Организацию дежурства учителей на переменах.

5. Организацию горячего питания (готовность столовой к приему учащихся, контроль за соблюдением вывода учащихся в столовую и прием пищи).

6. Контролирует организованный вывод учащихся учителями в раздевалку после уроков.

7. Прием классных журналов после смены.

IV Обязанности дежурного учителя.

Учителя дежурят по школе на переменах согласно графику, составляемому на одну четверть.

Дежурный учитель должен иметь именной значок дежурного (бейдж) или красную повязку. Во время перемены находится на посту, обеспечивая порядок в поле своего зрения.

Дежурный учитель обязан:

1. Приступить к дежурству в 08.10;

2. фиксировать или предупреждать опоздания учащихся на уроки;

3. не допускать пребывания в школе посторонних лиц;

4. препятствовать выходу учащихся из школы до конца занятий;

5. фиксировать в журнале дежурства все нарушения Правил поведения учащихся;

6. обеспечить с помощью дежурных учащихся порядок на постах во время уроков и перемен;

7. быть корректным и доброжелательным в общении с учащимися, родителями, сотрудниками и гостями школы;

8. регулярно проводить вместе с дежурным администратором рейды по соблюдению Правил для учащихся;

9. проводить совместно с педагогами воспитательную работу с детьми девиантного поведения ;

10. окончить дежурство в 14.00, т. е через 15 минут после звонка с 6 урока. В по окончании музыкальных занятий. Дежурный учитель второй половины дня приступают к дежурству в 14. 00;

11. не покидать школу в рабочее время без разрешения директора;

12. при обнаружении аварийной ситуации своего участка или грубого нарушения Правил для учащихся дежурный учитель немедленно сообщить об этом дежурному администратору;

13 дежурный учитель докладывает дежурному администратору об отсутствии учителя на уроке по расписанию;

14. акт передачи дежурства фиксируется в книге дежурств.

V Обязанности дежурного классного руководителя.

Дежурный классный руководитель обязан:

1. Организовать коллектив класса для дежурства в соответствии с графиком на соответствующих постах;

2. проводить инструктаж с учащимися по правилам поведения и обязанностям дежурного ученика;

3. назначать из числа учащихся старшего дежурного и, уточнив круг его обязанностей, осуществляет контроль за ходом дежурства учащихся через старшего дежурного;

4. следить за рациональным использованием электроэнергии в коридорах школы, а также за санитарным состоянием здания школы;

5. докладывать о выявленных недостатках дежурному администратору по окончании дежурства, о чрезвычайных происшествиях – немедленно;

6. в случае отсутствия дежурного администратора выполнять его обязанности.

VI . Обязанности дежурного класса.

Дежурный класс во время дежурства:

1. помогает педагогическому коллективу в организации учебного процесса, заботится о санитарном состоянии школы и соблюдении этических норм, Правил поведения для учащихся; является образцом этики взаимоотношений с окружающими;

2. является связующим звеном в решении текущих вопросов между педагогическим и ученическим коллективами, вахтером и посетителями школы.

3. Обо всех нарушениях порядка и экстремальных ситуациях дежурные учащиеся сообщают дежурному классному руководителю, дежурному учителю по этажу, дежурному администратору или другому педагогу или сотруднику школы.

4. Дежурство осуществляется в течении 1 недели.

Обязанности дежурного класса:

3. Учащиеся дежурного класса приходят в школу не позднее 8.15, имеют знак отличия (бейдж) и обеспечивают его сохранность.

4. Утром и на переменах дежурные учащиеся находятся на своих постах и добросовестно выполняют свои обязанности.

На входе в школу и в вестибюле:

Доброжелательно встретить учащихся, проверить чистоту обуви, проследить, чтобы школьники и посетители мужского пола при входе в школу снимали головные уборы ;

Обеспечить порядок в раздевалках.

На этажах:

Следить за чистотой и порядком, соблюдением правил поведения и санитарно – гигиенических норм;

Останавливать детей, бегающих по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;

Следить за тем, чтобы школьники не применяли физическую силу для решения споров, не употребляли непристойные выражения, не курили в туалетах;

По окончании перемены выключать свет и воду в туалетах и около столовой, собрать мусор на территории своего поста.

В школьной столовой:

Обеспечить организованный вход и выход учащихся в столовую и соблюдение норм этики в столовой (не толкаться, разговаривать, тихо, бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду);

Не допускать выхода учащихся из столовой с продуктами питания.

Не допускать учащихся в верхней одежде, с рюкзаками.

Старший дежурный:

Контролирует работу всех постов;

Осуществляет учет всех вышедших на дежурство учащихся и замену заболевших дежурных;

Отвечает за сохранность повязок (значков) дежурных;

По окончании дежурства вместе с классным руководителем подводит итог дежурства, поощряет лучших дежурных.

После еды каждый ученик убирает свою посуду на отдельный стол.

В столовой учащиеся обязаны соблюдать тишину.

Порядок осуществления пропускного режима в школу.

1. В целях обеспечения безопасности деятельности школы и во избежании нежелательных действий посетители, приходящие в школу и не являющиеся участниками образовательного процесса, должны обязательно зарегистрироваться в журнале, находящемся у техслужащих,

указав ФИО, цель посещения школы, время входа и выхода из школы.

2. В учебные помещения посетители допускаются только во время перемен или после уроков.

3. Вахтер, дежурный администратор или дежурный учитель обязан следить за правильностью записей в журнале и имеет право потребовать документ, удостоверяющий личность пришедшего.

4. В случае отказа от регистрации или противоправных действий со стороны посетителей, вахтер (дежурный учитель, администратор) должен немедленно сообщить директору школы или по телефону 02.

Вопрос (подробно):

Здравствуйте.Недавно в школе ребенок бежал и упал с лестницы и сломал позвоночник, после этого администрация срочно изменила должностные инструкции учителей, в которых прописала, что учителя обязаны на переменах дежурить на лестницах (по графику) в течении всего учебного дня, даже если у учителя 3 урока - в день дежурства он обязан теперь дежурить все 6 уроков и уходить только через 20 мин после 6 урока.Кроме того, после присоединения мы теперь учебный комплекс, но должностные поменяли только в нашем учебном корпусе №2. Мы теперь очень сильно
перерабатываем, кроме того нет отдыха и времени на элементарные потребности и подготовиться к следующем уроку.Все это уже начинает отражаться на здоровье,причем условия трудового договора не менялись. Правомерны ли в данном случае действия администрации?

Законодательство допускает привлечение педагогов к кратковременным дежурствам во время перерывов между занятиями, если это не выходит за пределы рабочего времени педогогов (не более 36 часов в неделю). Следует отметить, что к графику дежурств во время перерывов пердъявляются следующие требования.

В соответствиии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69, часть рабочего времени педагогов могут составлять периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи.

При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

Этот «ритуал» - детские дежурства по школе - достался российской школе по наследству. В Союзе такие дежурства были повсеместными и общепринятыми. Одиннадцатиклассник Андрей Никитин, не стесняясь в выражениях, объясняет, почему ученики не должны убирать мусор в парадной форме, а родители - это терпеть...

Если вы вдруг не знали, во многих современных российских школах до сих пор практикуется «дежурство». Процедура довольно невнятная. Вкратце это выглядит так: учащиеся определенного (по очереди) класса и их классный руководитель в ущерб своему сну приходят в школу на 40 минут раньше для того, чтобы следить за порядком. За чистотой раздевалок, коридоров, столовой и даже туалетов! А чтобы они были чистыми, им приходится самим убирать мусор. Иными словами, бесплатно помогать уборщицам. И все это, не добровольно, а в обязательном порядке.

А когда оплата обслуживающего персонала в школе начисляется из налогов родителей учеников, это смахивает на явный пережиток коммунистического прошлого или, прямо говоря, на маразматический бред.

Возникает вопрос: почему ученики должны выполнять чьи-то обязанности? И почему, если уборщиц или сотрудников столовой не хватает, государство не выделит из бюджетных средств деньги на дополнительный персонал? Почему учащиеся во главе с классными руководителями должны помогать государству? Каким образом это связано с учебным процессом?

В общем, сплошные вопросы.

Скажете, что это приучение к труду? А в рамках какого предмета образовательной программы? И почему мы должны этим заниматься в принудительном порядке?

И ладно бы, если дежурство было на самом деле необходимо, но ведь оно часто оказывается сплошной профанацией. Учителя, у которых должен быть методический день, вынуждены идти в школу ради дежурства их класса. Они тоже всю неделю не высыпаются, как и их ученики.

Дежурные по школе. Хасавюртовская СОШ № 16

Одна из самых нелепых вещей в дежурстве - парадная форма. Детей обязывают ее носить в дни дежурства. Учитель, не имея на это права, требует от детей соответствия «дресс-коду дежурного». Классному руководителю очень повезет, когда ученики поймут, что за их неподчинение его лишат премии. И пожалеют его.

Эй, родители, почему вы все такие безвольные? Почему не объединитесь, не взбунтуетесь против таких дурацких и несправедливых правил? Или вы получаете удовольствие, отглаживая всю неделю парадную форму, в которой ваши дети собирают мусор? Вы часто встречаете уборщиков мусора в парадной форме? А может быть, вам по душе, что дети не могут повторить параграф перед уроком, отдохнуть или перекусить?

А еще дежурный класс отвечает за все школьные происшествия и несет материальную ответственность.

Подрались ученики - дежурного учителя лишат премии, а тот накажет учеников. Сломали дверь - дежурный класс понесет издержки

Почему-то родителей, выступающих против дежурств, мало. Либо они просто не вникают в суть. Причем большинство учителей со мной согласны. Они сами не рады дежурству, откровенно против него. Но кто поспорит с администрацией? Некоторые родители наивно полагают, что дежурство дисциплинирует. Глупость. Для нас это очередной повод откосить от обязанностей (хоть и спорных) и показать свое пока неподавленное «я».

Но самым веским «против» должно стать осознание родителями и администрацией школ того, что дежурство нарушает как права ребенка, так и ряд законов разного уровня. Вот лишь пара примеров.

Статья 50 (Закона об образовании).
Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Статья 37 (Конституции РФ)

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

Статья 4 (Трудового кодекса).

Запрещение принудительного труда.

Принудительный труд запрещен.

Итак, дежурство нарушает права ребенка; подрывает здоровье детей и учителя недельным недосыпом; портит отношения с классным руководителем и администрацией; снижает КПД в учебе (не выспавшиеся, голодные ученики и такой же учитель - безрадостная перспектива); унижает учеников, а в случае с шестидневкой лишает учителя выходного.
А нужно ли все это? Если ваш ребенок завтра дежурит, вы можете устроить тихий бунт и разрешить ему поспать, как в обычный день.
«Освободите детей от странной трудовой повинности!»
Можете наконец решиться стать людьми, уважающими себя, своих детей и свои права, собрать остальных родителей и коллективно упразднить этот цирк с красными повязками на руках.

Только вас услышит администрация. И ослушаться большинство она не сможет. А еще вы покажете отличный пример нам, вашим наследникам.

P.S. Если директор вам скажет, что дежурство прописано в уставе школы, гимназии или лицея - не слушайте его. Значит, устав противоречит закону и его нужно изменить.