Плуг оборотный для мотоблока со сцепкой. Лучшие серийные мотоблоки мтз и возможное навесное оборудование. Чертежи плуга к мотоблоку




Для тех, кто владеет небольшим участком земли (20-40 соток) и активно занимается земледелием, например, выращивает картофель или другие культуры, серьезным помощником в работе является мотоблок. Оснащенный набором навесного оборудования, его можно использовать для вспашки и рыхления почвы, посадки и уборки картофеля, моркови и др. С помощью мотоблока можно скосить траву, убрать снег, перевезти небольшой груз. Навесное оборудование можно приобрести в магазине, но домашнему умельцу, имеющему в арсенале доступные инструменты, по силам будет изготовить некоторое оборудование самостоятельно, включая плуг. Если вы решились изготовить плуг для мотоблока своими руками, рассмотрим их конструкции, а также какие из них можно сделать самостоятельно.

Виды плугов

При комплектации мотоблоков применяют плуги трех разновидностей, все из них имеют свою область применения:

  • однокорпусные и двухкорпусные;
  • поворотные или оборотные;
  • роторные.

Однокорпусные модели

Однокорпусные агрегаты – наиболее простые по конструкции. Они имеют только один лемех и применяются при вспашке легких грунтов на обычных садовых участках, составляющих большую часть земель. Для вспашки тяжелых грунтов и целины такой плуг не подойдет, здесь потребуется более мощная конструкция.

Двухкорпусный плуг представляет собой две скрепленные рамы с лемехами. Применяется для обработки различных видов почв и для первичного вспахивания целинных земель. Одновременно сможет выполнять вспашку и боронование, обеспечивает наилучшее качество возделывания почвы.

Оборотные плуги

Оборотные плуги отличаются по форме лемеха, напоминающего перо. Лемех с загнутой верхней частью переворачивает грунт. Рекомендуется для вспашки твердого, жесткого грунта. Плуги такого вида совместимы с мотоблоками среднего и тяжелого классов, например МТЗ. Название свое получили от устройства, поворачивающее лемех при изменении направления вспахивания, что удобно для участков большой длины. Направление отвала почвы сохраняется.

Роторные плуги

Роторные модели отличаются от других конструкций: агрегат состоит из набора изогнутых лемехов, которые взрыхляют почву, помещенных на оси, приводимой в действие валом отбора мощности агрегата. Глубина вспашки почвы роторным плугом составляет 25-30 см, и не требует значительных усилий работников.

Ротационный плуг позволяет вести вспашку, меняя направления, что важно для обработки участков со сложными формами. Данная конструкция популярна среди дачников для обработки почвы со слоем дерна или насыщенной корнями. Роторные плуги совместимы со средними и тяжелыми мотоблоками.

Отвальные и безотвальные

По наличию отвала плуги можно разделить еще на два вида:

  • отвальные: конструкция таких плугов позволяет вспахивать почву, переворачивать вспаханный слой и разрыхлять его;
  • безотвальные: предназначаются для взрыхления почвы в регионах с засушливой и ветреной погодой.

Преимущества самодельных плугов

Изготовление самодельного плуга своими руками имеет ряд преимуществ перед использованием покупных. Его конструкция больше отвечает требованиям, соответствующим обрабатываемой почве: это угол овала, глубина вспахиваемого слоя, ширина вспахиваемого участка за один проход, а также эффект рыхления.

Плуг, изготовленный своими руками с учетом мощности двигателя, не создаст дополнительной нагрузки на мотоблок, исключит пробуксовывание колес и обеспечит оптимальный эффект вспашки. Применение качественного материала и соблюдение технологии позволит значительно увеличить срок службы. Изготавливая плуг, можно предусмотреть возможность крепления дополнительного оборудования для обработки почвы.

Самодельный однокорпусный плуг

Наиболее простой, но одновременно и эффективной конструкцией плуга является однокорпусный.

Такая конструкция применима для производства ее собственными руками в домашних условиях. Для изготовления не потребуются специальные инструменты и приспособления, а также особые навыки, достаточно будет инструментов, имеющихся в мастерской домашних мастеров.

Лемех

Опыт хозяев, применяющих в своих полевых работах мотоблоки, оснащенные плугами, показывает, что лемех требуется периодически снимать, чтобы до начала работ его наточить. Выбирая материалы для изготовления лемеха, рекомендуем применить легированную сталь 9ХС, используемую при изготовлении циркулярных пил.

Может быть применена сталь 45, но ее потребуется закалить до твердости HRC 50-55. Не исключено применение обычных сталей, в том числе Ст.5, которые не подвергают закаливанию, но может быть доведена до нужного качества, если отбить кромку молотом и заточить ее.

Отвал

Отвал плуга можно изготовить разными методами, рассмотрим некоторые из них, чтобы была возможность выбора наиболее удобного и доступного по материалам и стоимости.

  1. Отвал изготавливается из стального листа толщиной 3,0–4,0 мм. Для изготовления необходимы гибочные вальцы для придания отвалу изогнутой формы. Заготовку вырезают по шаблону, затем пропускают через вальцы и молотком доводят до требуемой формы.

  1. Сделать отвал можно, используя стальную трубу диаметром 0,55-0,6 м и толщиной стенки 4,0-5,0 мм. Заранее готовим картонный шаблон, накладываем его на трубу так, чтобы угол, образованный нижней гранью и горизонталью трубы, составил 20-30°. Контур обводится, вырезается с помощью газовой горелки, после этого обрабатывается наждаком или болгаркой. Если потребуется, можно исправить форму при помощи молотка.
  2. При изготовлении отвала можно использовать стальной лист, но форму придать можно после предварительного нагрева заготовки, изогнув ее по матрице, например, взяв отвал покупного плуга.

Сборка плуга

Начиная сборку, рекомендуется предварительно изготовить макет, используя плотный картон, склеивая отдельные детали под определенными углами. На представленных чертежах угол альфа на различных участках составляет 25-30°, угол гамма – 42-50°. Оценив полученный картонный образец, начинаем его изготовление из металла. Материал для корпуса выполнен из листовой стали толщиной 3,0 мм.

Чтобы выполнить сборку, воспользуемся аппаратом для сварки. Потребуется стальной лист толщиной 2-3 мм с габаритами 0,5х0,5 м. Воспользовавшись клиньями, установленными под углом 25°, на лист помещаем лемех и привариваем его к листу в двух местах. К лемеху вертикально стыкуем боковой щиток, расположив его внахлест на 5-8 мм. Щиток необходимо расположить выше лезвия лемеха (плоскости листа) на 0,6-1,0 см, чтобы свободно подрезать почву. Щиток прихватками присоединяем к лемеху и вспомогательному листу. Прикладываем к лемеху отвал так, чтобы получилась цельная конструкция. Угол между ножом лемеха и краем отвала необходимо установить 6-8°.

Крепление лемеха

Схема крепления плуга представлена на чертеже.

В том случае, если какой-нибудь из углов или поверхности не совпадут или не будут отвечать рекомендованным, деталь потребуется подправить молотком. Подогнав отвал и лемех, привариваем их, после этого отвал прихватками скрепляем с боковым щитком. Свариваем боковой щиток сначала с распорной планкой, после этого с пластиной, расположенной в основании, теперь к ней привариваем упорный уголок лемеха. Весь агрегат осматриваем, и теперь потребуется тщательно проварить швы, затем отделить от вспомогательного листа. Выполнив сборку, швы требуется тщательно очистить болгаркой, а поверхности, которые будут контактировать с грунтом, зашлифовать.

Оборотный плуг

У оборотного плуга имеется отличие – наличие механизма поворота, переворачивающего лемех при проходе соседней борозды в обратном направлении. Перевернув лемех, пласты почвы будут переворачиваться в том же направлении, что и предыдущие. Поворотный механизм позволяет выполнять вспашку быстрее, чем при использовании обычной конструкции.

У оборотной конструкции имеется три специфические плоскости: внизу горизонтальная плоскость полозка, боковая вертикальная и передняя отвальная. Снимаем лемех и отвал, устанавливаем на пол и прислоняем их к стенке, нижняя горизонтальная плоскость полозка должна совпасть с горизонтальной линией пола, а стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.

Чтобы отрегулировать плуг, необходимо нижнюю грань лемеха опустить на 1,0–4,0 см ниже плоскости полозка. Боковые режущие грани лемеха и отвала должны лежать на одной линии и выступать на 1 см от вертикальной линии полозка.

Рабочая поверхность лемеха должна совпасть с отвалом без каких-либо зазоров, на них не может быть выступающего крепежа и их требуется тщательно отполировать.

После окончания вспашки все рабочие части необходимо очистить и промазать технической смазкой, чтобы исключить коррозию при хранении до следующего сезона.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Как прицепить плуг к мотоблоку

Перед установкой плуга потребуется заменить колеса специальными с грунтозацепами для повышения проходимости по пахоте. Затем присоединяют плуг к навесному устройству мотоблока. Во время установки крепления не должны затягиваться полностью для обеспечения регулировки. Фиксируют агрегат на крепежной серьге мотоблока с помощью двух стальных стержней.

Регулировку плуга необходимо производить, соблюдая все правила, что влияет на качество вспашки. Устанавливают колеса мотоблока на специальные опоры и выполняют его регулировку. Высота опор равна глубине вспахивания и составляет 15-20 см при проведении работ весной на влажном грунте или 20-25 см. С помощью регулировочных болтов выставляют «пятку» плуга параллельно земле.

Теперь можно снять плуг с опор на землю, ручки управления выставляются по высоте пояса работника. Затем проверяют настройку контрольным вспахиванием нескольких борозд. Замеряют, на какую глубину произведена вспашка, качество отвала почвы и расстояние между соседними бороздами. Если расстояние больше или меньше 10 см, регулировку необходимо повторить.

Чтобы понять, что такое оборотный плуг,и как сделать оборотный плуг для мотоблока, давайте рассмотрим процесс вспашки — обычное переворачивание земли, т.е. то, что было внизу оказывается наверху, и наоборот.

После прохождения плуга по земле остается борозда, разделяющая площадь на вспаханную и нет. В зависимости от направления, плуг переворачивает землю либо налево, либо направо. Есть минусы при работе на небольших участках земли. Когда пашут в свал, при развороте трактора получается небольшой холмик.

А когда пашут вразвал — посередине получается борозда. В итоге огород получается неровным. Чтобы этого избежать, при использовании мотоблока или трактора стараются пятиться назад и пахать заново. Но происходит холостой ход, ведь, когда трактор едет в одну сторону, он пашет, а в другую нет. Для решения этой проблемы, были придуманы разные оборотные плуги. Конструкций таких плугов достаточно много, но при их использовании существенно экономится топливо, время и работать становится удобнее.

Устройство оборотного плуга к мотоблоку

Рассмотрим устройство оборотного плуга к мотоблоку на конкретном примере.
Плуг предназначен для крошения и оборота пахотного слоя, и рекомендуется к использованию на почвах, которые уже обрабатывались.

Основные характеристики плуга

  • Глубина вспашки 20см;
  • Ширина лемеха (захвата) 22 см;
  • Для настройки глубины вспашки в стойке сделаны 3 отверстия;
  • Высота 76 см;
  • Ширина 32 см;
  • Длина 48 см;

Плуг присоединяется к мотоблоку при помощи соответствующей сцепки.
Плуг должен быть отрегулирован так, чтобы боковая грань полевой доски при работе располагалась параллельно направлению движения, т.е вдоль стенки борозды. А образованный режущей кромкой лемеха, каблуком и нижней гранью полевой доски опорный треугольник, должен находиться в горизонтальной плоскости.

Для того, чтобы настроить глубину вспашки, нужно отрегулировать в вертикально-продольной плоскости угол наклона корпуса плуга. Для этого используют дополнительные отверстия в скобе минисцепа и стойке плуга, или же регулировочный винт сцепки.

Во время работы можно корректировать правильность установки плуга. Конструкция данного оборотного плуга позволяет отваливать слой почвы в одну сторону, как при прямом, так и при обратном ходе. Чтобы сменить корпуса оборотного плуга, достаточно повернуть его на 180°вокруг оси, и зафиксировать в рабочем положении. Прежде чем начать работать с плугом, нужно оснастить его грунтозацепами, для обеспечения надежного сцепления привода агрегата с обрабатываемым грунтом.

Техника безопасности при работе с оборотным плугом

Перед началом работы проверьте надежно ли затянуты все резьбовые соединения. Удалите все посторонние предметы с обрабатываемой территории. Во время маневрирования агрегата с установленным плугом, а так же при движении задним ходом, соблюдайте особенную осторожность. Во избежание травм, которые можно получить от выступающих острых углов и кромок, во время работы соблюдайте безопасное расстояние до орудия.

Используйте защитные перчатки при обслуживании орудия. Если вы закончили работу, нужно произвести очистку плуга. Все детали и резьбовые соединения, которые не имеют лакокрасочного покрытия, нужно обработать смазкой. Хранить плуг необходимо в закрытом помещении.

Оборотный плуг для мотоблока своими руками чертежи и описание

Если в данном виде деятельности отсутствует какой-либо опыт, сначала необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы понять основные сложности процесса.

Каждая разновидность плуга имеет свои особенности конструкции. Наиболее простую конструкцию имеет однокорпусный плуг, и это оптимальный вариант для новичков, которые не имеют в этом деле соответствующих навыков.
Вверху корпуса оборотного плуга имеется загнутое перо, что позволяет обрабатывать переворачиваемый пласт земли. Поэтому данное изделие оптимально при обработке твердой почвы.

В процессе изготовления такой конструкции, очень важно соблюдать все инструкции и внимательно соблюдать параметры чертежа. Допущенная малейшая неточность, существенно скажется на характеристиках изделия, и во время эксплуатации негативно проявится в результатах работы.

Для изготовления плуга нужно использовать сталь толщиной 3-5 мм. Первым изготавливается лемех. Он должен быть съемным. Режущую часть нужно отбить на наковальне и заточить.

Следующим делают отвал.

В качестве заготовки используют трубу, диаметром полметра, с толщиной стенок 5 мм. Газовой сваркой по шаблону вырезают заготовку отвала, и подвергают шлифованию болгаркой. После изготовления этих двух деталей, из стали толщиной 2-3 мм изготавливается корпус плуга и собирается конструкция.

Регулировка и настройка плуга для мотоблока

После того, как плуг сделан, нужно его настроить. Но перед этим, необходимо настроить мотоблок. После того, как вывезли мотоблок, на поле, обязательно снимаются колеса с резиновыми покрышками, и меняются на колеса, которые оснащены грунтозацепами.

В противном случае во время вспахивания мотоблок с оборотным плугом начнет буксовать из-за сопротивления грунта. Затем плуг для мотоблока крепится к навесному устройству. Для регулировки устройства гайки на креплении полностью не затягиваются. После чего, используя два металлических штыря, фиксируем агрегат с крепежной серьгой мотоблока. От максимально правильной настройки напрямую зависит качество вспашки.

Основные этапы регулировки плуга

Для проведения балансировки, мотоблок устанавливают колесами на специально подготовленные подставки. От высоты этих подставок зависит глубина вспахивания. Для зимней обработки грунта высота подставок составляет 20-25 см, для весенней обработки — примерно 15-20 см.

Используя регулировочное болты, нужно выставить угол наклона плуга. Следим за тем, чтобы «пятка» плуга сохраняла параллель с поверхностью грунта.
После закрепления плуга, мотоблок ставится на грунт. Ручки управления выставляются по высоте поясницы пахаря.
На последнем этапе оцениваем правильность настройки плуга экспериментальным методом.

Вспахиваем две-три борозды, и определяем глубину среза, дистанцию между гребнями и качество отвала грунта. Если же между бороздами дистанция будет более 10 см, или же они будут перекрываться, то повторяем регулировку.


Оборотный плуг для мотоблока фото подборка

Фото 1. Оборотный плуг спереди и сзади

Фото 2. Пластинчатый оборотный плуг для мотоблока

Фото 3. Оборотный плуг с мотоблоком

Похожие Записи:

    Какой плуг лучше для мотоблока выбрать, фото и описания
    Какое бывает и как выбрать навесное оборудование для мотоблока Салют

    Навесное оборудование для мотоблока нева — описание и четежи

    Дисковый окучник для мотоблока своими руками фото и чертежи

Плуг к мотоблоку – это одно из наиболее полезных приспособлений, позволяющее качественно вспахать любую почву, сэкономив массу сил и времени. Давайте рассмотрим особенности монтажа плуга, а также способы изготовления конструкции своими руками.

В конструкции любого плуга, независимо от его габаритов и формы, присутствует сцепка, посредством которой приспособление крепится к мотоблоку. Сцепка может быть стационарной или универсальной. Самым оптимальным вариантом считается элемент второго типа, так как он дает больше возможностей для регулировки плуга.

Независимо от типа сцепки, монтаж конструкции на мотоблок всегда выполняется в одном и том же порядке. Чтобы прицепить плуг к мотоблоку, следует действовать в такой последовательности:

  1. Вначале установите мотоблок на подставки – для этого можно использовать кирпичи или бревна;
  2. Приложите сцепку плуга к фаркопу мотоблока так, чтобы отверстия на обоих элементах совпадали друг с другом;
  3. Зафиксируйте сцепку на фаркопе посредством болтов.


Многие новички считают, что чем надежнее крепление плуга к мотоблоку, тем эффективнее будет работа навесного оборудования. Однако практика показывает, что слишком жесткое соединение только ухудшит качество вспашки. Дело в том, что при эксплуатации плуга на него действуют силы, уходящее перпендикулярно по отношению к плоскости отвала. Из-за этого возникает сопротивление, которое отталкивает плуг в сторону от мотоблока. Чтобы исключить это, при установке плуга нужно оставить горизонтальный люфт примерно в 5 градусов.


От того насколько правильно вы настроите плуг на мотоблоке, зависит качество вспашки грунта. Регулировка навесного оборудования выполняется в 3 этапа, во время которых вы должны:

  • настроить глубину вспашки;
  • отрегулировать наклон полевой доски:
  • настроить угол отвала.

Глубина вспашки – это глубина погружения плуга при вспашке почвы. Как правило, эта величина должна соответствовать высоте штыка лопаты. Если глубина погружения будет недостаточной, то в результате большинство корней сорняков останутся под землей. Если высота погружения будет слишком большой, то это приведет к смешиванию плодородного слоя почвы с землей, расположенной под ним. Из-за этого посаженные растения останутся без питательных веществ.

Настройка глубины вспашки выполняется посредством трех болтов, соединяющих между собой замок и стойку плуга. Опуская плуг вниз, или поднимая его вверх, вы сможете отрегулировать глубину его погружения в грунт.
Наклон полевой доски плуга довольно часто называют «углом атаки». Этот параметр подразумевает уровень наклона плоскости обработки грунта по отношению к поверхности земли. Настройка наклона полевой доски осуществляется при помощи винтовой рукоятки. Для этого необходимо:

  1. Поставить мотоблок с плугом на несколько подставок;
  2. Вывернуть рукоятки таким образом, чтобы полевая доска располагалась на земле;
  3. Выкручивать ручку в другую сторону до того момента, пока доска не будет висеть над землей на высоте в 2–3 см.

Если «уровень атаки» будет слишком большим, то плуг станет цепляться за землю, что приведет к постоянным пробуксовкам мотоблока. Если данный параметр будет слишком маленьким, то плуг не будет снимать требуемый для обработки слой почвы.

Выполнив 2 предыдущих этапа, можно приступать к регулировке угла отвала. Порядок действия выглядит следующим образом:

  1. Для начала установите мотоблок с плугом на край огорода и пройдите первую борозду. Это необходимо для того, чтобы определить глубину вспашки почвы;
  2. Во время передвижения старайтесь сохранить идеально ровную траекторию, чтобы следующие борозды также были ровными. Для получения ровных борозд можно использовать нить, натянутую между началом и концом ряда;
  3. Далее установите мотоблок таким образом, чтобы его колесо поместилось в борозду, а плуг располагался перпендикулярно поверхности земли. Чтобы добиться наилучшего результата, используйте для настройки угольник.

Выполнив все перечисленные действия, вы максимально правильно настроить плуг мотоблока, что поможет добиться наилучшего результата при вспашке огорода.

Виды плугов для мотоблоков

Используемые для вспашки плуги делятся на несколько видов. К ним относятся:

    • однокорпусные конструкции – эти изделия наиболее просты в применении. Они обладают минимальным весом и состоят из небольшого количества деталей;

    • оборотные или поворотные плуги – верхняя часть таких конструкций оборудована загнутым пером, предназначенным для переворачивания почвы непосредственно в процессе ее вспашки. Реверсивный плуг наиболее эффективен при обработке тяжелого грунта;

  • роторные плуги – навесное оборудование этого типа обладает самой сложной конструкцией. В продаже можно встретить двухкорпусный плуг, состоящий из двух, и трехкорпусной, состоящий из трех лемехов;
  • дисковые плуги – конструкции этого типа используются преимущественно для вспашки мокрой почвы. Глубина обработки грунта такими плугами немного меньше, чем в навесном оборудовании предыдущих видов.

Каждый из перечисленных типов плугов нашел применение при вспашке того или иного вида почвы. Тем не менее, самым универсальным принято считать двухсторонний плуг оборотного типа – он показывает высокую эффективность при обработке грунта любого типа.

Перед тем, как начать изготовление плуга своими руками, потребуется внимательно изучить чертежи. Они должны подсказать вам, каким способом крепить детали конструкции между собой.


Дальнейший порядок действия выглядит следующим образом:

    1. Для начала сделайте лемех. Для этого возьмите сталь, толщиной не менее 5 мм, и придайте ей нужную форму. Режущую часть стальной заготовки отбейте на наковальне, после чего заточите. Делается это точно так же, как и в случае с заточкой ручной косы;

    1. Далее потребуется изготовить самодельный отвал. Для этого подойдет стальная труба, диаметром 50 см, и толщиной стенок не более 5 мм. Заготовку для будущего отвала вырежьте при помощи резака. Чтобы придать изделию нужную форму, отбейте его на наковальне и обработайте на точильном станке;
    2. Далее нужно собрать детали плуга в одну конструкцию. Возьмите лист стали, размеры которого должны составлять 50×50 см, а толщина – 3 мм. Сделайте 4-сантиметровый отступ по краям листа и выровняйте его так, чтобы в итоге получить нулевой угол;
    3. Далее при помощи клиньев приложите к листу лемех и сделайте двухстороннюю точечную приварку, соблюдая угол в 25°;
    4. Лемех и отвал соедините между собой максимально плотно. Между верхней частью отвала и ножом лемеха должен образоваться угол в 8 °;

  1. После этого приварите друг к другу боковой щиток, лемех и заднюю часть отвала. Более подробно об изготовлении плуга расскажет видео.


После этого снова сделайте точные замеры всех углов. Только убедившись в правильности соединений, можете окончательно приваривать детали плуга. Как только конструкция полностью остынет, зачистите имеющиеся сварные швы.

Оборотный плуг для мотоблока – порядок изготовления

Как и в первом случае, чтобы изготовить поворотный плуг, нужно изучить схему конструкции. В противном случае даже малейшая неточность приведет к низкой эффективности готового навесного оборудования.


Чтобы сделать плуг Зыкова, действуйте в таком порядке:

    1. Для изготовления лемеха используйте листовую сталь, толщиной около 5 мм. Вырежьте из нее заготовку, нагрейте при помощи газовой горелки и загните так, как указано на рисунке. Лемех обязательно должен быть съемным. Режущая часть детали отбивается на наковальне и затачивается на специальном станке;

  1. Далее изготовьте отвал. Его можно сделать из трубы с толщиной стенок 5 мм и диаметром 50 см. По шаблону вырежьте заготовку отвала при помощи газовой горелки, после чего отшлифуйте изделие болгаркой;
  2. После этого из листовой стали, толщиной 3 мм изготовьте корпус плуга и соберите конструкцию, используя сварку;
  3. Сварочные швы зачистите напильником и обработайте наждачной бумагой.


В результате работы вы получаете универсальный плуг на мотоблок, при помощи которого вы сможете обрабатывать не только сухую, но и влажную почву.

Как сделать дисковый плуг на мотоблок?

Дисковый плуг-окучник – это очень полезное приспособление, позволяющее подготовить ровные борозды для посадки картофеля и других клубневых культур. Перед тем, как приступить к изготовлению такого плуга, изучите чертежи. По ним вы сможете контролировать ход сборки и не допустите ошибок.


Порядок действий при изготовлении дискового плуга на мотоблок выглядит следующим образом:

  1. В качестве основы плуга выступает опорный уголок. Для его изготовления используйте равносторонний уголок, полки которого в холодном состоянии должны сводиться под углом 70 °;
  2. К уголку приварите носок. После этого через упорную планку приварите пятку;
  3. Щечки закрепите на опорном уголке посредством петель. Дистанция между уголком и щечками должна быть такой, чтобы при раскрывании щечек их торцевые стороны не упирались друг в друга;
  4. Поворотный механизм приварите к упорному уголку таким образом, чтобы опорная часть механизма располагалась перпендикулярно уголку.


В конце отрегулируйте щечки плуга. Для этого каждую из них зафиксируйте тисками и настройте так, чтобы в итоге они были загнуты в противоположную сторону друг от друга.

Роторный плуг на мотоблок – особенности изготовления


Роторный плуг для мотоблока с опорным колесом – это наиболее сложный тип навесного оборудования, используемого сегодня используется для вспашки. При работе над ним нужно быть крайне внимательным, так как малейшая ошибка приведет к плохому качеству обработки грунта. Порядок действий при изготовлении выглядит следующим образом:

  • В качестве рабочего органа выступает фреза, которую можно изготовить из стальной трубы и металлических пластин. Пластины нужно приварить к трубе таким образом, что при вращении они перемалывали грунт и отбрасывали его в сторону;
  • Далее изготовьте раму для редуктора плуга. Она может иметь любую форму, главное – чтобы внутрь редуктора не попадала влага и мусор;
  • Редуктор сделать не удастся – его нужно приобрести. После этого механизм нужно подключить к коробке передач мотоблока;
  • Так как роторный плуг – конструкция достаточно габаритная, то для его использования потребуются отдельные колеса. Их можно взять от старого мопеда или мотоцикла.


Готовый плуг на мотоблок будет исправно служить не один год. Главное – вовремя менять масло для смазки редуктора.

Плуг к мотоблоку своими руками из конного – как сделать своими руками?


В отличие от других типов навесного оборудования, конский плуг можно сделать практически полностью из дерева. Единственная металлическая деталь – это лемех, так как деревянный элемент из-за регулярной обработки грунта довольно быстро придет в негодность. Алгоритм изготовления плуга выглядит следующим образом:

  1. Вначале возьмите 2 деревянные брусья, толщиной около 10 см – они послужат для изготовления рукояток. На верхнюю часть рукояток необходимо надеть резиновые накладки;
  2. Рукоятки соедините между собой под прямым углом так, чтобы при вспашке вы смогли крепко ухватить их обеими руками;
  3. Нижние части деталей соедините посредством саморезов;
  4. Возьмите еще один брус, толщиной 20 см. Он должен быть изогнутым так, чтобы верхний и нижний его конец располагались параллельно друг к другу;
  5. К нижнему концу закрепите лемех;
  6. В верхнем конце установите сцепку, которую также можно сделать из небольших деревянных брусков;
  7. Посередине закрепите сдвоенную часть рукояток.


Несмотря на простоту конструкции, конский плуг показывает достаточно высокую эффективность. Правда, использовать его для вспашки влажного грунта довольно опасно, так как деревянные элементы могут попросту сломаться от тяжести почвы.

Независимо от выбранного вами способа для изготовления плуга, каждую из самодельных конструкций можно использовать для работы с мотоблоками Крот, МТЗ, Салют, а также Нева МБ-1 и МБ-2.

Плуг для мотоблока — это навесное оборудование, предназначенное для обработки любых типов почвы, включая плотные и вязкие. Использование такого инвентаря позволяет аграриям снизить затраты физической энергии и уменьшить время выполнения сельскохозяйственных работ. Изготовить подобное приспособление можно самостоятельно. Это дешевле, чем покупать готовое заводское изделие. Оборудование собственной конструкции можно устанавливать на любые агрегаты, в том числе и на мотокультиваторы с реверсивным приводом.

Виды

Перед тем как выбрать плуг для мотоблока нужной конструкции, следует изучить существующие типы таких приспособлений. В зависимости от характера сельскохозяйственных работ используются:

  • однокорпусные,
  • двухкорпусные;
  • поворотные;
  • роторные;
  • отвальные;
  • безотвальные агрегаты.

Можно самостоятельно изготовить универсальный плуг к мотокультиватору, который подойдет для большинства разновидностей почв. Оптимальным вариантом для вспахивания приусадебного участка и для использования людьми, не обладающими соответствующими навыками, представляется легкая однокорпусная конструкция.

Однокорпусные и двухкорпусные модели

Однокорпусный плуг применяется для вспахивания мягкой почвы. Он оснащен одним лемехом. Такой сельскохозяйственный инвентарь прост в сборке и использовании, обладает сравнительно небольшим весом и малым количеством конструктивных элементов. Он способен существенно облегчить процесс боронования на небольшом участке земли.


Двухкорпусная модель плуга предназначается для обработки любого типа почвы, не содержащего каменных включений. Такое пахотное приспособление подходит для нарезания ровных борозд, окучивания сельскохозяйственных культур, уничтожения сорных растений. Рекомендуется устанавливать на мотоблоки мощностью до 3,5 л.с. Можно сделать двухкорпусный плуг с фиксированной или регулируемой шириной захвата.

Оборотные

Агрегат этого типа предназначается для вспахивания трудновозделываемых почв. От габаритов и массы лемеха зависит требуемая мощность двигателя мотокультиватора. Изготовить оборотный плуг своими руками несколько сложнее, чем однокорпусную модель. Он отличается наличием изогнутого под точно выверенным углом рабочего элемента (пера) в верхнем сегменте конструкции. Это позволяет переворачивать почвенный слой сразу при подъеме. Оборотная модель — оптимальный выбор для вспахивания твердого грунта.

Роторные

Роторная конструкция предназначается для выполнения сложных аграрных работ на трудновозделываемых почвах большой площади. Для самостоятельного изготовления это наиболее трудоемкий вариант. По своему устройству он похож на мотокультиватор. Такая модель оснащена несколькими лемехами, установленными на одной оси. Преимущество роторного плуга заключается в возможности обработки твердой почвы до глубины среза 0,3 м без приложения больших физических усилий. Он позволяет вспахивать грунт одновременно по разным траекториям за счет подвижной конструкции лемехов.


Отвальные и безотвальные

Плуг к мотокультиватору бывает отвальным либо безотвальным. Модели первого типа востребованы дачниками и владельцами небольших земельных угодий. По способу вспахивания такие приспособления подразделяются на:

  1. бороздные;
  2. гладко пашущие;
  3. не оставляющие борозд.


Оборудование последнего типа задействуется, когда необходимо обработать грунт в свал. Для вспахивания почвы в развал используется плуг, оставляющий борозды. Отвальная конструкция, имеющая особый угол наклона лемеха, позволяет одновременно рыхлить и переворачивать снятый пласт земли. Безотвальные модели чаще всего используют в засушливых районах с сильными ветрами и эрозией почв.

Преимущества самодельных плугов

Плуг с предплужником для мотоблока можно агрегатировать с устройством нужной мощности, обеспечив полную конструктивную и техническую совместимость.

Преимущества самодельного инвентаря:

  • точность расчетов с определением оптимального угла наклона;
  • очевидная экономическая выгода, поскольку изготовление агрегата собственными руками обходится дешевле покупки заводской модели;
  • уверенность в качестве материалов и сборки.

Продуктивность полевых работ обеспечит дисковый плуг. Он хорошо справляется с обработкой тяжелых почв с большой концентрацией сорных растений.

Чертеж деталей плуга для мотоблока

Схему компоновки функционально-конструктивных элементов и подробный чертеж плуга можно составить самостоятельно. Максимальная точность позволит избежать сложностей при сборке и негативного влияния погрешностей на эксплуатационные характеристики готового агрегата. Необходимо строго придерживаться габаритных параметров деталей. Даже незначительная неточность способна сильно сказаться на рабочих характеристиках оборудования. В чертежи с размерами навесного приспособления для мотоблока включаются три конструктивные поверхности:

  1. Плоскость полозка боковая.
  2. Нижняя горизонтальная.
  3. Передняя отвальная.


Типичная схема простейшего самодельного плуга складывается из:

  1. Двух ручек, выполненных из стальной трубы.
  2. Рамы.
  3. Фиксатора стойки с винтом типоразмера М10 или М8.
  4. Крепежной вилки для шарнира рамы.
  5. Дышла.
  6. Подшипника.
  7. Перемычки между рукоятями.
  8. Шарнирного вала.
  9. Контргайки.
  10. Регулировочной шайбы.
  11. Рукояти для дышла.
  12. Тройника.

В зависимости от типа и предназначения инвентаря в этот список могут входить и другие элементы.

Самодельный однокорпусный плуг

Однокорпусная модель должна быть оснащена регулируемой стойкой, что позволит удачно адаптировать этот простейший самодельный плуг под мотокультиватор и имеющиеся условия полевых работ. Качественная зачистка сварных швов, тщательная шлифовка и покраска конструкции не только придадут эстетичный вид изделию, но и обеспечат его долговечность. Плужная стойка выполняется из стальной пластины толщиной около 10 мм. После изготовления ее желательно закалить.


Лемех

Для изготовления лемеха потребуется листовая сталь толщиной 2-3 мм. Можно использовать циркулярный диск. Он выполнен из высокопрочной легированной стали марки 9ХС, предназначенной для работы под большими радиальными нагрузками. Режущие кромки лемеха затачиваются под углом 45°. Можно сделать и самозатачивающиеся двухслойные лезвия из специального стального сплава. Это более дорогостоящий вариант. К тому же они все равно нуждаются в периодической ручной заточке.

Хорошо оптимизированная рабочая поверхность лемеха вспахивает почву легко, без неприятных рывков и не вызывает усталость оператора.

Заточку лучше всего проводить на наковальне с предварительной термообработкой металла, которая обеспечит показатель твердости HRC около 55 единиц. Целесообразно сделать лемех съемным. Это облегчит процесс периодической заточки и позволит адаптировать пахотное оборудование под разные типы почв.

Отвал

Этот конструктивный элемент можно сделать разными способами. Следует выбирать наименее затратный по усилиям и материалам. Для изготовления отвала для плуга используется прочная стальная труба. Ее диаметр должен составлять не менее 30 см, а толщина стенок — 40-50 мм. Трубу ставят на ровную поверхность и вырезают из нее заготовку требуемого размера. Рекомендуется предварительно сделать картонный шаблон, который поможет не допустить погрешности в габаритах и соблюсти заданную форму отвала. Вырезание лучше производить с использованием сварочного аппарата.

Полученный в результате этих манипуляций рабочий элемент тщательно обрабатывается наждаком или болгаркой. Важно обеспечить оптимальный загиб. Для этого понадобятся листогибочные вальцы. Заготовка в них подается под углом 20-23°. После выполнения процедуры загибания поправить форму можно с помощью молотка. Наиболее трудоемкий и технологически сложный способ получения нужной детали — использование горна для нагрева и матрицы, которой может служить отвал другого плуга.

Сборка

Если все сделано правильно на предыдущих этапах, сборка не должна вызвать существенных затруднений. Для этого понадобится лист стали площадью не менее 25 см². К нему привариваются все детали, включая боковой щиток.


Такая работа требует особой аккуратности, поскольку части будущего сельхозинвентаря должны быть хорошо пригнаны, а углы — совпадать. Боковой щиток, обеспечивающий стабильность и надежность сборки, соединяется с другими элементами точечной сваркой. Если замечено несоответствие в геометрической конфигурации, то форма отвала легко поправляется с помощью молотка.

Крепление лемеха

Этот конструктивный элемент задней поверхностью прикрепляется к отвалу и боковой плоскости станины. Последняя с помощью сварочного аппарата присоединяется к распорному элементу и пластинчатому основанию, к которому пристыковываются упорные стальные уголки для лемеха.

Все части конструкции должны выступать за боковой щит на несколько миллиметров. Стальной лист, использованный для точности сборки конструкции, отделяют от нее зубилом либо ручной циркулярной пилой с установленным отрезным диском. Сварные швы следует обработать наждаком, а лемех и отвал — мелкой шлифовальной шкуркой.

Как сделать поворотный плуг для мотоблока

Поворотная конструкция — это ручной агрегат на специальной сцепке. При изготовлении такого инструмента важно разместить лезвие лемеха на 1,5-2 см ниже горизонтальной поверхности полозка, а его фронтальное основание должно плотно прилегать к отвалу. Плуг с опорным колесом для мотоблока тоже собирается на листе стали.


После завершения сварочных работ отполированные поверхности тщательно очищаются, заливаются технической смазкой и растираются ветошью. Это обеспечит защиту самодельного сельхозинвентаря от коррозийных проявлений. Заднюю поверхность приваренного лемеха следует сделать максимально ровной. Угол, образуемый ею и пластинчатым основанием оборудования, должен располагаться в диапазоне 18-20°, а задние поверхности рабочих кромок — 12-15°.

Размеры плуга для мотоблока

Навесной агрегат поворотного типа собственноручного изготовления должен быть компактным, относительно простым в эксплуатации, мало весить и в то же время иметь высокую продуктивность, способность обрабатывать масштабные участки земли и исправно функционировать в сложных полевых условиях. Рекомендованные размеры подобного оборудования составляют:

  • 570х380х250 мм (ДхШхВ);
  • ширина охвата лемеха — 205 мм;
  • расчетная глубина вспахивания — до 13 см;
  • угол между режущей кромкой лемеха и полевой поверхностью — 40-45°;
  • угол между вертикальной плоскостью отвала и обрабатываемой поверхностью почвы — примерно 48°.

Угол атаки лемеха должен составлять 16°. Это обеспечит плавность вхождения рабочего лезвия в почву и долговечность изделия.

Двухсторонний плуг для мотоблока

Двухсторонняя модель, называемая окучником, используется для уничтожения сорняков, нарезания аккуратных борозд, высаживания и засыпки культурных растений, в частности, картофеля. Подобное приспособление от однокорпусной модификации отличается только шириной захвата, которая регулируется подвижными стальными крыльями. Эта конструкция включает в себя 12-миллиметровые стоечные опоры, предохраняющие мотокультиватор от перегрузки.


Такие навесные приспособления рассчитаны на работу с двигателями, имеющими показатель мощности не менее 4 л.с. Они оснащаются специальным подплужником малого размера, который следует перед ведущей рабочей частью и слегка подрезает почву. Это облегчает дальнейший процесс вспахивания. Перед тем как изготовить плуг данного типа, необходимо составить соответствующий чертеж с учетом особенностей его конструкции.

Как сделать роторный плуг для мотоблока своими руками

Роторный плуг (распашник) — наиболее сложная модификация такого инвентаря для изготовления кустарным методом. В заводском исполнении он выглядит агрегатом, состоящим из множества деталей необычной геометрической формы. Делая такое устройство самостоятельно, предварительно нужно изготовить пару лемехов из легированной стали. Они будут соединяться со стойками квадратного сечения. Поэтому следует все точно измерить и рассчитать углы соприкосновения, градус поворота, синхронность их движения по отношению друг к другу и раме.


Как установить и отрегулировать плуг на мотоблок

Настраивать плуг нужно после подготовки самого мотоблока к работе с навесным оборудованием собственного производства. Агрегат располагается на подставке. Колеса с резиновыми шинами снимаются. От правильной регулировки зависит производительность инвентаря, скорость вспахивания почвы и срок службы. Колеса устройства на резиновых шинах необходимо заменить грунтозацепами, которые обеспечат повышенную проходимость по рыхлой почве. Производится установка плуга путем присоединения его к крепежам для навесного оборудования.

Не стоит сразу полностью затягивать болты, которыми инвентарь фиксируется на кронштейне мотокультиватора. Они выполняют еще и регулировочную функцию. При проведении этой ответственной операции, которая непосредственно влияет на качество вспашки, учитывается совпадение продольных осей собственноручно изготовленного аграрного приспособления и фиксатора. Регулировка плуга осуществляется только после проверки правильности его установки на кронштейн мотоблока.

Глубина вспашки и как ее настроить

Глубина вспашки должна достигать не менее 20 см. Настроить ее несложно. Для этого агрегат выкатывается на место предстоящих работ, где и производится контрольный проход. Вдоль ориентировочной первой борозды натягивается шнур. Ручку устройства желательно сразу вывернуть влево, чтобы передвигаться по еще не вспаханной поверхности. Проход до противоположного конца участка совершается на минимальной скорости. Это позволит проверить правильность установки распашника и внести необходимые коррективы.


Правый грунтозацеп следует поместить в свежую борозду и медленно двигаться вперед. После первого прохода устройство разворачивается на 180° и движется в обратном направлении. При этом оценивается глубина проделанной борозды. В случае ее неудовлетворительности производится регулировка инвентаря с помощью болтов фиксирующего кронштейна. Необходимо следить за тем, чтобы правый грунтозацеп не покидал пределов борозды, а стойка оборудования размещалась перпендикулярно поверхности почвы.

Как настроить плуг на тяжелых мотоблоках

Для использования самодельного навесного оборудования на тяжелом агрегате необходимо провести стандартную подготовку мотоблока, описанную выше. Сложность заключается в том, что неправильная регулировка не только отнимет много сил, но и не позволит достичь удовлетворительного качества вспашки. Регулировочными болтами корпус плуга наклоняется так, чтобы угол между его пяткой и поверхностью земли составлял 16°. Ручки управления поднимаются до уровня пояса оператора. Если расстояние между гребнями двух соседних борозд не превышает 10 см, плуг отрегулирован верно.

В зависимости от размера участка и типа почвы на нем необходимо подобрать мотоблок. Его конструкцией и техническими характеристиками определяется подходящая разновидность навесного инвентаря. Небольшой дачный участок с мягкой почвой лучше всего обрабатывать с помощью простой фрезы, установленной на плуге. Регулировка навесного оборудования приобретает особое значение при вспахивании твердого грунта с глинистыми и каменистыми включениями, а также крупного поля.


Рекомендуется в таких условиях оснащать плуг специальными насадками типа «гусиные лапки», выполненными из высокопрочной углеродистой стали. Главная конструктивная особенность таких приспособлений — треугольная форма режущей поверхности, которая обеспечивает крошение и перемалывание твердых отложений. Они с легкостью наматывают на свои лезвия и сорные растения. Качество обработки почвы плугом собственноручного изготовления не уступает фирменным моделям.