Основные направления революционного народничества. Шпаргалка: Народническое движение в России в XIX веке




Основоположниками теории «русского социализма» (народничества ) выступили А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин. Они ставили своей целью «достижение социализма как общества справедливости». Основные идеи Герцена заключались в следующем: достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением; России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму; желательно избежать революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Одно время Герцен считал, что Россию надо звать к топору, но в итоге он осознал опасность крестьянской революции, которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы всеразрушающего бунта. Он рассчитывал лишь на радикальные реформы под давлением общества: ликвидацию крепостничества, предоставление земли крестьянам без выкупа, сохранение общины, введение гражданских свобод и демократического правления.

В условиях политического кризиса на рубеже 1850-60-х гг. активизировали свою деятельность революционеры, поддерживавшие теорию «русского социализма». Усилившиеся крестьянские волнения вселяли надежду на возможность восстания в России. Летом и осенью 1861 г. революционеры распространили прокламации («Великорусс», «К молодому поколению» и др.) с призывом к молодежи, «образованному обществу», крестьянам и солдатам готовиться к борьбе.

В 1862 г. группа революционеров (М.Л. Михайлов, Н.Н. Обручев, Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов) организовали конспиративную организацию «Земля и воля», распространяли нелегальную литературу, напечатанную в «Вольной русской типографии» А.И. Герцена в Лондоне и в тайных типографиях в России. Они вели подготовку к восстанию, назначенному на 1863 г. После ареста руководителей (1862) и провала планов вооруженного восстания в Поволжье (1863) ЦК «Земли и воли» весной 1864 г. приостановил свою деятельность.

В 1860-е гг. на волне отрицания существующих порядков среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма . Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме».

Под влиянием социалистических идей, например, романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», возникли артели, мастерские, коммуны, члены которых надеялись распространением коллективной собственности и коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распались, либо переходили к революционной деятельности. 4 апреля 1866 г. член одной из подпольных организаций («ишутинцы ») студент Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. В 1871 г. общество было возмущено убийством студента Иванова, члена тайного общества «Народная расправа». Он был убит за неповиновение по настоянию руководителя общества С.Г. Нечаева, который добивался беспрекословного подчинения и заявлял о вседозволенности во имя революции. С суда наднечаевцами началась эпоха политических процессов (всего более 80), ставших неотъемлемой частью общественной жизни до начала 1880-х гг.

В 1870-е гг. сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название «народничества». Народники полагали, что благодаря крестьянской общине («ячейке социализма») и качествам крестьянина-общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества М.А. Бакунина (бунтарское направление), П.Л. Лаврова (агитационное), П.Н. Ткачева (заговорщическое) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к свободе.

На рубеже 1860-70-х гг. в Москве и Петербурге возникли многочисленные студенческие кружки. Среди них выделялось общество «чайковцев » (Н.В. Чайковский, А.И. Желябов, Д.А. Клеменц, СМ. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, М.А. Натансон, С.П. Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди рабочих и крестьян.

Весной 1874 г. участники различных кружков народников отправились по деревням с целью ускорить подготовку крестьянского восстания. Они собирали сходки, говорили об угнетении народа, призывали не повиноваться властям. «Хождение в народ » продолжалось в течение нескольких лет. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т.п. Однако их призывы не находили отклика, нередко крестьяне выдавали пропагандистов полиции.

В конце 1876 г. возникла народническая организация «Земля и воля ». Ее центр (Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, М.А. Натансон, С.Л. Перовская, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер) руководил деятельностью различных групп.Землевольцы создали в деревнях несколько постоянных поселений для ведения революционной пропаганды. Вскоре в «Земле и воле» возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции террористическую деятельность. В августе 1879 г. произошел окончательный ее распад. Сторонники пропаганды объединились в «Черный передел », приверженцы террора - в «Народную волю ». «Черный передел», объединивший кружки в Москве, Петербурге и др. городах, просуществовал до 1881 г.

«Народная воля» объединила кружки студентов, рабочих, офицеров. В его руководство входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер и др. В 1879 г. народовольцы, надеясь вызвать политический кризис и захватить власть, совершили ряд террористических актов. В августе 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес Александру II смертный приговор. После нескольких покушений 1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким. Однако убийство императора не вызвало антиправительственных выступлений. Большинство членов ИК было казнено по приговору суда.

Комитет «Народной воли» существовал до 1884 г., но и после его разгрома продолжали действовать разобщенные группы народовольцев. 1 марта 1887 г. под руководством А.И. Ульянова было совершено неудачное покушение на Александра III.

В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции - народничество. Название оно получило от своей основной идеи - сближения интеллигенции с народом.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община - это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

Россия должна идти по своему пути.

Капитализм чужд развитию России.

Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

Деятельность народников

В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.

Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация - разгромлена, многие ее члены - арестованы.

К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.

В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.

Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора - в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.

Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

Значение народничества

Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров - социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

  • Установление монголо-татарского ига на Руси. Борьба за его свержение. Куликовская битва. Борьба Руси с западными завоевателями в хiii – хiy веках.
  • Возникновение и развитие Московского княжества в хiy – хy веках. Образование русского централизованного государства.
  • Социально-экономический и политический строй единого русского государства (вторая половина хy – первая треть хyi веков).
  • Внутренняя и внешняя политика России в 30-80-е годы хyi века. Формирование деспотической монархии при Иване iy.
  • Присоединение и освоение Сибири в конце хyi – хyii веках.
  • Культура русских земель в хii – хiii веках.
  • Культура русского государства хiy – хyi веков.
  • «Смутное» время в России (конец хyi начало хyii веков). Причины, содержание, последствия.
  • Социально-экономическое и политическое развитие России в хyii веке. Новые тенденции в экономике. Сословно-представительная монархия и укрепление абсолютизма. Церковный раскол.
  • Крестьянские войны в России в хyii – х yiii веках.
  • Культура России хyii века.
  • Реформаторская деятельность Петра I (1682 – 1725 гг.).
  • Внешняя политика Петра I.
  • Российская империя в 1725 – 1762 годах. Дворцовые перевороты. Основные направления внутренней политики.
  • Россия при Екатерине II. Новые тенденции в развитии экономики. Усиление позиций дворянства. «Просвещенный абсолютизм». Развитие общественно-политической мысли во второй половине хyiii века.
  • Внешняя политика России в хyiii веке на Западе (польский вопрос, русско-шведские войны, Семилетняя война, разделы Польши).
  • Внешняя политика России в хyiii веке на Востоке. Войны с Турцией. Начало присоединения Кавказа.
  • Культура России в хyiii веке.
  • Социально-экономическое развитие России в первой половине хiх века. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства.
  • Международное положение и внешняя политика России в конце хyiii-начале хiх веков. Участие России в антинаполеоновских коалициях. Отечественная война 1812 года и ее историческое значение.
  • Внутренняя политика России в конце хyiii – первой половине хiх века (Павел I, Александр I, Николай I).
  • Движение декабристов: идеология и организация. Восстание декабристов и его историческое значение.
  • Общественное движение в России в 30-50-н годы хiх века. Теория «официальной народности», западники, славянофилы, революционные демократы.
  • Внешняя политика России при Николае I. Крымская война. Причины поражения России.
  • Культура России в первой половине хiх века.
  • Отмена крепостного права в России. Причины, содержание, последствия реформы.
  • Буржуазные реформы 60-70-х годов хiх века и период контрреформ (80-90-е годы хiх века).
  • Социально-экономическое развитие России в 60-90-е годы хiх века. Специфика формирования капиталистических отношений.
  • Общественно-политическая мысль и оппозиционное движение в 60-90-е годы хiх века. Консерваторы и либералы.
  • Народничество: идеология и практика.
  • Рабочее движение в 70-90-е годы хiх века. Зарождение социал-демократии.
  • Внешняя политика России во второй половине хiх века.
  • Культура России в пореформенный период (60-90-е годы хiх века).
  • Социально-экономическое развитие России в конце хiх – начале хх веков. Деятельность с.Ю.Витте.
  • Внешняя политика России на рубеже хiх-хх веков. Русско-японская война.
  • Общественно-политическая жизнь России на рубеже хiх-хх веков. Третья революционная ситуация. Образование рсдрп, партии социалистов-революционеров, либеральное движение.
  • Культура России конца хiх - начала хх веков.
  • Революция 1905-1907 годов. Причины, движущие силы, ход, особенности. Итоги революции.
  • Третьиюньская монархия. Столыпинская аграрная реформа.
  • Россия в период первой Мировой войны. Нарастание политического кризиса в стране.
  • Февральская революция 1917 года и общественно-политическая обстановка в стране после падения царизма.
  • Россия от Февраля к Октябрю 1917 года. Октябрьское вооруженное восстание.
  • Становление Советской власти и начало гражданской войны (октябрь 1917 – март 1918 года). Брестский мир.
  • Гражданская война: причины, этапы, итоги.
  • Политика «военного коммунизма» в Советской России.
  • Новая экономическая политика.
  • Индустриализация в ссср. Необходимость, ход, результаты.
  • Коллективизация сельского хозяйства в ссср. Сущность, последствия.
  • Общественно-политическая жизнь в ссср в 1920-1930-е годы. Формирование авторитарного режима.
  • Внешняя политика ссср в 1920-е – первой половине 1930-х годов.
  • Советская культура в 1920-1930-е годы.
  • Внешняя политика ссср накануне и в начале второй Мировой войны (1935-1941 годы).
  • Начальный период Великой Отечественной войны (1941-1942 годы). Причины поражений, первые победы.
  • Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская, Курская битвы.
  • Завершение Великой Отечественной войны. Участие ссср в боевых операциях против Японии.
  • Социально-экономическое, политическое и духовное развитие советского общества в послевоенный период (1945-1953 годы).
  • Общественно-политические преобразования в ссср в период «хрущевской оттепели» (1953-1964 годы).
  • Международное положение и внешняя политика ссср в 1945-1964 годах.
  • Ссср в 1965-1885 годах: от динамизма к застою. Основные направления внешней политики.
  • Перестройка: от попытки модернизации системы к смене модели общественного развития (1985-1991 годы).
  • Общественное развитие России после августа 1991 года. Российская Федерация на рубеже хх – ххi веков.
  • История россии
  • Народничество: идеология и практика.

    Со второй половины ХIХ века начался новый период в освободительном движении в России – разночинский. Его яркими представителями были народники. Народническая идеология рождалась на базе идей Чернышевского, но многое в ней восходит к русскому социализму Герцена.

    Общими чертами народнической идеологии являются: признание капитализма упадком, регрессом; вера в то, что Россия минует эту стадию и через крестьянскую революцию перейдет непосредственно к социализму; крестьянская община – ячейка социализма. Идеология революционного народничества развивалась в трех направлениях: пропагандистское (Лавров), бунтарское или анархистское (Бакунин), заговорщическое (Ткачев).

    Лавров считал, что историю двигают одинокие, критически мыслящие личности, но они должны найти поддержку в народе. Следовательно, надо идти в народ и готовить его к революции. Бакунин считал, что революция в подготовке не нуждается, к ней народ подтолкнут нужда и бедствия. Он был противником всякой государственности. Ткачев не верил в общинный социализм и революционные возможности крестьянства и считал революцию результатом заговора с помощью сильной конспиративной организации.

    Первые народнические кружки стали возникать во второй половине 60-х годов (ишутинцы, чайковцы, долгушинцы и др.). В 1874 году воодушевленная идеями Бакунина революционная молодежь предприняла «хождение в народ» с целью поднять его на революцию. Как опыт первого «хождения в народ» в Петербурге в 1876 году образовалась организация «Земля и воля», она занималась, в основном, пропагандой, но иногда прибегала к террору. Второе «хождение в народ» было более длительным. Революционеры селились в деревне и вели пропаганду среди крестьян, но успехов она не имела. Крестьяне не понимали революционных идей, верили в «доброго» царя. Провал «хождения в народ» привел к расколу в народническом движении. В 1879 году «Земля и воля» разделилась на «Народную волю» и «Черный передел».

    Более многочисленная «Народная воля» стала заниматься в основном террором. Главной целью стало убийство царя. После нескольких неудачных покушений Александр II был убит 1 марта 1881 года.

    «Черный передел» остался верен старым народническим принципам. Он прекратил свое существование в 1881 году.

    Крах народнической идеологии при ее проверке на практике привел к идейному кризису народничества в начале 80-х годов. В 80-90-е годы получило распространение либеральное народничество. Народники-либералы отказались от революционной идеи, продолжали идеализировать общину, доказывали непрогрессивность развития капитализма в России.

    Рабочее движение в 70-90-е годы хiх века. Зарождение социал-демократии.

    Новым явлением в общественном движении в России в пореформенный период было складывание рабочего класса и начало его борьбы. Положение рабочего класса было крайне тяжелым. Он подвергался не только капиталистическим, но и феодальным методам эксплуатации. Отсутствовало рабочее законодательство. Первоначально рабочие выступления носили стихийный, оборонительный характер и не выходили за рамки экономической борьбы. Самым крупным выступлением этого периода была Морозовская стачка – стачка на Никольской мануфактуре фабриканта Морозова в Орехово-Зуево в 1885 году. Она заставило правительство издать закон о штрафах, регулировать условия найма и увольнения рабочих, создать институт фабричных инспекторов, запретить ночной труд женщин и подростков.

    Промышленный подъем 90-х годов способствовал росту численности пролетариата и создал более благоприятные условия для его борьбы. В 1897 году правительство вынуждено было опубликовать закон об ограничении рабочего дня 11,5 часами.

    Первые рабочие организации возникли во второй половине 70-х годов: «Южнороссийский союз рабочих» в Одессе и «Северный союз русских рабочих» в Петербурге. Они находились под влиянием народнической идеологии.

    Разочарование в народничестве побудило некоторых его представителей обратиться к марксизму. В 1883 году в Женеве бывшие члены «Черного передела» Плеханов, Засулич и др. создали группу «Освобождение труда». Она занималась переводом трудов Маркса и Энгельса. Плеханов писал свои работы в духе марксизма. Он критиковал народническую идеологию, считал, что прогресс в России невозможен без буржуазно-демократической революции, где движущими силами будут городская буржуазия и пролетариат, крестьянство он называл реакционной силой. Путь к социализму лежит через пролетарскую революцию. Группа занималась распространением марксистских идей в России. Примерно в то же время марксистские кружки стали возникать и России. Их организаторами были Благоев, Точисский, Бруснев, Федосеев и др. Они также занимались пропагандой марксизма. Но и «Освобождение труда», и эти кружки были оторваны от рабочего движения.

    В 1895 году разрозненные марксистские кружки Петербурга были объединены в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его организаторами были Ленин и Мартов. Подобные союзы возникли в Москве, Иваново-Вознесенске, Киеве. Под руководством союза прошли стачки металлистов, текстильщиков и рабочих других отраслей. Правительство усилило репрессии, участники союза были арестованы.

    Деятельность первых марксистских организаций подготовила создание социал-демократической партии в России.

    Введение……………………………………………………………………….. 3

    1. «Русский социализм» А.И. Герцена как основа народничества………… 5

    2.1. Либерально-революционное направление (пропагандистское)………. 7

    2.2. Социально-революционное направление (заговорщицкое или бланки-стское)………………………………………………………………………9

    2.3. Анархистское направление (бунтарское)………………………………. 10

    3. Народнические организации и их деятельность…………………………. 12

    Заключение……………………………………………………………………. 15

    Список литературы…………………………………………………………… 16

    Введение

    В конце 40-х — начале 50-х годов XIX в. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли, представителями которого являются В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллигенции — народничества.

    Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860-х — 1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.

    Народники рассматривали народ — крестьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию. Их главной целью был переход России к новому, справедливому строю — социализму, минуя капитализм.

    Складывается оригинальная теория «русского социализма». Основоположником ее был А.И. Герцен, который изложил ее основные идеи в работах, написанных им в 1849-1853 гг.: «Русский народ и социа-лизм», «Старый мир и Россия», «О развитии революционных идей в России» и др. Он исходил из идеи «самобытного» пути развития России, которая, минуя капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму.

    Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

    Возникнув в 1870-х гг., этот термин применяется относительно разных течений общественного движения. Так, в начале 1880-х гг., когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, словом «народники» иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздывания инстинктов толпы. Понятие «народничество» часто употреблялось как синоним демократизма и вообще интереса к простому народу.

    Цель данной работы: рассмотрение народничества 1870-х гг.

    Актуальность темы: социализм Герцена привлекает внимание истори-ков и в наши дни т.к. идея построения мира без насилия, общества равных прав и социальных гарантий актуальна и по сей день.

    Внимание!

    Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы №2049, цена оригинала 200 рублей. Оформлена в программе Microsoft Word.

    Оплата . Контакты.

    1. «Русский социализм» А.И. Герцена как основа народничества.

    Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном» пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х годов А. И. Герценым. Поражение революций 1848-1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (общинный) социализм» Герцена.

    «Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли - вот основной вопрос революции», писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей», народничества. Однако программа преобразований, выдвинутая Герценом и впоследствии воспринятая народниками, в реалии привела бы не к социализму, а соз-дала бы наиболее благоприятные, свободные от всяких крепостнических пут, условия для развития капитализма.

    Основными идейными принципами народничества являлись:

    — отрицание исторического значения капитализма и стремление не до-пустить его развитие в России;

    — стремление создать социалистическое общество, как систему общест-венных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;

    — лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;

    — идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к со-циализму;

    — представление о русском крестьянине как о человеке будущего, «со-циалисте по природе»;

    — критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.

    В рамках народнического движения существовало два основных течения — умеренное (либеральное) и радикального (революционное). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма.

    В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы — социализм, и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них. По степени радикализма в народничестве можно различить следующие направления:

    1. Либерально-революционное.

    2. Социально-революционное.

    3. Анархистское.

    2.1. Либерально-революционное направление (пропагандистское).

    Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860-1870-е было представлено Г.З.Елисеевым, Н.Н.Златовратским, Л.Е.Оболенским, Н.К. Михайловским, В.Г.Короленко, С.Н.Кривенко, С.Н.Южаковым, В.П.Воронцовым, Н.Ф.Даниэльсоном, В.В.Лесевичем, Г.И.Успенским, А.П.Щаповым.

    Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название «пропагандистского», а в постсоветской «умеренного») были П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский. Разработка контуров общества будущего наиболее полно представлена в социалистической теории П.Л. Лаврова. Свою теорию он изло¬жил в «Исторических письмах», опубликованных в 1868 — 1869 гг.; П.Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» — передовая часть интеллигенции. Поэ¬тому необходимо подготовить пропагандистов из образован¬ных «критически мыслящих» личностей, задачей которых является хождение в народ не с целью организации не¬медленного бунта, а для того, чтобы путем длительной про¬паганды социализма подгото¬вить крестьян к революции. Лавров говорил о необходи¬мости создания революцион¬ной организации, высказывал идею массовой партии, осно-ванной на началах демокра¬тического централизма. Боль¬шое внимание уделял Лавров нравственному облику рево¬люционера, считая, что чле¬ны партии должны быть пре¬даны идее, быть людьми кристальной чистоты. Лавров считал необходимой для пар¬тии полемику по принципиальным вопросам, отказ от всяких попыток создания культа непогрешимости. Его взгляды содержали следующие идеи:

    — интеллигенция смогла умственно развиться, т. к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;

    — народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции — длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бун-тарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений;

    — внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить со-циалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы;

    — для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;

    — после победы народа необходимо сохранение «государственного элемента», роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений;

    — социалистическое общество может развиваться только при обеспече-нии свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

    2.2. Социально-революционное направление (заговорщицкое или бланкистское).

    В советской историографии это направление именовалось «заговорщицким» или «бланкистским». Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества — П.Н.Ткачев и в определенной мере Н.А.Морозов. П.Н. Ткачев не верил в возможность осу¬ществления революции силами народа, возлагал свои надеж¬ды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что само¬державие не имеет классовой опоры в обществе. Поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. П.Н. Ткачев предполагал, что:

    — крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному по-строению социалистического общества;

    — поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, при-зыве к бунту;

    — самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии рус-ского общества. Оно «висит в воздухе»;

    — поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества;

    — для достижения поставленной цели необходимо использовать все средства, включая противозаконные и аморальные.

    Заговорщическая по¬литика привела к появлению в рядах народничества деяте¬лей типа С.Г. Нечаева. С.Г. Нечаев был организатором тайно¬го общества «Народная расправа», автором «Катехизиса ре¬волюционера», в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает средства. Нечаев в своей деятельности приме¬нял методы мистификации и провокации.

    В нечаевщине проявилось влияние люмпенского эле¬мента, порожденного распадом традиционных структур, которое привело к появлению руководителей политически уголовного типа. Нечаевщина была осуждена I Интернаци¬оналом и отвергнута русскими ре-волюционерами.

    2.3. Анархистское направление (бунтарское).

    Если П.Н. Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М.А.Бакунин и П.А. Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.

    Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда — наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

    Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве об-щества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автоно-мий, федераций.

    М.А. Бакунин считал, что:

    — главная несправедливость — социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство;

    — поэтому цель борьбы — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, — худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;

    — основное средство борьбы — революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту;

    — после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, сла-вянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

    В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых рево-люционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

    В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

    Было предпринято второе «хождение в народ» — для длительной агитации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г. В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции.

    3. Народнические организации и их деятельность.

    1. Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850- начале 1860-х гг. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П.Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским (1861 г.)

    2. «Земля и воля» (1861-1864 гг.) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, В.С. Курочкин, Н.И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г, когда должно было завершиться подписание уставных грамот. Для этого использовалась легальная и нелегальная пропаганда, издавались прокламации.

    В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самороспустилась.

    3. «Ишутинцы». В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

    4. «Народная расправа» была создана в конце 60-х гг. революцион-ным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.

    5. «Большое общество пропаганды» («чайковцы») существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы. В 1874 г. «чайковцы» участвовали в подготовке массовой акции — т.н. «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социа-листическом духе.

    6. «Земля и воля» (1876-1879). Организацией руководили М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, Л.А. Тихомиров. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым:

    — агитацию словом и делом;

    — акции по дезорганизации государства (т.е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее «вредных» представителей вла-сти);

    Землевольцы перешли от летучей агитации к оседлой пропаганде, стали создавать поселения народников в деревне. Но новое «хождение в народ» также не дало результатов и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы («деревенщиков»), объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию «Черный передел», и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора («политиков»), образовавших «Народную волю».

    7. Партию «Народная воля» (1879-1882 гг.) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др.

    Народовольцы ставили своей целью:

    — революционный захват власти;

    — созыв Учредительного собрания;

    — утверждение политических свобод;

    — построение, в перспективе, общинного социализма.

    Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а ор-ганизация, в итоге, была разгромлена полицией.

    8. «Черный передел» (1879-1882 гг.). Его руководители — Г.В. Плеха-нов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции — бунта при помощи пропаганды в деревне. В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, «чернопередельцы» во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — первую русскую социал-демократическую организацию.

    Заключение

    В данной работе мы рассмотрели идеологию народничества, основные направления и течения, народнические организации и их деятельность. Из чего делаем вывод, что целью народников было не свержение самодержавия, а объединение народа, сближение культур, борьба за равные права для всех слоев общества не зависимо от сословий.

    Общими взглядами для народников были:

    1. Понимание социалистического идеала применительно к России, идеала, который основывается на крестьянской общине;

    2. Критика капитализма, и признание капиталистического развития регрессом по отношению к России;

    3. Понимание социальной революции как революции крестьянской;

    4. Задачи уничтожения монархии и феодальных отношений.

    Расхождения между ними начинались тогда, когда они переходили к трактовке не только существа той революции, которая должна привести Россию к социализму, но и путей и средств её осуществления. Впервые в истории утопического социализма в России проблемы революции и социализма разрабатывались в единстве, всесторонне.

    Многие из народников стремились на собственным примере показать возможность создания нового типа культуры с особым отношением к труду, семье, науке, искусству, морали, религии. Они хотели личным участием изменить социальное развитие страны, облагородив его.

    Заслуга Герцена и народников состоит в том, что они боролись за освобождение народа русского от угнетения, за нежелание жить и работать в существовавших условиях, за установление лучшего будущего для России, которое они видели в социализме.

    Список литературы

    1. Антонов В. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности //Вопросы истории. — 1991. — №1.

    2. Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала 20 века. М., 2007. – С. 593.

    3. Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – М., 2002. – С.672.

    4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. – М., 1997. – С.1792.

    5. Кутьина Г., Мулукаев Р., Новицкая Т. История отечественного государства и права. Часть 2. – М., 2003. – С.544.

    6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. — М., 1997. 592с.

    7. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.- М., 1997. 544 с.

    Что мы знаем о народничестве? Возможно, нам следовало бы углубить знания? Прочитав эту статью, вы наверняка найдете для себя что-то новое.

    Приверженцы этого течения освобождали общественное сознание из-под диктата церкви, но сохраняли общекультурные христианские традиции. Идеология народничества сделала самодержавие невосприимчивым к разумным альтернативам государственного виделись властям бунтовщиками, поэтому царская власть находила для себя опору только в консервативном окружении, что, в конечном итоге, ускорило ее гибель.

    Направления и течения

    По степени радикализма различают:

    • консервативное течение;
    • либерально-революционное;
    • социально-революционное народничество;
    • анархистское.

    Консервативное крыло было связано со славянофилами (Страховым, Григорьевым). Его деятельность наименее изучена и представлена в основном творчеством сотрудников журнала "Неделя" П. Червинского и И. Каблица.

    Представители либерально-революционного (центристского) крыла 60-70-х годов 19 века: Елисеев (журнал "Современник"), Златовратский, Оболенский, Михайловский, Короленко (1868-1884, "Отечественные записи"), Кривенко, Южаков, Воронцов и другие. Ведущими его идеологами были Лавров и Михайловский.
    Сторонников социально-революционного направления народничества во главе с Ткачевым и в некоторой степени Морозовым не устраивала нацеленность на пропаганду и долгую подготовку к социальному взрыву. Их влекла идея ускорения, форсирования революции.

    Анархистское крыло оспаривало необходимость преобразований в рамках страны. Народники-анархисты Кропоткин и Бакунин скептически относились к власти, считая ее порабощающей и подавляющей свободу личности. Как оказалось, это течение скорее сыграло разрушительную роль, хотя имело в теоретическом плане ряд позитивных идей.

    Первые кружки и организации

    В 1856-1858 годах существовал пропагандистский кружок в Харьковском университете. В 1861 на смену ему в Москве пришло объединение под руководством П. Э. Агриропуло и П. Г. Заинчевского. Его члены единственным способом преобразования окружающей действительности считали революцию.

    "Земля и воля"

    Наиболее влиятельной тайной организацией Петербурга в 1861-1864 годах была "Земля и воля". Ее члены (Слепцов, Курочкин, Обручев, Утин, Рымаренко) мечтали об "условиях для революции". В программе этого общества фигурировала передача земли крестьянам (планировалась за выкуп), замена всех чиновников выборными лицами, снижение расходов на армию и царский двор. Однако эти положения так и не получили должной поддержки в народе, и в итоге организация самораспустилась, оставаясь даже не обнаруженной царскими охранительными службами.

    "Ишутинцы"

    Революционное общество Ишутина выросло из кружка, входящего в организацию "Земля и воля". Его целью было подготовить крестьянскую революцию посредством заговора интеллигентских групп. Стремясь воплотить в жизнь некоторые идеи Чернышевского по созданию мастерских и артелей, члены общества открыли в Москве бесплатную школу в 1865 году, переплетную и швейную мастерские, вели переговоры, касающиеся создания коммуны, с рабочими Людиновского железоделательного завода в Калужской губернии, основали ватную фабрику на началах ассоциации в 1865 году в Можайском уезде. "Ишутинцы" планировали побег Чернышевского с каторги, но их деятельность прервалась 4 апреля 1866 покушением Каракозова, одного из членов этого общества, на императора. По этому делу более 2000 народников попали под следствие, 36 были приговорены властью к разным мерам (Каракозов - повешен, Ишутин помещен в одиночную камеру в где впоследствии сошел с ума).

    "Народная расправа"

    Эта организация во главе с Нечаевым представляла радикальное движение народничества и была создана в 1869 году в Москве и Петербурге. Она насчитывала 77 человек. Ее целью также была подготовка "народной революции". Сергей Нечаев олицетворял в этой организации фанатизм, беспринципность, лживость и диктат. Против него открыто выступал П. Л. Лавров, который считал, что "никто не должен без крайней необходимости рисковать нравственной чистотой борьбы, и не должна пролиться ни одна лишняя капля крови". Нечаев же призывал к террору, провокациям. Он был уверен, что такие методы станут полезны для расшатывания режима, приблизят светлое будущее. Иванов, выступавший против Нечаева, позже был обвинен в предательстве и убит. Полиция раскрыла это уголовное преступление, и руководитель организации бежал за границу, но был найден, арестован и судим как уголовный преступник.

    Идеология эта не прошла бесследно, отразившись и на революционной мысли других государств. Так, в популистских движениях стран третьего мира на протяжении многих последующих лет встречалось народничество (век XX).