Обычная тема гунны кто они по национальности. Многоликие гунны




Осенью 376 года, народы, заселившие территории от Среднедунайской равнины до побережья Черного моря, вошли в движение. По восточным провинциям Римской империи поползли тревожные слухи о неких диких и жестоких варварах, которые едят сырое мясо, и уничтожают все на своем пути. Вскоре к римлянам явились посланцы от их вчерашних врагов остготов и вестготов, с просьбой поселиться на территории империи.

Главной причиной этого беспокойства были гуннские полчища, ворвавшиеся в Европу. Кто они и откуда пришли на тот момент не знал никто. Один из римских историков Аммиан Марцеллин полагал, что они родом с Меотийского болота, то есть с Азовского моря. Современные исследователи ассоциируют их с народом хунну, населявшим степи к северу от Китая, с 220 года до нашей эры по II век нашей. Это были первые племена, кто создал в Центральной Азии обширную кочевую империю. Впоследствии, часть их дошла до Европы, смешавшись по дороге с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, что образовало новый гуннский этнос.

Их нашествие считают одним из главных факторов, положивших начало великому переселению, точнее, второй его волне. На долгий путь, который привел к столь катастрофическим последствиям, их очевидно сподвигло оскудение пастбищ, что является постоянной проблемой кочевников и причиной их перманентного передвижения. Это же было причиной их постоянных конфликтов с Китаем, в результате чего была построена великая китайская стена. Однако в I веке до нашей эры, Китай воспользовался ослаблением Хуннской державы из-за междоусобиц, и нанес им сокрушительное поражение, которое подвело итог многовековым конфликтам.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги. После 360 года, возможно опять в связи с общим похолоданием, они перешли Волгу и продолжили свой путь на Запад, где разгромили аланов и остготов. Вот как описывал это Аммиан Марцеллин: «Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грейтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха - короля остроготов». Вслед за ними последовали готы, которые под натиском кочевников разделились на вестготов и остготов. Гунны прочно обосновались на территориях Северного Причерноморья, вплотную подойдя к римским границам.

Гунны – народ, ведущий кочевой образ жизни и происходящий от кочевых племен центральной Азии (Монголия, Северный Китай). Во второй половине четвертого века, племена гуннов стали катализатором великого переселения народов.

История: расцвет и падение

Впервые племена гуннов упоминаются в китайских источниках третьего века до нашей эры. Гунны также является первым кочевым народом, создавшим обширную империю, разделившуюся в начале первого века. Постоянные войны с Китаем и сокрушительное поражение заставило гуннов двинуться на запад.
Европейские источники впервые заговорили о гуннах во втором веке нашей эры, когда они появились у берегов Каспийского моря. Но расцвет нашествия гуннов припадает на четвертый век нашей эры. В конце четвертого века племена гуннов покоряют аланов (кочевые племена на Северном Кавказе). Следующим под ударом гуннов оказалось королевство остготов во главе с Гарманарихом. Остготам не удалось устоять под натиском, и королевство пало, сам Германарих покончил жизнь самоубийство, не в силе спасти свое королевство.
Узнав об угрозе гуннов, племена вестготов были вынуждены отступить к Фракии. В самом конце четвертого века гунны опустошили одну из римских провинций на территории Сирии и Каппадокии (Турция). Затем основная орда гуннов остановилась на территории Панонии (современная Хорватия, Венгрия). В начале пятого века гунны заключили союз с Западной Римской империей и помогали в войне против германских племен. В это же время племена гуннов постоянно совершают набеги на провинции Восточной Римской империи.
К началу пятого века гунны покорили уже большое количество племен и обложили их немалой данью, среди них были: сарматы, остготы, булгаре, гепиды и другие. Все они не только были обложены данью, но и были вынуждены участвовать на стороне гуннов в военных походах.
В 422 году гунны атакуют Восточную римскую империю (Фракию), и император Феодосий был вынужден платить гуннам дань в обмен на мир. В 445 году вождем гуннов становиться легендарный Аттила – человек, который во главе гуннов потрясет весь известный тогда мир.
Всего за два года орды гуннов захватили и разграбили около 60 городов на территории Балкан. Угроза гуннов все больше росла, и уже к 450 году они обложили данью Западную и Восточную Римские империи.
Переломным моментом в нашествии гуннов стала битва на Каталаунских полях в 451 году. Объединенное войско римлян и вестготов смогло одержать победу над ордами Аттилы. Остановить гуннов удалось только благодаря таланту Флавия Аэция. Этого римского полководца называют последним из римлян.
Флавий Аэций – великий римский военачальник, который имея в своем распоряжении небольшие отряды, отбивал атаки варваров на Западную Римскую империю несколько десятилетий. Вскоре после его убийства (императором Валентенианом) Рим был полностью разграблен, а уже через двадцать лет империя была разрушена. Флавий был лучшим генералом тех времен, и не странно, что именно он сумел остановить племена гуннов.
Проиграв Аэцию, гунны предприняли вторжение в Италию и разграбили ее, но были вынуждены отступить. Аттила умер в 453 году и его смертью воспользовались германские племена, разбившие их в битве при реке Недао. Гунны были вынуждены отступить в Причерноморские степи, дальнейшие попытки вторжения на империи им не удались.
Затем племена гуннов быстро растворились в среде кочевых племен востока, разбуженных великим переселением.

Религиозные верования гуннов

Все гунны были язычниками, и главным их божеством был Тенгри-Хан (бог грома и растений). Гунны обожествляли Солнце, огонь, воду, Луну, почитали дорогу. Сильно почитали священные деревья и приносили им в жертву лошадей. Человеческих жертвоприношений у них не было.
Гунны носили различные амулеты (из золота, серебра) в виде животных. У гуннов также были и служители культов: колдуны, шаманы, знахари, чародеи.
Во время похорон они устраивали турниры, бои на мечах, стрельбы с лука, скачки на конях. Родственники умерших в знак скорби наносили себе увечья с помощью кинжала.

Образ жизни гуннов и военное дело

Весь цивилизованный мир страшился гуннских племен и считал их воплощением варварства и страха. Никакое племя варваров не внушало такого страха в сердца римлян, как гунны. Эти племена никогда не занимались земледелием и вели кочевой способ жизни.
Римляне считали гуннов даже не людьми, а настоящими демонами. Римские историки пишут о них как о крепко сложенных воинах, с мощными руками и ногами, а их вид был действительно страшен, и порой их можно было принять за двуногих зверей.
Практически вся жизнь гуннов проходила в длительных походах, из-за этого они были вовсе не прихотливыми в пище и кулинарами их точно не следует называть. В походах они даже не употребляли вареную пищу. Не в походах еду варили в больших бронзовых котлах.
Римский историк Приск наводит интересные, но не подтвержденные больше никем сведенья. Он говорит, что гунны построили большой город из качественных бревен и досок. Также он говорит, что гунны были очень учтивым народом и всем своим гостям предлагали сначала вино, а затем и мед. При прибытии гостя они сразу вставали и наполняли его кубок.
В основе социальной организации гуннского общества была большая патриархальная семья. Приск говорит о том, что у них было многоженство. Известный европейских историк Энгельс говорит о том, что по форме государственного строя, империя гуннов представляла собой военную демократию.
Особого внимания заслуживает военное дело гуннов, так как все они были чрезвычайно воинственными и посвящали свою жизнь военных налетам и походам. В бою гунны сражались в конном строю, пехоты как таковой у них было. Только Аттила, осаждая римские города, сражался в пешем строю.
Основным оружием гуннов был короткий составной лук, и его помощью можно было вести стрельбу не только в пешем строю, но и сидя верхом на коне. Несмотря на свои малые габариты, гуннский составной лук имел очень высокую убойную силу, недооценивать ее было последней ошибкой врагов гуннов. Наконечники стрел были бронзовыми, костяными и железными.
Для устрашения к стрелам гунны прикрепляли шарики с просверленными отверстиями. При полете такие стрелы издавали сильный специфический свист. Многие античные военные, полководцы и историки называли гуннский составной лук одним из самых совершенных видов оружия этого периода.
Первым римским полководцем, ставшим использовать этот составной лук, стал известный Флавий Аэций. Этот новый вид вооружения помог ему долгое время отражать атаки варварских племен на протяжении нескольких десятилетий, а затем он разбил и гуннов под предводительством Аттилы.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод что гунны – это очень воинственное кочевое племя, пришедшее из Центральной Азии. Они стали катализатором великого переселения народов. С четвертого века нашей эры они стали представлять серьезную угрозу Римской империи. На пятый век приходиться расцвет империи гуннов. Став вождем, Аттила практически разрушил Римскую империи и содрогнул поступью своих воинов весь существующий мир. Его империя пала вскоре после его смерти, и гунны ассимилировались с другими кочевыми племенами.

Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Марк Твен

История гуннов, как народа, очень интересна, и для нас, славян, представляет интерес тем, что гунны, с большой долей вероятности, являются предками славян. В данной статье мы рассмотрим ряд исторических документов и древних писаний, которые достоверно подтверждают тот факт, что гунны и славяне это один народ.

Исследование происхождения славян крайне важно, поскольку веками нам преподносится история, в которой русские (славяне) до прихода Рюрика были слабыми, не образованными, без культуры и традиций. Некоторые ученые идут еще дальше и говорят о том, что славяне были настолько разобщены, что даже не могли самостоятельно управлять своими землями. Именно поэтому они призвали варяга Рюрика, который и заложил новую династию правителей Руси. В статье «Рюрик – славянский варяг» мы привели ряд неопровержимых фактов, говорящих о том, что варяги это есть русские. В данной же статье будет рассмотрена культура гуннов и их история, чтобы продемонстрировать широкой публике, что гунны были предками славян. Начнем разбираться в этой весьма запутанной ситуации…

Азиатская культура гуннов

История гуннов берет свое начало в 6 веке до нашей эры. Именно с этого времени мы и начнем наш рассказ. Для того, чтобы разобраться кем же на самом деле были гунны мы будем опираться на исторические труды Аммиана Мацеллинна (крупный древнеримский историк, который начал подробно описывать исторические процессы, начиная с 96 года до нашей эры, но есть в его трудах и отдельные главы, связанные с империей гуннов), древнекитайские летописи.

Впервые крупное исследование культуры гуннов было проведено французским историком Дегиньем, который высказал идею об азиатском происхождении гуннов. Вкратце эта теория заключается в том, что Дегинь увидел удивительно сходство слов «гунны» и «сюнны». Сюннами же назывался один из крупных народов, населявших территорию современного Китая. Такая теория, мягко говоря, является не состоятельной и говорит лишь о том, что рассматриваемые народы когда-то очень давно были единым целом или имели общих предков, но никак не о том, что гунны являются потомками сюннов.

Существует и другая теория происхождения славян, которая в корне опровергает мысли, которые высказал Дегинье. Речь идет о европейском происхождении. Именно эта история гуннов нас и интересует. Ее мы и будем рассматривать. Досконально изучить данную проблему в рамках одной статьи крайне тяжело, поэтому данный материал просто продемонстрирует неопровержимые доказательства того, что гунны были предками славян, а более детально народ гунны, и в частности история великого князя и война Атиллы, будет рассмотренная в других статьях.

Народ гунны в европейских источниках

Первое подробное и конкретное упоминание о гуннах в летописях датируется 376 годом до нашей эры. Этот год ознаменовался войной, которая вошла в историю под названием гото-гуннской войны. Если о племенах готов мы знаем достаточно и их происхождение не вызывает никаких вопросов, то племя гунны впервые было описано именно при этой войне. Следовательно, остановимся более подробно на противниках готов, чтобы понять, кем же они были. И тут есть очень любопытный факт. В войне 376 года до н.э. с готами воевали … русичи и болгары! Данная война подробно описана Аммианом Марцеллином, римским историком, и именно у него впервые мы обнаруживаем это понятие – гунны. А кого Марцеллин понимал под гуннами, мы уже поняли.

Уникальными и важными являются записи, которые сделал Приск Понтийский (византийский ученый-историк), во время своего пребывания у Атиллы, вождя гуннов, в 448 году. Вот как Понтийский описывает быт Атиллы и его окружения: «Город, в котором жил Атилла, представляет собой огромное селение, в котором располагались хоромы самого вождя Атиллы и его приближенных. Эти хоромы были сделаны из бревен, а украшались они башнями. Постройки внутри двора были сделаны из гладких досок, покрытых изумительной резьбой. Окружены хоромы были деревянной изгородью… Званых гостей, подданные Атиллы встречали с хлебом и солью». Мы четко видим, что древний историк Понтийский описывает быт, который в дальнейшем был присущ именно славянам. А упоминание о встречи гостей с хлебом и солью только усиливают это сходство.

Еще более убедительное и однозначное значение термина «гунн» мы видим у другого историка из византийского 10 века Константина Богрянородского, который описывал следующие: «Этот народ мы всегда называли хуннами, в то время как они себя называют руссами». Уличить во лжи Богрянородского тяжело, как минимум по тому, что гуннов он видел своими собственными глазами, когда в 941 году н.э. киевский князь Игорь со своим войском осаждал Царьград.

Такой перед нами предстает история гуннов согласно европейской версии.

Племена гуннов в Скандинавии

Ученые древнего мира из Скандинавии в своих трудах дают однозначную характеристику того, кто такие гунны. Этим термином скандинавы называли восточнославянские племена. При этом они никогда не разделяли понятия славяне и гунны, для них это был один народ. Но обо всем по порядку. Перед нами скандинавская версия, где однозначно определяются племена гуннов.

Шведские летописцы пишут о том, что территория, на которой проживали восточные славяне, с древних времен именовалась немецкими племенами, как «Хуланд», в то время, как скандинавы эту же территорию именовали землей хунов или Хунаханд. Восточных славян, которые населяли данную территорию, и скандинавы и немцы называли «Хуны». Этимологию слова «гунны» скандинавские ученые объясняют древними преданиями об амазонках, которые жили в землях между Дунаем и Доном. Этих амазонок скандинавы издревле называли «Хуна» (Гунна), что в переводе означает «женщина». Отсюда и пошло данное понятие, а также название земель, где эти народы проживали «Хуналанд» и название самой страны «Хунагард».

Олаф Далин, известный шведский ученый, писал в своих трудах: «Кунагард или Хунагард происходит от слова «хуна». Раньше эта страна нам была известна, как Ванланд, т.е. страна населенная ваннами (по-нашему венедами)». Другой скандинавский историк Олаф Верелий в своем рассказе писал: «Под гуннами наши предки (предки скандинавов) понимали восточных славян, которых в дальнейшем называли венедами».

Скандинавы довольно долго называли племена восточных славян гуннами. В частности скандинавский воевода Ярослава Мудрого Ярл Эймунд, называл страну русского князя страной гуннов. А немецкий ученый того времени, времени Ярослава Мудрого, именем Адам Бременский писал еще более точные сведения: «Датчане называют землю русских Остроградом или Восточной страной. Иначе они называют эту страну Хунагардом, по населявшему эти земли племени гуннов». Другой скандинавский историк Саксон Грамматик, живший в Дании с 1140 по 1208 год, в своих трудах неизменно называет русские земли Хунохардией, а самих славян - русичами или хуннами.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что народа гунны, как такового, в Европе не было, поскольку на этой территории проживали восточные славяне, которых другие племена так и называли. Напомним, что впервые данный термин был введен Марцеллином, который во многом в своих трудах опирался на рассказы готов, бежавших с востока на запада под давлением неизвестных им племен, которые сами готы стали называть гуннами.

ХУННЫ И ГУННЫ

Западную окраину Великой степи в то время населяли два народа: в Предкавказье жили аланы, на нижней Волге и Урале - угры. Лесостепную полосу Западной Сибири занимали сабиры, принадлежавшие к угро-самодийской группе, а Приаралье - хиониты, осколок древнего европеоидного слоя. Эти последние не были затронуты передвижением хуннов, которые, очевидно, прошли севернее; когда же сабиры проникли в Закавказье, то сходство их с хуннами было отмечено источниками. Но не они, а приуральские угры были тем народом, который приютил беглецов и дал им возможность вновь собраться с силами. Именно с угорских территорий начали хунны свой новый поход на запад, причем угорский элемент составлял их основную боевую силу, и нет оснований сомневаться в том, что оба народа смешались и слились в один новый народ - гуннов.

С 155 г., когда северные хунны оторвались от победоносных сяньбийцев на берегах Волги, до 350 г., когда гунны начали упорную борьбу с аланами, их история совершенно неизвестна.

Самый факт перехода хуннов на запад казался невероятным, так как действительно более чем странно, что целый народ бросился бежать в «никуда». Но если допустить, что хунны знали о культуре Запада и сознательно передвинулись в области, заведомо непригодные для жизни, то все сомнения в переселении их теряют силу. Предлагаемый парадоксальный тезис основан на анализе находок в кургане Ноин-ула, сделанном Г. И. Боровкой. Он отмечает среди найденных произведений искусства немало привозных вещей, а также фрагменты тканей, которые нужно признать греческими. Ткани, аналогичные по материалу, окраске, технике тканья и вышивке, изготовлялись в греческих колониях на берегу Черного моря для скифов и оттуда попадали к хуннам.

А, как известно, с вещами приходят нередко и сведения о тех странах, где они сделаны, и поэтому нет никаких оснований полагать, что хунны не знали, что ожидает их на западе. Наоборот, надо полагать, переход их был продуман и взвешен: отброшенные от границ Китая и Западного края, они должны были стремиться передвинуться к границе другой земледельческой культуры, так как изоляция обрекала их на нищету и гибель.

Пробиться сквозь толщу угров и аланов было очень трудно, и последствия этого сказались на изменении самого облика хуннов, ушедших на запад. За 200 лет с осколком хуннского народа произошли такие изменения, что долгое время ученые не решались отождествлять азиатских хуннов и европейских гуннов. Наконец этот вопрос был решен положительно, но осталась нерешенной проблема несходства тех и других.

С 350 г. гунны входят в сферу европейской медиевистики, но двухсотлетний процесс этногенеза столь интересен, что просто невозможно отмахнуться от рассмотрения его. Не имея никаких сведений по этому периоду, мы вынуждены применить метод интерполяции источников, т. е. сопоставить известные нам данные об азиатских хуннах с известиями европейских авторов IV в. - Аммиана Марцеллина и Иордана.

Аммиан Марцеллин помещает племя гуннов «за Мэотийскими болотами у Ледовитого океана», который, по его мнению, был очень недалеко, т. е. подтверждается локализация гуннов на средней и нижней Волге. Из антропологических черт он отмечает безбородость, считая, что она достигается искусственно, и коренастость: «Все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь страшным и чудовищным видом, что можно принять их за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов». Коренастость - признак монголоидных племен Евразии, свойственный более уграм, чем даже монголам. Очень знаменательно, что римский автор не упоминает о чисто монгольских чертах: скуластости, узких глазах. Эти черты не могли пройти незамеченными, если бы они имели место. Значит, дальневосточных монголоидов Аммиан Марцеллин не видел, а знал только хунно-угорских метисов.

Это соображение находит опору в лингвистических исследованиях. Наследниками гуннского языка принято считать чувашей. Б. А. Серебренников ставит вопрос о том, где следует искать истоки языка тюркских пришельцев на территорию Чувашии. Отмечая чувашско-монгольские и даже чувашско-тунгусские языковые связи, он приходит к следующему выводу:

«Один из тюркских языков, предок современного чувашского языка, находился, по-видимому, где-то в районе Байкальского озера, по соседству с какими-то монгольскими языками». Затем финно-угорские народы оказали влияние на язык тюрко-язычных пришельцев.

Согласно мнению Б. А. Серебренникова, носители того тюркского языка, который стал предком чувашского, «мощной волной переселения народов были оттеснены в Европу и обосновались на нижнем течении Волги». Впоследствии эта тюркоязычная общность распалась на два языка - булгарский и хазарский. Хазары остались на нижнем течении Волги, а булгары разделились на две части - одна из них проникла на юг, другая начала мигрировать по направлению к северу. Удивляет только предлагаемая автором гипотезы датировка - первая половина I тысячелетия до н. э. Описанная картина воспроизводит ситуацию первой половины I тысячелетия н. э., т. е. приход хуннов и их дальнейшую судьбу в Восточной Европе.

О факте расового смешения, в результате которого возникли гунны, сообщает Иордан. «По преданию древности, я узнал следующее об их происхождении. Филимер, король готов и сын Гандариха Великого, пятый в порядке лиц, управлявших королевством готов по удалении их с острова Скандзы [Скандинавии], и под предводительством которого его народ вступил в землю скифов, узнал, что среди его народа [вероятно, скифского народа; про свой народ Филимер должен был все знать с детства] водятся какие-то ведьмы, которых он сам называл, на своем родном языке, алиарумнами.

По его приказанию они были изгнаны и осуждены блуждать в степях, далеко от лагеря готов. Нечистые духи, увидев ведьм, скитавшихся в пустыне, сочетались с ними и породили этот варварский народ - гуннов».

В этом сообщении характерна деталь «нечистые духи», т. е. пришлые кочевники, мужчины, ищущие женщин среди местного населения. Такое направление метизации более вероятно, чем любое другое. Достаточно представить себе отступавшую с боями орду, которая наверняка теряла обозы, чтобы понять, что женщин хунны в достаточном количестве привезти с Тарбагатая не могли. А раз так, то вполне понятно, что угорский тип должен был торжествовать в их потомстве над крайне-монголоидным и европеоидным-диским. Это предположение устраняет все возражения, основанные на несходстве этнографических и антропологических признаков, и само по себе гораздо более соответствует политической ситуации в Срединной Азии II–III вв., которая восстановима благодаря сведению западных и восточных источников. Более того, высказанное предположение дает возможность установить, что различия в культуре и быте должны были возникнуть, и именно такие, какие отмечены источниками. Попробуем разобрать этот вопрос в деталях.

У хуннов было весьма упорядоченное кочевое скотоводство и родовое владение угодьями. Срубы в погребениях указывают на то, что на зимовках хунны строили себе избы. Ничего подобного нет у гуннов. Аммиан Марцеллин так описывает их быт: «Они никогда не прикрываются никакими строениями и питают к ним отвращение как к гробницам, отрешенным от обычного людского обихода. У них нельзя найти даже прикрытого тростником шалаша; кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить голод, холод и жажду; и на чужбине они не входят в жилище, за исключением разве крайней необходимости; у них даже не считается безопасным находиться под кровлей». Тут какое-то преувеличение. А как же живут гунны зимой? Но ниже есть ответ на наш вопрос. «Все они… кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто не может ответить на вопрос, где его родина: он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше».

Итак, на сцену выступает старинная хуннская кибитка, корабль, перевезший их полторы тысячи лет назад через Гоби. Вообще весь быт напоминает больше беглецов Шун-Вэя, чем упорядоченную державу Модэ. Пища упростилась до предела: «Они так дики, что не употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями трав и полусырым мясом всякого скота, которое кладут между своими бедрами и лошадиными спинами и скоро нагревают парением». А за 300 лет до того хунны любили лакомиться китайским печеньем. Одежда их теперь холщовая или сшита из шкурок лесных мышей, а в юебаньских курганах полно шелка и керамики. Земледелия гунны не знают совсем, как будто их предки не заводили пашен; железа у них мало, и они употребляют кость для наконечников копий. Но самое главное отличие гуннов от хуннов - утеря высоких форм организации и института наследственной власти: о серьезных делах «все советуются в обычном положении (т. е. верхом. - Л. Г.). Они не подчинены строгой власти царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадает на пути». Позднее институт наследственной власти у гуннов восстановился.

Трудно поверить, что этот народ - единоплеменники современных им юебаньских и ордосских хуннов, но это так. Военное поражение отбросило северных хуннов на 2000 лет назад, а метизация с уграми изменила и внешний вид их и психологический уклад. В новых тяжелых условиях жизни потерялась большая часть культурных достижений прошлого. Только военный строй был сохранен и дал на Западе столь же блестящие результаты, как и на Востоке.

Соседи гуннов - аланы - применяли, как юэчжи и парфяне, сарматскую тактику боя. Это были всадники в чешуйчатой или кольчужной броне с длинными копьями на цепочках, прикрепленных к конской шее, так что в удар вкладывалась вся сила движения коня. По данному вождем сигналу отряд таких всадников бросался в атаку и легко сокрушал пехоту, вооруженную слабыми античными луками.

Преимущества нового конного строя обеспечили сарматам победу над скифами, но хунны Модэ и Лаошаня и гунны вождя Баламира, в свою очередь, одерживали дважды полную победу над ними. Сарматской тактике удара гунны противопоставляли тактику совершенного изнурения противника. Они не принимали рукопашной схватки, но и не покидали поле боя, осыпая противника стрелами или ловя его издали арканами. При этом они не прекращали войны ни на минуту, «разнося смерть на широкое пространство». Тяжеловооруженный всадник, естественно, уставал быстрее легковооруженного и, не имея возможности достать его копьем, попадал в петлю аркана.

Иордан сообщает, что гунны «завоевали аланов, утомив их беспрерывной борьбой» (350–370 гг.). Очевидно, тем же путем добились хунны победы над юэчжами (208–161 гг. до н. э.).

Победив и присоединив к себе аланов, гунны стали во главе огромного племенного союза, в котором прямые потомки хуннов составляли незначительное меньшинство. В семидесятых годах IV в. они перешли Дон и победой над остготами открыли новый период истории, известный под названием «Великое переселение народов». Мы проследили судьбы хуннов от глубоких истоков зарождения народа до его преображения на новой земле. Обновление кровью доселе чуждых ему племен, переход на новые пространства и течение всеизменяющего времени закончили дело, начатое копьеносцами империи Хань и продолженное лихими наездниками Таншихая. Здесь мы вправе прервать повествование, так как вновь открытая страница относится уже к истории Европы.

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

автора Гумилев Лев Николаевич

ЖУНЫ И ХУННЫ События этого первого периода истории хуннов, как и второго (с 1200 по 214 г. до н. э.), не нашли достаточного отражения в китайской историографии. И понятно почему. Горные жуны были промежуточным звеном между степями и цивилизованным Китаем. Они держали в своих

Из книги История народа хунну автора Гумилев Лев Николаевич

ХУННЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ Кангюйский царь радушно принял Чжичжи, дав ему в жены свою дочь, а сам женился на дочери Чжичжи. Непонятно, почему 3 тыс. хуннов могли иметь такое значение для страны, которая могла выставить 120 тыс. всадников. Но тут мы, видимо, опять наталкиваемся на

Из книги История народа хунну автора Гумилев Лев Николаевич

ХУННЫ ПОД ПРОТЕКТОРАТОМ КИТАЯ Хуханье-шаньюй умер в 31 г. до н. э., оставив много детей. По завещанию он передал престол старшему сыну второй жены, с тем чтобы ему наследовал младший брат. Это распоряжение в последующие годы приобрело силу закона.Наследник принял титул

Из книги История народа хунну автора Гумилев Лев Николаевич

ХУННЫ И ГУННЫ Западную окраину Великой степи в то время населяли два народа: в Предкавказье жили аланы, на нижней Волге и Урале - угры. Лесостепную полосу Западной Сибири занимали сабиры, принадлежавшие к угро-самодийской группе, а Приаралье - хиониты, осколок

автора Гумилев Лев Николаевич

21. Хунны разных сортов Хунны в I в. н. э. находились в акматической фазе этногенеза. Их историческая фаза подъема началась в 209 г. до н. э., но, видимо, ей предшествовал скрытый (латентный) период, который у византийцев занял около 250 лет, а у других этносов тонет в легендах и

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

55. Последние хунны После гибели Уйгурского ханства судьба восточных степняков была предрешена. Эпоха каганатов, обеспечивавших не только политическую независимость, но и право на жизнь, окончилась. Темный век принес в восточные кочевья беззащитность и гибель. Правда,

Из книги Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации автора Гумилев Лев Николаевич

Хунны в Азии и Европе Преамбула Посредствующим звеном между гуманитарным источниковедением и исторической географией является учение об этногенезе: возникновениях и исчезновениях этносов, процессах, протекающих в тех или иных пространственных регионах в

автора Гумилев Лев Николаевич

ВОСТОЧНЫЕ ХУННЫ В предыдущей книге мы довели историю Великой степи до начала III века, когда закончился поединок между соперничавшими степными народами - хуннами и сяньбийцами. Сяньбийцы победили, но уже к 235 г. их держава развалилась на части. Хунны были побеждены и

Из книги Хунну в Китае [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

ХУННЫ ПРОТИВ ТАБГАЧЕЙ Усиление табгачского ханства грозило равно и хуннам князя Лю Вэйчэня, и жужаням хана Вэньгэди, лишившимся мощной поддержки тангутов. Поэтому оба эти государя постарались заключить союз с Яо Сином, который не мог не поддержать противников

Из книги Князья Рос: Арийская кровь автора Пензев Константин Александрович

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

А) Гунны Было бы неверным полагать, что гунны, даже сыграв решающую роль в начале великой миграционной волны конца IV в., при первом же появлении предстали в качестве непременных и непримиримых врагов Рима. Первый тревожный сигнал, грянувший в 375 г. - нападение на

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

15. ГУННЫ Этот кочевой народ пришел в Европу из Внутренней Азии, после того, как китайцы, с которыми до тех пор воевали гунны, сумели их разгромить. Гунны (хунну) продвигались на запад, смешиваясь с другими кочевыми племенами. В 375 г. они разбили аустроготов, дав толчок к

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Хунны – главный противник империи Хань Китай провозгласил политику, от которой с тех пор не отступал: речь идет о гибком сочетании политических и военных действий. Будучи прирожденными мастерами интриг, жертвой которых нередко становились тюрки, китайцы непрестанно

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Кто такие гунны? откуда они взялись. и предками каких народов они являются?

  1. Венгры, румыны, югославы! Покорили древний Рим.
  2. казахи они! казахи!
  3. Блин время уже дофига прошло с записи, но скажу ни один из ответов не является верным. Гунны это предки могнголов
  4. Славяне низшая каста людей и даже на сегодняшний день.
    То, что в соседстве со Скифами, Сарматами и Аланами нашли людей со славянской ДНК значит лишь то, что они были зависимыми рабами тех народов.
    В истории славяне нигде не локализуются, как мощное государство... Напротив, над славянами очень легко одерживают победы народы - захватчики.
    Скифы, Сарматы, Аланы - это народы северного Кавказа.
    Когда они там обитали, славяне все еще под землей жили и с деревьев не слезали.
    Но нельзя и отрицать тот факт, что среди этих же племен обитали и тюркоязычные племена.
    К правящим кастам вроде Скифских Авхатов они отношения не имели конечно же, но вс же находились в составе этих народов.
  5. Гунны - народ, образовавшийся во II-IV вв. путем смешения тюркоязычных хунну и угорских племен Приуралья и Приволжья.

    Племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки) , вторгшаяся в 70-х годах 4 в. н. э. в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая. В китайских источниках упоминается как народ хунну или сюнну. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина 5 в.) . Центр гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем - венгры. В состав гуннской монархии в середине 5 в. входило, помимо собственно гуннских (алтайских) племен, множество других, и том числе германцев, алан, славян.

  6. могли восстановить п

    ароль, если утратите доступ к своей странице.

  7. Гунны (хунну) - воинственные кочевые племена, обитавшии на территории от Тихого Океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья. Они предки казахов))) .
    Первые упоминания о гуннах встречаются в китайскиъ источниках в 3м в. до н. э. Вот
  8. Это немцы-новая история. За 8 класс.
  9. о-о-о.. . это очень важный и великий народ. да!
  10. Кочевой народ Центральной Азии, обитавший первоначально к северу и западу от реки Хуанхэ. И создавший в 3-2вв до н. э. на территории Манголии и Южного Прибайкалья военно-племенной союз.
  11. Открыто самое северное на сегодняшний день городище скифов и поселение славян 5 века. Также здесь сохранились памятники археологии эпохи "бронзы". В селе Мухино Задонского района ранее было обнаружено захоронение гуннской девушки. Таких могильников в Европе единицы, отметил Рязанцев.
    Экспедиция продлится до середины августа.
    Гунны - азиатский народ, в семидесятых годах IV в. появившийся в Европе и вызвавший великое переселение народов. После смерти Аттилы в V в. исчезает имя гуннского царства. Есть предположение, что гунны - финны или славяне. Однако, в описаниях Аммиана Марцеллина и Иорнанда у гуннов внешность была совершенно монгольская.
    Источник - NEWSru.com
  12. жили раньше где немцы...
  13. Усуни: хозяйство, культура, отношения с сопредельными странами.
    У усуней были рыжие волосы и голубые глаза. Царь усуней носил титул "кунбаг"
    (князь над племенами). Власть кунбага была наследственной. В своей
    деятельности он опирался на совет старейшин. Основой хозяйства усуней было
    полукочевое скотоводство, а главным богатством - лошади. Со второй половины
    II в. до н. э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань.
    Заключаются неоднократные династические браки усуньских кунбагов с
    принцессами империи Хань и державы гуннов. Образовалось два постоянно
    соперничающие между собой ветви в династии кунбагов: "ханьскую", "гуннскую".
    В 70-х годах I в. до н. э. - гунны, обеспокоенные возвышением усуней
    предприняли несколько удачных рейдов крупных отрядов конницы на восточные
    границы усуньских владений. Тогда усуни заключили с империей Хань договор о
    совместных военных действиях против гуннов и в 71 году до н. э. усуни нанесли
    гуннам сокрушительный удар.
  14. Первоначально, соседи китайцев, монголоидный народ алтайской языковой семьи (определить, тюрки, монголы либо же тунгусо-маньчжуры увы, невозможно) . В силу определенных процессов, скорее всего, планомерной политики вытеснения воинственных кочевников с соедних территорий обьединенного Цинь Ши-хуаном Китая, дали толчок историческому феномену, известному как "Великое переселение народов". Дальше - просто читайте историю))) Прямых потомков они не оставили, но достаточно посмотреть на территорию продвижения гуннов, от Алтая до Пиренеев, чтобы представить себе, в жилах представителей скольки этносов течет доля азиатской крови. Центральная Европа, безусловно, рулит, но и Западной досталось не меньше, набеги - это не только грабежи, угон в рабство и убийства. Это еще и изнасилования)))))))))))))
  15. ну припрлись они из Азии (точно никто не знает) . Долго трахали Европу. Наибольший расцвет произошл при их царе Аттиле. В основном вели кочевой образ жизни. Постепенно были вытесненны славянами. Турки, предположительно, считаются родственным племенем.
  16. Гунны - это народ славяне-русы, только назван так иностранцами. Сарматы, скифы, готы, половцы (полова - рубленная солома - цвет волос половцев) и т. д. - вс славяне-русы.
    Рус - родовой уклад славян. Русь - родовое устройство страны.
  17. 1.ГУННЫ - кочевой народ, сложился во II-IV веках в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70-х годов IV в.) дало толчок так называемому Великому переселению народов. Подчинив ряд германских и других племен, возглавили мощный союз племен, предпринимавший опустошительные походы во многие страны, подошли к Константинополю и Риму.

    В 375 гунны разгромили остготский союз племен и захватили Паннонию (377). В конце IV - начале V веков гунны не представляли серьезной опасности для римлян, которые охотно вербовали гуннские отряды для достижения своих военно-политических целей.

    Наибольшего могущества гунны достигли при Аттиле (433-453 годы) . Продвижение гуннов на запад было остановлено их разгромом на Каталаунских полях (июнь 451г.) объединенными силами римлян, франков и вестготов, бургундов, саксов. Это была одна из крупнейших и кровопролитнейших битв в истории человечества. Готский историк Иордан утверждает, что потери с обеих сторон составили 165 тысяч человек. Существуют сведения, что количество убитых доходило до 300 тысяч (!) человек. После смерти Аттилы (453г.) обширное и непрочное государственное образование гуннов распалось.
    ссылка заблокирована по решению администрации проекта

    "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона"
    Гунны азиатский народ, который под предводительством Баламира, после победы над аланами, соединившись с ними, перешел через Дон (375), разгромил Готское королевство Германриха и таким путем вступил в историю Запада. Г. разделялись на многие независимые племена и заселяли первоначально обширные равнины между Волгой и Дунаем. Позже центром их владений сделалась долина Тиссы. В 395 г. гунны предприняли набег на Азию и прошли от Кавказа до Сирии. В Европе первою подверглась их опустошению Фракия, откуда толпы Г. , под предводительством Ульдина, достигали окрестностей Константинополя. Время правления Аттилы (433 454) представляет блестящий период гуннского могущества. Под скипетром Аттилы соединились не только венгерские племена, но и акациры, предки хозар, многие славянские и германские племена. После смерти Аттилы началась вражда между его сыновьями. Подвластные народы вернули себе свободу, первыми гепиды, в борьбы с которыми погиб Эллак, сын Аттилы. Местность по Дунаю и Тиссе была очищена от Г. , перекочевавших обратно за Прут и Днепр, где они снова разделились на мелкие княжества. Один из князей, Динцик или Денгицих, сын Аттилы, погиб в 468 г. в борьбе с остготами, после чего исчезает имя Гуннского царства. В войске Нарзеса, действовавшем против остготов, появляются гуннские орды на службе у римлян. Самый народ встречается еще под именем кутургуров или кутригуров на 3 и ургуров или утригуров на В от Дона; первые своими набегами наводили страх в VI в. на восточную Римскую империю. Этот народ, по-видимому, тождествен с болгарами, которые после ухода остготов утвердились в Римской империи и с течением времени ославянились. Относительно национальности Г. существуют различные взгляды. Одни считают их за Hjongnu китайских авторов, т. е. за народ происхождения монгольского; другие признают их финнами, предками мадьяр. Предание, считающее Г. прямыми предшественниками мадьяр, вероятно, возникло впервые в XII веке, под влиянием немецких героических сказаний, особенно Нибелунгов. Ср. Neumann, Die Volker des sudl. Russlana (Лпц. , 1847); Cassel, Magyar Altertumer (Б. , 1848); A. Thierry, Histoire dAttila et de ses successeurs (4 изд. , П. , 1874).

  18. Германцы
  19. да те же монголы... много раньше племен было, пока Чингисхан их не объединил...
  20. племя, появившееся во время великого переселения народов, причм начали этот процесс тоже они, первыми кто о них упоминает - китайские хроники, а являются они предками славян