Кто автор сказки добрыня никитич. Биография русского богатыря-змееборца Добрыни Никитича: прототип, судьбы и описание героя




(жена)

Былинные сюжеты

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем

15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем , но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)

23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

24. Дунай Иванович - сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Характер и прототип

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» - то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий» .

Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.

В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня . Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, - его роль как змееборца и свата . В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области , о чём свидетельствует новгородское предание о змияке .

Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде - не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос , когда он вошёл в репертуар скоморохов .

Былина о Марине - переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке . Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это - песнь о добром молодце и реке Смородине . Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае .

История исследований

Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются В. Ф. Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса» . Указав на сходство между Добрыней и змееборцами русских духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном , автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига - распространения христианства, - так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым насильственным крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи , и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки - Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны , спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват» . Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе .

Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура - золотые рога представил профессор Николай Сумцов . Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета - стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины - сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией .

Образ в культуре

Объекты, названные в честь Добрыни

  • Добрыня Никитич - остров архипелага Норденшельда .
  • Добрыня Никитич - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды .
  • «Добрыня Никитич» - российский ледокол британской постройки.
  • Портовый ледокол типа «Добрыня Никитич» - проект советских кораблей.
  • «Добрыня Никитич» - прежнее название речного пассажирского теплохода «Прикамье», относящегося к типу «Родина» .

Музыка

  • В 1818 году композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини написали оперу «Добрыня Никитич, или Страшный замок».
  • Персонаж оперы-фарса А. П. Бородина «Богатыри».
  • Персонаж оперы Александра Серова «Рогнеда»
  • В 1901 году композитор Александр Гречанинов написал оперу «Добрыня Никитич».

Изобразительное искусство

  • Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича , ныне Дом учёных в Санкт-Петербурге .
  • 1898 - «Богатыри » (автор Виктор Васнецов).
  • 1918 - «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (автор Виктор Васнецов).
  • 1941 - «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну» (автор Иван Билибин).
  • 1974 - «Битва Добрыни Никитича со Змеем» (автор Константин Васильев).
  • 1976 - «Добрыня и Змей» (серия иллюстраций, автор Иван Архипов).
  • 2002 - «Добрыня Никитич» (автор Станислав Москвитин).
  • 2017 - «Добрыня Никитич» (серия иллюстраций, автор Степан Гилев).

Фильмы

  • 1956 - «Илья Муромец режиссёр Александр Птушко , в роли Добрыни Георгий Дёмин.
  • 2005 - «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко », где Добрыню сыграл Леонид Куравлев .
  • 2010 году вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве», где Добрыню сыграл Андрей Бронников.
  • 2011 году в прокат вышел фильм «Реальная сказка », где Добрыню сыграл Павел Климов.
  • 2014 году, 28 июня состоялась премьера документального телесериала «Земля Героев» в которой рассказывалось о Добрыне.
  • 2017 году вышел фильм «Последний богатырь », где роль Добрыни Никитича исполнил Евгений Дятлов .
  • 2017 году вышел украинский приключенческий фильм-фэнтези «Сторожевая застава », где роль Добрыни Никитича исполнил Александр Комаров.

Мультфильмы

  • 1965 - на студии «Союзмультфильм » был создан мультипликационный фильм «Добрыня Никитич ».
  • 2006 - «Добрыня Никитич и Змей Горыныч » (режиссёр Илья Максимов , Добрыню озвучивает Валерий Соловьев).
  • 2006 - «Князь Владимир» (режиссёр Юрий Кулаков , Добрыню озвучивает Дмитрий Назаров).
  • 2010 - «Три богатыря и Шамаханская царица » (режиссёр Сергей Глезин, Добрыню озвучивает

Добрыней Никитичем звали и реального человека, и былинного героя.

Настоящий Добрыня Никитич, ставший прообразом былинного богатыря, был воеводой великого князя Киевского Владимира Красное Солнышко. По некоторым историческим документам, он участвовал в походе князя Владимира на Волжско-Камскую Булгарию в 985 году. Затем Добрыня Никитич правил в Новгороде как посадник князя и насильно крестил новгородцев.

У былинного богатыря Добрыни Никитича биография гораздо поэтичнее. В былинах его называют сыном именитого рязанского боярина Никиты, который рано умер. Воспитывала Добрынюшку мать, Мамелфа Тимофеевна. Она сумела вырастить хорошего сына. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и пригож, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет людям на радость, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Все любили милого Добрынюшку.

Добрыня ещё в детстве выучился владеть оружием, он мастерски стрелял из лука, мог одним нырком переплыть бурную реку. А в двенадцать лет почувствовал Добрыня в себе силу богатырскую.

Стал молоденький Добрынюшко Микитинец
На добром коне в чисто поле поезживать,
Стал он малых змеёнышей потаптывать.

Так былинный певец рассказывал, что в глубине России, в Рязани, подрастает богатырь, которому суждено избавить родную землю от злых недругов.

И вот попрощался Добрыня с матерью, оседлал коня и поехал в чистое поле искать удалых молодецких подвигов. Былина рассказывает, как на охоте с ним происходит первое богатырское приключение – встреча со Змеем Горынычем.

Добрыня Никитич, как и Илья Муромец, и Алёша Попович, – сильный и могучий богатырь. Он отважный и непобедимый защитник земли Русской. Но у этого богатыря есть и свои, только ему присущие черты. Добрыня образован и вежлив, он знает, как в палату войти, как кого приветствовать, как вести себя за столом. "Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти",   – говорится в древней былине. Его зовут, когда необходимо уладить какое-то деликатное дело или примирить ссорящихся. Славный и могучий богатырь Добрыня Никитич незаменим в переговорах с иноземцами – он всегда достойно выступает от имени всей Руси.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич – победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.

В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.

Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки предполагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.

А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, – это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.

Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него – огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.

Молод и доверчив Добрыня Никитич – поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово. Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.

И снова вступил богатырь в битву со Змеем Горынычем не на жизнь, а на смерть. Три дня не прекращалась эта битва. Отрубает Добрыня змею одну голову, а на её месте вырастают три новые головы. Отчаялся Добрыня, обратился с горячей мольбой: "Помоги мне, Господи!" – и услышал голос с небес:

– Продержись, богатырь, ещё немного – и поборешь силу нечистую!

Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.

Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь спасает множество русских людей – он совершает высокий героический подвиг во имя земли Русской.

Славный богатырь Алёша Попович и Тугарин Змеевич

Алёша Попович известен в русских былинах тем, что он часто побеждал врагов не силой, а хитростью. Об этом богатыре сложено гораздо меньше былин, чем об Илье Муромце и Добрыне Никитиче. Зато ему древнерусские сказители посвятили множество духовных стихов.

У Алёши Поповича было два прототипа. Первый из них, Александр Попович, служил великому князю Владимиру Мономаху. За ним числилось много славных подвигов. Второй прототип – тоже Александр Попович – был героем известной битвы с монголо-татарами в 1223 году на реке Калке и погиб там с другими воинами за любимую Русь.

Самый древний русский былинный сюжет сохранился в сказании "Алёша Попович и Тугарин Змеевич".

Само имя змея Тугарина означало горе, печаль и обиду. Былинный Тугарин – обидчик и злой угнетатель. Но и у него есть исторический прототип – это половецкий хан Тугоркан.

Рассказывается в былине, как поехал однажды Алёша Попович в стольный град Киев и взял с собой названого брата своего – доброго молодца Екима Ивановича. Прибыли они на княжеский двор. Владимир Красное Солнышко их встречает, на пир приглашает.

Сидит Алёша Попович за дубовым столом, а двенадцать могучих богатырей на золотой доске вносят Тугарина Змеевича и сажают его на почётное место   – рядом с княгиней Апраксой. Начали разносить кушанья сахарные. Видит Алёша Попович, что Тугарин ведёт себя за столом неучтиво: хлеб по целой ковриге проглатывает, чашу мёда в полтора ведра за раз выпивает, над князем насмехается – целует княгиню Апраксу в сахарные уста.

Разозлился богатырь. Три раза Алёша Попович бросал вызов нахалу. Каждый раз чернел от обиды и злости Тугарин, а потом метнул в Алёшу булатный кинжал – принял вызов богатыря. Побился Алёша Попович об заклад на свою буйную голову, что одолеет Тугарина.

В чистом поле, на Сафат-реке, назначили они поединок. Всю ночь не спал Алёша Попович – молился Богу, чтобы пошёл дождь и размокли крылья Тугарина.

Прилетел утром Тугарин. Хотел на шатёр богатыря сверху броситься, чтобы убить Алёшу Поповича. Но полил дождь с градом, размочил Тугарину крылья. Пришлось ему спуститься на землю. А на земле Алёша Попович победил его не силой, а хитростью – заставил он змея оглянуться. Оглянулся Тугарин назад, а Алёше только того и надобно. Взмахнул острой саблей и отсёк ему голову! Привёз богатырь тугаринскую голову в Киев-град на княжеский двор. Устроил князь Владимир большой пир в честь победы над Тугариным.

Умение Алёши Поповича обхитрить врага подчёркивается во всех былинах. Сметливость, лукавство, ум – самые главные и яркие черты этого богатыря.

Что рассказала древняя былина о новгородском купце Садко

Жил-поживал в Великом Новгороде юноша по имени Садко. Не было у него ни теремов белокаменных, ни лавок с дорогими товарами, ни кораблей белопарусных. Одно богатство у Садко – гусли звонкие да голос дивный.

Вот однажды сидел Садко на берегу Ильмень-озера, играл на своих гусельках яровчатых и пел печальную песню. Его голос был так прекрасен, что замолкли в округе птицы – устыдились своего пения, и даже деревья замерли – застеснялись своего шелеста.

И тут в озере вода заволновалась. Расступились волны, и вышел из них царь морской. Ему так понравилось пение Садко, что очень захотелось чем-нибудь наградить доброго молодца. И тогда морской царь велел Садко идти к богатым купцам и поспорить с ними на всё их богатство, что живёт в Ильмень-озере чудо-рыба с золотым пером. Обещал морской царь закинуть в рыбацкие сети эту удивительную рыбу.

Пошёл Садко на городскую площадь, стал рассказывать купцам про чудо-рыбу. Заключили они уговор: если выловит Садко волшебную рыбу, отдадут ему купцы свои лавки с дорогими товарами. Закинул Садко невод в озеро и вытащил чудо-рыбу с золотым пером. Пришлось купцам отдать обещанное. Так стал Садко богатым купцом, поселился в палатах белокаменных. Теперь у него было всё: и дорогая одежда, и богатые товары, и быстрые корабли.

Молодецкая удаль издревле ценилась на Руси. Богатыри славились силой и отвагой, их мужество вселяло веру в то, что зло будет наказано. Легенды об их жизни передавались из уст в уста, обрастая новыми деталями.

Со временем стерлась грань между вымыслом и правдой. Современным историкам остается только спорить о реальности существования этих героев, строить догадки, кто же стал их прототипом. Одно понятно, что в старых сказках, есть доля правды.

Илья Муромец

Илья Муромец – древнерусский богатырь, один из главных героев былинных сказаний. Его можно назвать воплощением мужества, отваги и преданности. Вопрос о том, вымышленным ли является этот персонаж – предмет споров многих ученых. Одни исследователи считают, что богатырь – реальная историческая личность (прототипом считают Илию Печерского), другие историки опровергают эту гипотезу, в связи с отсутствием каких-либо летописных упоминаний о герое-воине Ильи Муромце.


Где родился Илья Муромец?

Считается, что Илья Муромец родился во второй половине 12-го века неподалеку от города Мурома, в селе Карачарово.

Известно, что до 30 лет богатырь не мог ходить. Ученые проведя исследование мощей святого Ильи Печерского, обнаружили искривление позвоночника, которое могло стать причиной паралича. В сказаниях есть две версии излечения. По одной из них богатырю помогли калики перехожие, которые могли быть знахарями, по другой - исцеление связывают с божественной благодатью. Рост былинного богатыря был всего 177 см, для своего времени это был очень высокий человек.


Богатырь принимал участие во многих битвах. У Ильи Муромца было прозвище - Илья «Чоботок» (сапожок). Это связывают с тем, что однажды на него напали, когда он обувался. Богатырю пришлось отбиваться тем, что было под руками, то есть сапогами.


В конце жизни Илья Муромец стал монахом, но погиб, защищая обитель, с мечем в руках в возрасте от 40 до 55 лет. Ученые обнаружили множество колотых ран. Мощи Святого Ильи Муромца покоятся в Пещерах Киево-Печерской лавры, их часть (средний палец левой руки) был перенесен в Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром. Ежедневно в храмы поклониться святому приходят десятки людей.

Земля героев. Илья Муромец

Когда родился Илья Муромец?

1 января (19 января по старому стилю) на Руси чтят память былинного богатыря Ильи Муромца. По традиции, в этот день наши предки кланялись родной земле, вспоминали святого и ставили свечи за упокой тех, кто погиб защищая свою страну.


Добрыня Никитич

Добрыня Никитич – один из богатырей русского народного эпоса, который, предположительно, служил при князе Владимире. В былинах Добрыня Никитич предстает перед нами храбрым и ловким воином, умным дипломатом, человеком, не лишенным музыкального таланта. Богатырь обладал нереальной физической силой и безграничным мужеством. Кроме этого, согласно преданию, Добрыня знал 12 языков и умел разговаривать с птицами. Знаменитым противником героя был Змей Горыныч.

Земля героев. Добрыня Никитич

Где родился Добрыня Никитич?

Родиной былинного богатыря признана Рязань. По преданию, Добрыня Никитич - дядя князя Владимира Красного Солнышка. Прототипом персонажа считают воеводу Добрыню, служившего при князе.


Алеша Попович

Алеша Попович – собирательный образ русского героя-богатыря, который присутствует во многих народных сказках. Согласно легендам, Алеша Попович не отличался особой физической силой и искусным владением оружием. Младший из богатырей славился своим умением грамотно обыгрывать жизненные ситуации, хитрить и выходить «сухим из воды». Самым главным подвигом стала победа над богатырем Тугариным.

Добрыня Никитич – один из былинных богатырей. Он по праву считается вторым после Ильи Муромца. Жил он в то же время (при князе Владимире). Если верить былинам, то он долгое время служил при дворе. Он выполнял указания князя, поручения. Добрыня был близок к Владимиру и его семье. По характеру богатырь изображается очень смелым, храбрым и сговорчивым. Кроме того, он был достаточно умным, образованным, умелым. Также русский богатырь Добрыня Никитич владеет многими ремеслами и способностями: стрельба, плавание, пение, игра на гуслях.

Женой Добрыни Никитича была дочь Микулы Селяновича – Настя. А отец его был воеводой.

Добрыня упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но лишь в шести из них он – главный герой. Каков же нрав у богатыря? Во-первых, он мужественный, силен физически. Во-вторых, он вежлив, учтив и дипломатичен. Фраза «сила есть – ума не надо» точно не про него.

Богатырь Добрыня Никитич: биография

Биография богатыря Добрыни Никитича частично описана в летописях. «Повесть временных лет» Нестора гласит, что Добрыня является братом Малуши. Последняя была приближенной княгини Ольги. Малуша имела связи со Святославом (сыном Ольги) и родила от него Владимира Красное Солнышко. Отца Добрыни, согласно летописи, звали Малко. И отчество у него звучит иногда как Малкович. Однако в былинах он представлен только как Добрыня Никитич.

Иногда Добрыню называют боярином. Это упоминается и в летописях из-за большой близости его к князю. Он также участвовал в разделе земель между сынами Святослава в 970 году. Во время Крещения Руси Добрыня помогает князю Владимиру, особенно в Новгороде. Есть данные, что язычники даже решили мстить богатырю, ограбив его двор. Но в итоге им самим пришлось просить мира.

До конца жизни князя богатырь верно ему помогал: и по личным вопросам, и по военным. Умер богатырь Добрыня Никитич в битве под Калкой. Похоронили его на кургане, который сегодня именуют Добрыниным.

Три богатыря-правда или вымысел?

Каждый еще со школьной скамьи помнит знаменитых былинных богатырей, но далеко не все знают, что каждый из них имел реальных прототипов. Вторым по старшинству в самой знаменитой богатырской тройке считался, которого чаще всего описывают, как змееборца на службе у киевского князя Владимира. Он был женат на девушке-воине, Настасье Микуличне, дочке еще одного известного персонажа русских сказаний, а история его «сватанья» и женитьбы стала легендарной. Так кто такой Добрыня Никитич и как именно сложилась его судьба, по крайней мере, какой она видится нам через призму прошедших столетий.

Биография Добрыни Никитича: где родился, там и сгодился

Он был отважным и умелым воином, но при этом всегда мог согласиться на компромисс, когда это было возможно, а также отличился разносторонностью своих интересов и умений. Добрыня умел плавать и пахать, ловить рыбу и плести для этого неводы, в праздники он играл на гуслях и пел красивым глубоким голосом, мог поспать в цель из лука с большого расстояния. В общем, талантами он точно обделен не был, а главное, что отличает его от остальных персонажей – умение договариваться и находить действительно выгодные для всех решения, вместо того, чтобы сразу же идти на «лобовое столкновение». Считается, что русский богатырь Добрыня Никитич жил при киевском князе Владимире и даже находился у него на службе, в качестве дружинника.

Если судить из летописей, то про богатыря Добрыню Никитича можно говорить, как про исторического, причем вполне реального, персонажа. Иногда его самого в рассказах величают княжеским титулом, а порой зовут племянником великого князя Владимира Красна Солнышка. Это наталкивает на мысли о том, что он принадлежал к числу членов княжеского семейства. По всей видимости, речь идет о настоящем дяде великого князя, брате его матушки Малуши, воеводе Добрыне, сыне Малка Любечанина Мстислава Лютого Свенельдича.

Краткая характеристика русского былинного богатыря

Разбираясь, чем известен русский богатырь Добрыня Никитич, не помешает выяснить, что годы его, наполненной подвигами и свершениями, жизни попадают как раз на середину и конец десятого века. Считается, что изначально Добрыня был воспитателем, наставником Владимира, приставлен был к молодому княжичу, в качестве учителя и главного помощника, а кроме того, близкого доверенного лица, доверять которому можно было безоговорочно. Он был важным человеком при дворе, руководил военными операциями и походами, помогал Владимиру во всем, при этом сыграл ключевую роль в захвате и женитьбе его на Рогнеде, дочке Рогволода Полоцкого.

Согласно легендам, он выполнял самые важные и ответственные поручения Владимира и справлялся с ними так, как нужно, был прекрасно образован, свободно читал по-византийски, знал несколько языков. Он слыл прекрасным дипломатом и умел решать любые дела полюбовно и даже когда оставленная дома во время военного похода супруга решила вдруг выйти замуж за его соратника, не стал поднимать панику, а спокойно приехал и вразумил обоих.

Сведения о происхождении

Наиболее вероятной считается версия, что Добрыня Никитич на самом деле был дядей Владимира по материнской линии. Согласно летописям, отчество Никитич появилось гораздо позже уже в былинах, так как отца воеводы звали Малко или Мал. Многие исследователи вообще считают, что по происхождению Добрыня был далеко не русичем, а самым настоящим евреем, что долгие годы замалчивалось, как нелицеприятный и не стоящий подробного анализа фейк. Вполне возможно, что родина родителей будущего великого богатыря находилась на Волыни, так как у Мала именно там было несколько деревень, среди которых были Низкиничи (откуда и мнимое отчество Никитич-Низкинич, уроженец Низкиничей?), Будятичи и Калусов, который ныне уже называется Гряды. Выяснить, где родился богатырь Добрыня Никитич на самом деле, сегодня не представляется возможным.

Но есть и иные теории происхождения знаменитого богатыря. В некоторых источниках его называют Добрыней Резанским или Резановичем, что многие воспринимают, как явный намек на происхождение из Рязани. Но все не так просто, ведь существовал известный род с такой фамилией, которые проживали в окрестностях Владимира-Волынского. Именно Резановичам принадлежала деревня Будятина весть в пятнадцатом веке. Вполне возможно, оттуда и «уши растут». Есть и третья версия, будто маленький Добрынюшка родился в городе Искоростене (ныне Коростень Житомирской области).

В возрасте десяти годков, его самого, а также юную его сестрицу взяли в плен, после чего они были помещены в княжеские палаты, где оба выполняли обязанности прислуги. Воспитывающийся таким образом вместе с юными княжичами Добрыня вскоре научился всем премудростям, он умело держал в руках большой меч, обладал большой ловкостью и сноровкой, метко стрелял из лука. За особое старание и прилежание подросший юноша был записан в дружинники и приставлен к Владимиру, в качестве наставника. Так Добрыня Никитич стал богатырем и отправился в свой долгий путь подвигов и побед.

Верный соратник Владимира

В конце десятого века, а именно приблизительно в конце 970-х годов, князь Святослав решает разделить Русь меж своими сыновьями сам, чтобы избежать конфликтов и ссор за престолонаследие. Именно после этого новгородцы упрашивают его отправить им на царство именно Владимира, который считался более умным, рассудительным и отважным. Владимир, не забыв прихватить дружину и верного Добрыню, отправляется в Новгород на княжение, но по дороге, странным образом, оказывается в Полоцке, который как-бы не особо-то и по пути. Странно, не правда ли?

Стоит знать

Многие исследователи считают, что даже в «Повести временных лет» имеется прямое указание на то, что князь Владимир Красно Солнышко находился под влиянием богатыря Добрыни Никитича. Из текста можно четко понять, что именно он и подбил князя отобрать невесту у собственного брата Ярополка.

Когда Владимир приехал в Полоцк к Рогволоду свататься, его дочка Рогнеда, славящаяся не только своей невероятной красотой, но и непростым характером, наотрез отказалась принимать предложение, так как считала жениха недостойным «робичичем», то есть сыном рабыни. Оскорбленный до глубины души княжич, который по сути действительно являлся потомком князя и его наложницы Малуши, взял город приступом, а Рогнеду изнасиловал на глазах у ее родителей, по совету того самого старого-доброго своего воеводы. История жестока и под описание былинного героя Добрыня Никитич в таком свете не очень-то подходит.

Также по приказу Добрыни были убиты братья Рогнеды и ее отец, а после воцарения в Киеве, Владимир еще и принудительно женился на поруганной девушке. Управлять тогда двумя разными княжествами представлялось сильно затруднительным, ввиду плохих дорог и постоянных длительных переездов, а ведь нужно было еще и защищать окрестности от набегов кочевников, а также ставить на место внутренних врагов. Потому Владимир решил поставить посадником в Новгороде своего близкого друга, доверенное лицо и дядю по матери Добрыню.

Интересно, что точно также, как и князь, его подручный и верный подданный на то время все еще оставался язычником, потому установил неподалеку от города в урочище Перынь на берегу Волхова красивый и большой истукан Перуна, бога-громовержца, отвечающего за самого князя и его дружину. В 985 году, Добрыня вместе с Владимиром отправляется в военную вылазку в Волжскую Булгарию, страну «вельми богатую». Согласно тем же летописным источникам, опять же Добрыня уговаривает князя заключить мир с булгарами, так как считает, что «народ, носящий сапоги, едва ли станет нам дань платить».

Непроясненным считается также и факт участия Добрыни в так называемом крещении новгородцев. Большинство историков склоняются к тому, что он все же был достоверным, однако сведения о нем сбивчивы, неполны и туманны. Отсылки к Василию Татищеву и исследованной им Иоакимовской летописи, которая до наших дней не сохранилась, можно точно также привязать к старинной русской новгородской поговорке «Путята крести мечом, а Добрыня огнем». Замечательно, что в одном из районов Новгорода, где проживали знатные и богатые люди, долгое время сохранялась улица Добрынина.

Змееборец и сват

Чаще всего, былины описывают Добрыню вполне однозначно – он был силен, даже могуч, высок ростом, широкоплеч, при этом был вежлив и прекрасно образован. Можно отыскать даже слова о том, что этот богатырь легко говорил «на 12 языках и знал разговор птичий». По поводу его исторического прозвища «сват», все просто и понятно, это имеет прямое отношение к красотке Рогнеде, которую он помог Владимиру «завоевать». Но как же быть с образом змееборца и что бы это вообще могло означать. Ведь не думать же, по степям и весям древней Руси бегали настоящие динозавры или реальные драконы.

Чаще всего, исследователи склоняются к тому, что и как в библейских историях Георгий Победоносец убивает змия не реального, а скорее, как символ победы над злыми силами и даже нечистым духом. После принятия христианства Владимиром, Добрыня сразу же становится на его сторону и делает все так, как велит его господин. Потому в убиенной «змеяке о семи головах» можно разглядеть язычество, побежденное и повергнутое. Причем «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — это самая популярная и известная русская народная легенда во всем мире.

Подвиги во славу Земли Русской

Известно более половины сотни русских былин и преданий, в которых упоминается имя Добрыни Никитича. Все их конечно же, разобрать в коротенькой статье не получится, так как тут потребуется серьезная исследовательская работа. Но вот самые известные подвиги его во славу родной земли стоит упомянуть, чтобы не остаться «Иванами, родства не помнящими». Давайте же разберемся, чем известен русский богатырь Добрыня Никитич более всего.

  • Первым подвигом Добрыни все считают бой с Илюшкой Муромцем, реальный прототип которого уже рассматривался на нашем сайте. Согласно легенде, Илья сам приехал искать драки с молодым воином, так как слава о его силе достигла Мурома. Добрыня Муромца победил и стал ему верным другом и соратником.
  • Змееборческая история начинается с того, что якобы на горе Сорочинской, что близ Почай-реки (Почаев?) завелось чудище о двенадцати головах. Причем змея была явно женского рода. Мать отговаривала Добрыню ехать туда, но в плену томился русский народ, а также, главным образом, любимая племяшка князя Владимира – забава Путятична. Богатырь змею победил, народ освободил, а девушку доставил ко двору целой и невредимой. В благодарность она хотела стать его женою, но он, как простой парень, от такой сомнительной «большой чести» отказался.
  • Еще одна известная история подвига описывает Добрыню и красавицу-колдунью Маринку, что жила со Змеем Горынычем. По просьбе последнего, она приворожила богатыря, опоила его зельем, да и обратила в зубра, зверя лесного, мощного и огромного. Дальше история разворачивается, мягко говоря, неблаговидная. За то, что она его расколдует, взяла она слово с добра молодца, что он ее в жены возьмет. Парень согласился и поженились он посреди чиста поля, только сказал, что жену будет «наущать». В итоге за отсутствие икон он ее сильно поколотил, за то, что руками обнимала Змея, руки отрубил, потом ноги, за то, что ходили к нему, нос, губы, уши… Колдунья погибла, а Добрыня как ни в чем не бывало отправился домой.

Есть и еще множество историй подобного плана, которые характеризуют былинного богатыря с разных сторон. По всей видимости, люди просто переносили свои страхи, переживания и впечатления в песни, которые потом приобретали новый смысл.

Личная жизнь и героическая смерть героя Руси: память о Добрыне

Не стоит забывать и о любовной линии повествования, без которой не обходится практически ни одно из народных преданий и былин. Конечно, если речь идет о живых людях, то вопросы семьи и потомков обязательно должны присутствовать в их жизнях, если речь не о иноках или монахах. Русский богатырь Добрыня Никитич вовсе не исключение, а, пожалуй, лучшее подтверждение такого правила.

Любимая жена и сынишка Константин

По преданию, Добрыня стоял на заставе, когда увидел, как мимо него прошла девица, да такая красивая, что вокруг даже цветы вяли, не пытаясь даже во сне сравниться с нею по красоте. Это была Настасья Микулишна, дочка знаменитого богатыря Микулы Селяниновича, который за одним разом все поле вспахивал огромным плугом. Она была явно не русской, скорее всего восточных кровей, так как очи, брови и косы ее были черны, словно сама ночь. Скорее всего, она была потомком кавказских княжеских родов, но это доподлинно неизвестно. Кроме того, была она еще поляницей – девушкой-воином, своего рода амазонкой, которая и сама могла потягаться с любым богатырем.

Сперва они вступили в драку, но после трех дней и ночей боя было решено это бессмысленное занятие прекратить. Причем сперва она взяла молодца в плен, а только потом спросила, сколько ему лет, предлагая стать ему либо за дочку, либо за сестрицу, либо же за жену. Возраст оказался подходящим и молодые поженились, после чего Добрыня отправился по приказу князя в длительную командировку, да не просто так, а на добрых двенадцать лет. Тем временем, покинутая жена родила сына и назвала его Константин Добрынич, он и стал посадником в Новгороде в 1017 году.

На «заморскую» красотку, в отсутствие мужа, глаз положил Алеша Попович и даже стал нависать ей на уши, будто видели ее супружника мертвым. Кроме того, и сам великий князь Владимир всячески подбивал Настю быть более решительной и принять предложение и сделать выбор в пользу живого парня, а о погибшем позабыть. Однако Добрыня, вовремя услышав о таком деле, неожиданно вернулся как раз посреди свадебного пира, вовремя успев расстроить торжество. Только спустя несколько лет Илья Муромец смог помирить рассорившихся побратимов.

Схожие черты с Одиссеем

Как ни странно, историки в легендах о богатыре Добрыне находят параллели с греческим героем Одиссеем. Он, словно и сам греческий путешественник попадается в цепкие лапы колдуньи Маринки, что обращает его в животное с золотыми рогами. Это чрезвычайно напоминает сказание о волшебнице Цирцее. Только с помощью своей матери (сестры?) ему удается избавиться от звериного облика и вернуть человеческую оболочку.

Точно также, как и некогда грек, добрый молодец отправляется в дальние страны, договорившись с женой, что ждать она его будет ровно двенадцать лет. При этом, точно также, как Одиссей он возвращается точно к свадьбе и неузнанный переодевается скоморохом, надеясь, что невеста сама его узнает. При этом венчальный перстень он умудряется подбросить ей в кубок. Выпив мед, девушка узнает супруга, но тот не наказывает ни ее, ни Алешу, правда и общение всякое с ним прекращает, по большому счету, из-за обмана.

Смерть былинного богатыря

Если говорить о реальном прототипе былинного персонажа Добрыне, соратнике Владимира, то смерть его окутана тайнами и непроясненными моментами. После принудительного крещения Киева в 988 году, сам Добрыня и его верный соратник Путята отправились крестить Новгород, только вот люди этого как бы особо не ждали, а наоборот, довольно сильно противились. Если вы думаете, что весь этот процесс прошел под звуки музыки, а люди с радостными лицами окунались в речку, то глубоко ошибаетесь, они боролись до последнего, отстаивая «старых» богов.

Согласно записям Татищева, который он почерпнул из Иоакимовской летописи, народ взбунтовался, завязались бои и драки. Весь налет дипломатичности с Добрыни в этот момент куда-то делся, он убил всех мятежников, не желающих принимать крещение, а жилища их предал огню. Причем наличие такого крупного пожара в Новгороде в 989 году подтверждают и археологи. Предание гласит что, увидев плоды дел своих, обнаружив руки в крови и плачущих детишек, он пошел и утопился в озере Ильмень. Однако, как оно было на самом деле, не знает никто. Только в 1017 году в летописи есть запись о вступлении в должность посадника Константина Добрынича.

Образ в культуре героя народного фольклора

В юго-восточной части Карского моря, которое протянулось почти на сотню километров чуть северо-западнее Таймыра, имеется архипелаг Норденшельда, размещается остров, которому было присвоено имя доблестного и легендарного русского богатыря Добрыни Никитича. Такое же имя носит гора на одном из Курильских островов. «Добрыня» назывался также русский ледокол, произведенный британцами по заказу царского правительства, а также советский портовый ледокол уже несколько позже.

Изображение добра молодца можно увидеть на знаменитой картине «Богатыри» Виктора Васнецова, а также на оригинальных полотнах Билибина и Верещагина. Рисовал сюжеты о нем и советский живописец Константин Васильев. Итальянско-русские композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини даже написали оперу, с названием «Добрыня Никитич, или Страшный замок» в 1881 году. В Советском Союзе снято более пяти кинолент, посвященных Добрыне и его подвигам. После наступления нового века его образ стал использоваться чаще. К примеру, в 2005 году вышла кинолента «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», где Добрыню сыграл Леонид Куравлев.