Классификация гласных звуков. Определение фонетики




Основывается на акустической и артикуляционной характеристике звуков.

I. Акустическая классификация

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные.

Сонорные - шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, сонорные согласные м, н, л, р, й);

В шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Т.е. с акустической точки зрения звуки делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом или сочетанием шума и тона.

II. Артикуляционная классификация

> рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции.

Артикуляцией называется работа органов речи (легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.), направленная на производство звуков речи.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

  • - активные органы речи производят движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;
  • - пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое нёбо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция каждого звука складывается из трех частей:

Начальный переходный элемент - приступ (или экскурсия) звука, когда органы речевого аппарата из спокойного состояния перестраиваются для произнесения звука в рабочее положение

Стадия стационарной части - выдержка, когда органы установились для данной артикуляции,

Конечный переходный элемент - отступ (или рекурсия), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Классификация гласных

Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

При произношении гласных кончик языка не играет роли; он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1) Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении.

При подъеме (1-2-3) части языка образуются

  • 1. передней - гласные переднего ряда (и, э, ь),
  • 2. средней - гласные среднего ряда (ы, ъ),
  • 3. задней - гласные заднего ряда (о, у).
  • 2) Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема.

Наиболее простая схема предусматривает три подъема:

гласные нижнего подъема (а),

среднего подъема (э, о, ъ, ь),

верхнего подъема (и, ы, у).

3) Лабиализация - участие губ в артикуляции звука.

В зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет,

различаются огубленные (губные, лабиализованные): о,у

и неогубленные гласные.

4) Назализация - наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет.

Носовые (назализованные) гласные произносятся с особым «носовым» тембром.

5) Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются

напр., краткие гласные: [а], [i], [o], [u] и долгие гласные: [а:], [ i:], , .

Для русского языка долгота гласных не имеет смыслоразличительного значения, однако можно заметить, что гласные под ударением более долгие, чем в безударной позиции.

6) Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги.

Монофтонг -артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента.

Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

В русском языке дифтонгов нет.

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Согласными называются звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц

Согласные различаются

  • 2) По наличию или отсутствию голосового источника
  • 4) По месту образования шума
  • 5) По тембровой окраске (по твердости-мягкости).
  • 1) По соотношению шума и голоса
  • (С точки зрения акустики согласные различаются по соотношению шума и голоса и по наличию или отсутствию голосового источника).

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: л-л", м-м", н-н", р-р", j .

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса.

согласные звуки делятся на:

А) Звонкие:

сонанты ([л-л"], [м-м"], ]н-н"], ]р-р"], [j]),

шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б-б"], [в-в"], [г-г"], [д-д"], [з-з"], [ж], [ ж?" ].

Б) Глухие: шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к-к"], [п-п"], [с-с"], [т-т"], [ф-ф"], [х-х], [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости - звонкости:

[б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш], [г] - [к], [г"] - [к"]

Непарными звонкими согласными являются сонорные.

Непарными глухими: шумные глухие: [ ш?" ], [ц], [х-х"], [ч"].

  • 3) По способу образования шума
  • (По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования).

Способ образования: суть этого способа - в характере преодоления преграды.

На основе этого признака выделяются 2 группы согласных:

Щелевые (иначе: фрикативные, спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные) - образуются, когда те или иные органы во рту, сближаясь, создают щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода: [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h].

Смычные - образуются, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы создают полную преграду (смычку), которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; эти согласные подразделяются на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на группы в зависимости от характера преграды:

взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

смычно-проходные. При их произношении органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот:

носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

боковые (ротовые, латеральные) (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

дрожащие (вибранты) (р), с попеременным наличием смычки и щели.

4) По месту образования шума

По месту образования шума, т.е. по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.

А) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным - или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

Б) Язычные согласные. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные делятся на:

Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [щ], [ж], [р]

Среднеязычные - средненёбные [j];

Заднеязычные - задненёбные [г], [к], [х].

Переднеязычные по положению кончика языка:

дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);

какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.

5) По тембровой окраске

Наличие тембровой окраски артикуляционно связано с особой работой средней части спинки языка к твердому небу - палатализацией или смягчением.

Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Тембровая окраска согласных позволяет обобщать все согласные в 2 больших класса по твердости-мягкости.

Непарные по этому признаку: [j], [ч], [щ]; [ц], [ж], [ш].

Во всех языках мира существуют 2 типа звуков речи: гласные и согласные. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных – консонантизм. Гласные и согласные различаются функционально , артикуляционно и акустически .

Артикуляционное различие согласных и гласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата. Функциональное различие состоит в их роли в словообразовании. Акустическое различие – гласные противопоставляются шумным, т.е. глухим согласным типа [ф] и [п]; между гласными и шумными согласными располагаются, с одной стороны, звонкие согласные, а с другой – сонорные согласные.

Классификация гласных

Все гласные являются сонорными (голосовыми) и щелевыми. Основанием классификации служат ряд и подъем языка , а также работа губ ; дополнительно учитываются назализация , напряжение и долгота . Ряд определяется по части языка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Различают три ряда, и соответственно три типа гласных: передние, средние и задние. Например, в русском языке [и] является передним, а [ы] – средним гласным. Подъем определяется степенью приподнятости языка при образовании данного гласного; различаются обычно три подъема : верхний , средний , нижний . По участию губ в их образовании гласные делятся на губные (лабиализованные, огубленные) и негубные. Данные гласные иногда называют монофтонгами.

Кроме монофтонгов и долгих гласных, в языках мира существуют дифтонги – гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Например, нем.: au, eu, ei ; англ.: go , no – произносятся одним усилием на [о], второй элемент произносится менее четко, как [y]-образный призвук. Дифтонги делятся на нисходящие и восходящие . В нисходящем дифтонге сильным выступает первый элемент, как в английском go , нисходящими являются также немецкие и Baum, mein . Восходящие дифтонги сильным имеют второй элемент (встречаются в испанском языке).

Классификация согласных

При образовании согласных сильная струя воздуха преодолевает преграду, взрывает ее или проходит через щель, и эти шумы составляют характеристику согласного. Классификация согласных более сложна, так как согласных в языках мира больше, чем гласных. Основанием классификации согласных служат четыре основных артикуляционных признака: способ артикуляции , активный орган , место артикуляции , работа голосовых связок .

Способ артикуляции – характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого при образовании согласного. Различают два основных способа артикуляции согласных – смычка и щель ; по способу артикуляции согласные делятся на смычные и щелевые .

Смычные согласные образуются путем взрыва воздушной струей преграды, поэтому смычные согласные называют также взрывными и эксплозивными. Смычными являются [п], [б], [т], [г] и т.п. Щелевые согласные образуются трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости; поэтому щелевые согласные называют также фрикативными (от лат. frico – тру).

Наряду с чистыми смычными и щелевыми согласными существуют сложные (смешанные) смычно-щелевые согласные. По акустической характеристике они бывают двух видов: с одной стороны, это голосовые (сонорные ), с другой – шумные (глухие и звонкие ). Сонорные согласные: носовые [м], [н], англ.,нем. [ŋ] morning, Zeitung ; боковые [л], дрожащие, например [р], франц. [r] rose .

Сонорные согласные артикулируются, когда воздушная струя преодолевает смычку и проходит через щель; при произнесении носового смычка остается ненарушенной, так как часть воздушной струи проходит через носовую полость, а при артикуляции бокового согласного смычка, образуемая языком и небом, сохраняется, так как бок языка опущен и образуется щель для прохода воздушной струи.

Длительность согласного связана с образованием аффрикат: приступ аффрикаты смычный, а отступ – щелевой [ц] литься .

По активному органу согласные делятся на три типа: губные , язычные и заязычные (гортанные). Губные бывают губно-губные [б], реже встречаются губно-зубные [ф], [в]. Язычные согласные делятся на переднеязычные , среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные согласные по месту артикуляции бывают зубными (свистящими ) и передненебными (шипящими ) [с] и [ш]; [ц] и [ч]. Среднеязычные образуются сближением средней части языка с твердым небом. Среднеязычным согласным является [j] (этот звук называют йотом); при его произнесении кончик языка упирается в нижние зубы, бока языка – в боковые зубы, средняя спинка языка приподнимается к твердому небу, образуя очень узкую щель, через которую проходит голос. Заязычные согласные делятся на увулярные (язычковые), фарингальные и гортанные . Примером увулярного согласного может служить французское картавое [р]. При произнесении этого звука кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть, напрягаясь, поднимается к небу, так что воздушная струя заставляет вибрировать маленький язычок (увулу), который периодически соприкасается с поднятой спинкой языка, прерывая струю и создавая шум. Фарингальные согласные артикулируются путем движения корня языка назад и сокращения мускулов стенки зева. Примером может служить укр. г ора . Гортанные согласные представлены главным образом гортанным взрывом. Как самостоятельный звук речи он имеется в арабском языке; называется гамза . Гортанные звуки чаще выступают как дополнительная артикуляция гласных и согласных. Например, при произнесении немецких слов, начинающихся с гласного, слышится глухой гортанный шум от внезапного разрыва сомкнутых голосовых связок; такое произнесение называют сильным приступом, а звук – кнаклаутом.

Введение

Речевое общение обычно протекает в двух формах - устной и письменной. Письменность - явление довольно позднее.

Устная же форма с момента возникновения языка есть способ его существования как средства выражения мысли и средства общения.

Невозможно поэтому представить себе науку о языке без изучения его «природной материи», звуков, без выявления законов звучащей речи. Ведь многие факты лексики и грамматики могут быть объяснены и поняты только в связи с теми изменениями, которые затронули звуковую сторону языка на том или другом этапе его исторического развития. Кроме того, - и это главное - звучащая речь располагает специфическими звуковыми средствами, имеющими прямое отношение к выражению содержания в языке. К таким средствам относятся: фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово, слог, ударение. Вместе со звуками они составляют содержание понятия «звуковой строй, или звуковая система, языка». Изучение звуковой системы языка и есть предмет фонетики как науки. Таким образом, фонетика анализирует сложную природу звуков, законы их сочетания и изменения, изучает такие важные явления, как фонетическое членение речи, интонация, ударение, т.е. изучает звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях.

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

1. Акустика речи . Она изучает физические признаки речи.

2. Антропофоника или физиология речи . Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

3. Фонология . Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии

Акустика звуков речи

Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц - одно колебание в секунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кошки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90 000 Гц).

Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 - 4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки - 1000 Гц. Поэтому самые приятные для человека звуки - шум моря, леса - имеют частоту около 1000 Гц.

Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 - 200 Гц в отличие от женщин, говорящих с частотой в 150 - 300 Гц (поскольку у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм, а чем длиннее связки, тем ниже тон).

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. Певцы могут петь с силой до 110 - 130 дБ. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем ударная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость - это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измерения - фон , равный децибелу.

Длительность звука , т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий - 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр - изменением частоты обертонов.

Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.

Форманта - это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты - самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант.

Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопределима, но гласные с достаточно надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно артикуляционным признакам (первая форманта - степени подъема языка, а вторая - степени продвинутости языка). Частотные характеристики звуков подвижны, так как форманты соотносятся с основным самым низким тоном, а он тоже изменчив. Кроме того, в живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характеристик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из потока речи.

Классификация звуков речи

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голосом, т.е. они всегда сонорные.

Классификация гласных

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд , т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней - средние (ы), задней -задние гласные (о, у).

2. Подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные открытые , или, иначе говоря, широкие (а) и закрытые , то есть узкие (и, у).

В некоторых языках, напр., в нем. и фр.яз., близкие по артикуляции звуки различаются только по небольшой разнице в подъеме языка.

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет.

Различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр., [⊃], [υ] и неогубленные гласные, напр., [i], [ε].

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков - неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр., польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], .

В латинском и древнегреческом языках это явление используется в стихосложении: на соотношении долгих и кратких слогов основаны различные стихотворные размеры (гекзаметр, дактиль), которым соответствуют современные стихотворные размеры, в основе которых - динамическое ударение.

Это хорошо видно по первым словам поэмы «Энеида» Вергилия, написанной дактилем (шестистопным гекзаметром):

A rma virum que cano (выделены долгие слоги)

A rma vi rumque ca no (выделены динамические ударения)

Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги . Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие .

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit .

У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro .

Напр., в таких именах собственных, как Пьер, Пуэрто-Рико, Бьянка.

В рус. яз. дифтонгов нет. Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в рус. яз. встречаются дифтонгоиды .

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных.

    Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

    Принципы классификации согласных

2.1. Классификация согласных по способу образования

2.2. Классификация согласных по месту образования

2.3. Классификации согласных по шумности / сонорностии силе артикуляции

2.4. Дополнительные параметры классификации согласных

    Принципы классификации гласных

3.1. Основные параметры классификации гласных

3.2. Дополнительные параметры классификации гласных

3.3. Монофтонги и полифтонги

Литература

––––––––––––––––––––

      1. Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

Во всех языках мира есть два класса звуков речи: гласные исогласные . Совокупность гласных образуетвокализм (лат.v ō c ā lis ‘гласный’). Совокупность согласных –консонантизм (лат.consonantis ‘согласный’).Согласных в языках мирабольше , чем гласных [Кодухов, с. 120, 125].

В основе деления звуков речи на гласные и согласные лежит несколько критериев :

    акустический критерий,

    три артикуляционных,

    функциональный.

    Степень звучности (акустический критерий)

В образовании звуков участвуют:

    либо тон ,

    либо шум ,

    либо тон в сочетании с шумом (в различных пропорциях).

Классификация звуков по степени звучности Схема № 1.

звуки речи (фонемы)

┌─────────────┴────────────┐

звучные шумные

┌──────┴─────┐┌─────┴─────┐

гласные сонанты звонкие глухие

согласные

Гласные звуки –максимально звучные , потому что при их образовании в гортани, в результате работы голосовых связок возникаеттон , а в полости глотки и рта воздушная струяне встречает преград , которые могли бы создать шум.

Сонанты (< лат.sonans ‘звучащий’), илисонорные (< лат.sonorus ‘звучный’) – этоособо звучные согласные . При их артикуляции, как и при образовании гласных, образуетсятон в гортани, но в полости рта воздушная струя встречаетпреграду , создающуюшум :

    [м], [н], [л], [р], [j], [ŋ].

В русск. яз. плюс соответствующие мягкие :

    [м’], [н’], [л’], [р’].

Звонкие согласные произносятся с обязательным участиемголосовых связок в гортани, там образуется тон, ношум в полости рта, возникающий при прохождении воздушной струи через преграду,преобладает над тоном . Звонкие согласныеменее звучны , чем сонанты.

Глухие согласные – этошумы , доля тона при их образовании весьма незначительна.

Итак, с акустической точки зрениягласные– звуки, в основе которых лежиттон , асогласные – звуки, в основе которых лежит шум.

Отличия гласных и согласных не являются абсолютными : артикуляционные и акустические различия между гласными и некоторыми сонантами могут вообще отсутствовать [ЛЭС, с. 477]. Напр.,

Фактически мы имеем дело со шкалой звучности (сонорности) .

Полярными по звучности в русском языке являются гласный [а] и согласный [п].

а э о и у м н л р й в з ж …б д г ф с ш х … т кп

гласные сонанты звонкие согласные глухие согласные

Кроме того, степень звучности аналогичных звуков может быть разной

а) в разных языках:

    [l] может быть сонантом и образовывать слог (ср. чеш. v l k ‘волк’),

    он может быть глухим шумным (в корейском, хантыйском и др. языках);

б) в разных фонетических положениях в одном языке:

    ср. в русском языке: [л ]перед гласным (л ампа ) – очень звучный, а в конце слова (сто л ) – оглушенный [Кодухов, с. 110].

«Мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Соссюр и Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки).

Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные […]. Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно» [Реформатский, с. 170 (примечание)].

    Характер артикуляции (1-ыйартикуляционный критерий)

Наиболее существенный признак, различающий гласные и согласные с физиологической точки зрения:

    гласные образуются благодаря размыкательным движениям произносительных органов («рторазмыкатели»),

    а согласные –благодаря смыкательным («ртосмыкатели»)

(Это различие предложено В. А. Богородицким (1857–1941)).

    Различие в напряженности речевого аппарата (2-ойартикуляционный критерий)

При образовании согласных в речевом аппарате создаетсяпреграда , и напряженность речевого аппараталокализована в месте создания преграды, а при образованиигласных преграды нет , и напряженностьраспределена по всему речевому аппарату.

    Различие в интенсивности воздушной струи (3-ийартикуляционный критерий)

Из-за необходимости преодоления преграды воздушная струя более интенсивна при образовании согласных [ООФ, с. 19–20; Реформатский, с. 171–172].

    Участие в слогообразовании (функциональный критерий)

Как правило, вершиной слога является гласный.

Однако сонорные согласные также могут образовывать слог:

    чеш.: p r st , v l k ,

    англ.: garden .

Ср. русск. доб р , муд р , р жав, ль стить.

Не только сонанты, но и шумные согласные могут образовывать вершину слога (ср.:тсс! ),но

    слогообразующая функция для них нехарактерна и

    в сочетании с гласным не может реализоваться: в сочетании гласный + согласный вершиной слога обязательно является гласный [ЛЭС, с. 165, 477; Вендина, с. 71].


Как уже говорилось, гласные характеризуются тем, что в их образовании участвуют музыкальный тон, голос, который образуется в гортани в результате ритмических колебаний голосовых связок; шум в образовании гласных не участвует. Вместе с тем полости глотки и рта играют роль резонатора: при прохождении через них выдыхаемого воздуха возникают дополнительные тона (обертоны), придающие каждому гласному свою окраску. Различия гласных определяются разным укладом органов речи - губ, языка, нижней челюсти,- что меняет объем и характер резонирующих полостей.
Артикуляционная классификация гласных строится на том, что все они характеризуются тремя признаками: 1) степенью подъема языка при образовании гласных, 2) местом подъема языка и 3) огублен- ностью"неогубленностью.
По степени подъема языка, т. е. по движению языка по вертикали, по степени его приближения к нёбу при образовании звука все гласные делятся на звуки верхнего, среднего и нижнего подъемов. Гласные верхнего подъема - это [и], [ы], [у], среднего подъема - [е], [о], нижнего подъема - [а].
По месту подъема языка, т. е. по движению языка по горизонтали при образовании звука, гласные делятся на звуки переднего, среднего и заднего рядов. При образовании гласных п е-

Место образования

Губные

Язычные
Участие Участие
губно-губные

губно-зубные

переднеязычны
средне
язычные

заднеязычные
шума
t^nocoo ооразования
голоса
зубные

нёбно-зубные
средне
нёбные

задненёбные
ТВ. мяг. мяг. ТВ. мяг. мяг. мяг. ТВ. мяг.

Смычные
глухие
звонкие
п
б
п’
б’
т
д
т’
д’
К
Г
к’
г’
Шумные
Щелевые
глухие
звонкие
Ф
В
ф’
в’
с
3
с’
3*
ш
ж
ш*
ж"
X х’

Аффрикаты
глухие
звонкие
ц ч*

Щелевые
j

Смычно-про
ходные
Носовые м м’ н н’
Сонор
ные
Боковые
(ртовые)
л л’

Дрожащие
(вибранты)
р р*

р е д н е г о ряда язык продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, а средняя часть языка несколько приподнимается. Так образуются гласные [и] и [е]. При образовании гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к нёбу приподнимается задняя часть языка. Так образуются гласные [у] и [о]. Гласные среднего ряда [ы] и [а] занимают среднее положение между передними и задними гласными.
По огубленности неогубленности гласные делятся на лабиализованные (от лат. labium «губа») и нелабиализованные. Лабиализованные гласные характеризуются тем, что при их образовании губы вытягиваются вперед и округляются. К лабиализованным русским гласным относятся [у] и [о], причем степень лабиализации [у] сильнее, чем степень лабиализации [о]. Остальные гласные русского литературного языка являются нелабиализованными.
Таким образом, можно определить каждый гласный по совокупности трех присущих ему признаков. Например, [и] - верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный; [о] - среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный и т. д. В таблице состав гласных русского литературного языка с характеризующими их признаками может быть представлен в следующем виде:
Методическое примечание. В действующем учебнике русского языка (Ладыженская Т А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Кулиба- ба И. И., Тростенцова Л. А. / Научный редактор Н. М. Шанский. Русски^ язык. Учебник для 4 класса.- М., 1986) и в справочнике для учащихся (Баранов М. Т., КостяеваТ А. Прудникова А. В. Русский язык / Под ред. Н. М. Шанского.- М., 1986) в разделах, посвященных фонетике, и в частности составу гласных и согласных, можно обнаружить некоторые расхождения с положениями настоящей книги. Эти расхождения касаются, во-первых, отсутствия в указанных пособиях в составе согласных звука [ж’], а во-вторых, отнесения согласного [й’] (= в русском языке в настоящее время неустойчив: в литературном произношении он заменяется долгим твердым согласным (ё[ж]у, во[ж]и), а иногда сочетанием [жд’] (до[жд’]ик). Именно этим и объясняется отсутствие [ж’] в школьном учебнике и в справочнике. В связи с тем что сонорные ближе к звонким, чем к глухим, при отсутствии этой категории в школьной программе сонорные согласные можно отнести к звонким.
Кроме того, в названных двух книгах гласный [ы] отнесен, как и la 1, [о], [у], [е], [и], к основным звукам (т. е. к фонемам). Такое отношение к [ы] можно обнаружить и в некоторых научных трудах. Вопрос о трактовке [ы] как аллофона фонемы (и), а не как самостоятельной фонемы рассмотрен в § 87 настоящей книги.