Как родился праздник крещения господня. Крещение господне - какого числа




В наши дни Православная церковь отмечает множество больших праздников. Первейшие по значению среди них - Пасха, то есть Воскресение Христово, двенадцать «великих двунадесятых» и еще пять «великих недвунадесятых». Кроме них с большой торжественностью празднуются дни поминовения особо почитаемых святых. Для каждого торжества твердо установлен день, форма богослужения, а порою и бытовые детали: какого цвета должны быть одеяния духовенства, какая пища позволительна за праздничным столом

Но в раннем христианстве всех этих праздников, помимо Пасхи, не существовало. А позднее они «бродили» от одной даты к другой, то сливались, то оказывались разделены, да и традиции отмечания сильно отличались в разных местах. Проще говоря, церковные праздники устоялись и приняли современную форму далеко не сразу.

Большинство из них рождались медленно, в спорах и согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или даже веками. Всё это происходило, главным образом, между IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране. Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще, Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира.

У праздника Крещения Господня - сложная судьба.

«Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус - не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название - Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро - еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант - «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство - наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными - с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие - один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды - и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй - на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие - даже если никого из новообращенных нет в храме - сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме - для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».

Праздник Крещения Господня принято широко отмечать православной церковью. Не пропустите это торжественное событие и в 2017 году.

Когда празднуют Крещение

Крещение — это, пожалуй, самое важное церковное таинство. Через него человек приобщается к церкви и к Богу. Поэтому день, когда через обряд Крещения прошел Иисус Христос, стал таким значимым для всех верующих людей.

Праздник Крещения относится к непереходящим церковным торжествам . Это значит, что в православном календаре его дата остается неизменной. В 2017 году Крещение нужно отмечать 19 января. Но уже 18 числа в храмах и церквях отслужат посвященные этому дню вечерние службы.

Когда купаться в проруби на Крещение

По старой традиции на Крещение принято окунаться в прорубь, чтобы закалить душу против всего дурного и символически повторить омовение Христа в реке Иордан. Прорубь, которую специально для этого делают во всех подходящих для омовения водоемах, называется Иорданью.

Хотя сам праздник отмечается 19 января, крещенские купания проходят в ночь с 18 на 19 января. Церковь особенно отмечает, что опускаться в ледяную воду совсем не обязательно, особенно если вы чувствуете слабость здоровья, например, имеете больное сердце, другие опасные предрасположенности или просто простужены. И уж точно не стоит бросаться в прорубь за компанию, подогрев себя алкоголем.

Под Крещение можно просто умыться освященной водой. Суть таинства — не в погружении в прорубь, а в освящении воды. Главным же поступком для истинно верующего человека является посещение вечерней службы 18 января.

Традиции и обряды на Крещение

С Крещением исторически связано много обрядов, традиций и поверий. Например, считается, что крещенские морозы — одни из самых суровых за зиму. Крещенские приметы гласят: от количества снега на Крещение зависит, каким будет урожай;. если снега много, то обильным.

Самый главный крещенский обряд — это, конечно, освящение воды. Священник опускает крест в специально вырубленную по этому случаю купель, а та становится Иорданью. Святая вода помогает от недугов, защищает дом от зла, и хранить ее советуют целый год, то следующего Крещения.

Крещение и Богоявление — одно и то же?

В православной традиции это действительно так: на Руси Благовещение соединилось с празднованием таинства Крещения Спасителя. В католической церкви принято справлять эти праздники отдельно. Изначально праздник Богоявления был связан с рождением Христа и его Крещением, но затем Рождество стали отмечать отдельно. Сейчас название «Богоявление» связывают с тем, что во время Крещения Бог явил себя всей Троицей: Спасителя осенил Святой Дух в виде голубя, а Бог-Отец с небес признал своего сына.

Любой желающий может начать 2017 год с посещения церкви на Крещение и приобщения к вере. На нашем сайте вы можете . Удачи, крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.01.2017 07:22

Праздник Крещения ежегодно отмечают 19 января. Приметы и традиции, собранные многими поколениями, дошли до наших...

Богоявление - это большой праздник, который отмечается всеми христианами. Многие не знают, что он означает, ...

Крещение 2020 отмечается 19 января. Это великий двунадесятый праздник в православии. В церковном календаре он имеет название Крещение Господне (Святое Богоявление). Крещение завершает период рождественских праздников.

История праздника

Событие было установлено в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во времена жизни Спасителя крестили только взрослых людей, которые смогли прочувствовать религию и веру в Бога (Иисуса крестили в возрасте 30 лет).

Название «Богоявление» праздник получил за то, что во время совершения таинства крещения Спасителя явилась Святая Троица. На Иисуса Христа снизошел Святой Дух в образе белого голубя и небесный глас Отца, который провозгласил его Сыном Божьим.

Традиции и обряды праздника

На Крещение люди посещают богослужения, на которых совершают таинство причащения богоявленской водой. В ночь на 19 января в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в утреннюю литургию. Люди приносят святую воду домой, окропляют ею углы комнат, чтобы уберечь жилище и членов семьи от нечистой силы.

В праздничный день семьи собираются за пышным столом, на котором присутствуют разные вкусности. Пост 19 января отсутствует.

Крещение завершает период святочных колядований и гаданий. В этот день люди убирают и прячут до следующего года новогодние и рождественские украшения. Хозяйки собирают сено, которое клали под скатерть на Рождество, и отдают его домашним животным.

Важный атрибут праздника - купание в проруби.

Купание на Крещение

Православная Церковь противилась празднованию Святок, на которых люди грешили путем обращения к нечистой силе в обрядах ряжения и гаданий, берущих свои корни с языческих времен. Лица духовенства пошли на компромисс, придумав обряд купания на Крещение. Для этого в природных водоемах делают прорубь - иордань, которую батюшка освящает путем опускания в нее креста. Считается, что тот, кто три раза окунется в иордани, очистится от грехов. Купание на Крещение набирает популярности не в целях духовного очищения, а как процесс закаливания.

Свойства крещенской воды

Православная Церковь именует крещенскую воду великой Агиасмой (Святыней). Агиасма способна оставаться свежей и не портиться на протяжении всего года. Прихожане освящают воду в храмах во время богослужений. Если не удается пойти в церковь или место жительства находится далеко от места ее расположения, то в качестве крещенской воды можно заготовить воду из любого природного водоема. Считается, что в этот день вся вода обладает чудодейственными свойствами.

В некоторых регионах батюшки посещают дома своих прихожан и окропляют их великой Агиасмой. Такой обряд помогает очистить дом от злых духов. Богоявленская вода способна исцелять от болезней. Лица духовенства рекомендуют употреблять ее по ложечке в утренние часы натощак с кусочком просфоры. В селах на Крещение люди поят скотину освященной водой. Она помогает им перенести крещенские морозы, хорошо плодиться и не болеть.

Гадания

В ночь на Крещение на земле царит магическая атмосфера. В этот период люди просят у высших сил открыть тайну будущего. При помощи магических обрядов и ритуалов они пытаются увидеть грядущие события и получить знаки судьбы. Хорошие предсказания вселяют надежду и веру на счастливое будущее, а плохим не стоит уделять особого внимания. Главным атрибутом для совершения гаданий является освященная в церкви вода. Люди верят, что она наделена волшебством и способна помогать устанавливать связь с небесными силами.

Что нельзя делать на Крещение

19 января запрещается запасать святую воду в огромных количествах. В святой день нельзя ссориться, ругаться, лгать, жаловаться, сплетничать, допускать плохие мысли. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, проводить уборку дома, стирать, резать ножницами. Не рекомендуется стричься, делать маникюр или педикюр, чтобы не внести в судьбу плохие события. Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу. Запрещается занимать деньги, иначе весь год пройдет в долгах. В этот день желательно не переедать, чтобы мысли оставались чистыми. 19 января, после окончания Крещенского сочельника, запрещается гадать.

Приметы и поверья

  • Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным.
  • Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь.
  • В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей. Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется.
  • Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь.
  • Если молодая девушка выйдет на улицу в крещенское утро и встретит молодого парня, то она в этом году выйдет замуж. Если первым встречным будет пожилой мужчина, то она весь год будет одинокой.

19 января - один из главных праздников Православной Церкви. В ночь на Крещение люди ходят в храмы на всенощные бдения, которые заканчиваются утренней божественной литургией и освящением воды. Богоявленская вода обладает чудодейственной силой. Она способна исцелять и оберегать от нечисти.

Поздравления

    С Крещением Господним поздравляю!
    Пускай очистит праздник мысли и сердца.
    Пускай омоет тело и залечит раны
    Освященная молитвами вода.

    Пускай развеет разум все плохие мысли,
    Сознанье станет, словно чистый лист.
    Желаю с попутным ветром идти вам по жизни,
    Пусть путь ваш будет легок, не тернист!

    Крещение Господне безгрешною водою
    Сегодня через тело омоет душу пусть.
    Чтоб никогда на свете не встретиться с бедою,
    Чтоб не терзали сердце разлука, боль и грусть.

    Тепло пускай подарят крещенские морозы,
    Здоровье и удачу, и Божью благодать.
    Пускай от счастья только в глазах искрятся слезы,
    Пусть Бог тебе поможет по жизни побеждать!

Какого числа Крещение Господне в 2021, 2022, 2023 году

2021 2022 2023
19 января Вт 19 января Ср 19 января Чт

Празднуют не только в католическом и протестантском мире. В этот день, когда христиане Русской Православной Церкви еще только готовятся к встрече Рождества и впереди неделя строгого поста, в некоторых православных поместных церквях уже идут праздничные рождественские службы. С двадцатых годов ХХ века под влиянием Константинопольского патриархата Рождество по григорианскому календарю (новому стилю) стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Однако большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: примерно 4/5 от общего числа православных: вместе с Русской церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.

Вопрос о разнице в календарях не относится к области догматики. И поэтому нередко задается вопрос о целесообразности сохранения старого стиля большинством православных. Действительно – так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием нового года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Три календаря

«Юлианский календарь. В 46 году до Р.Х. римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь провел реформу римского календаря, который был к тому времени весьма хаотичным и сложным. Речь идет, естественно, о солнечном календаре, т.е. о распределении солнечного года по календарным дням и месяцам. Поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, то была принята система високосного года, которая “догоняет” длину солнечного года.

Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом, Юлианский календарь не отличался большой астрономической точностью, но зато, и это было достоинством этого календаря, он отличался простотой и стройностью системы.

Григорианский календарь. Итак, в “старом” календаре каждые 128 лет накапливались “лишние” сутки. Следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались. На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о том, чтобы всеми Поместными церквами день Пасхи, Воскресения Христова, праздновался в один и тот же день. День весеннего равноденствия (который играет важную роль при вычислении дня празднования Пасхи) тогда приходился на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д.

Ко второй половине XVI ошибка составила уже десять дней: по Юлианскому календарю момент равноденствия должен наступать 21 марта, а в действительности он произошел уже 11 марта. Вот почему папа Римский Григорий XIII предпринял в 1582 году реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.

Но и Григорианский календарь не мог быть абсолютно точным, поскольку в принципе невозможно точное деление солнечного года на число дней. Нужны были дополнительные меры, чтобы не дать впредь уходить календарным дням вперед, а моменту весеннего равноденствия, соответственно, назад. Для этого были введены не только високосные годы, но и, своего рода, НЕ-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. Т.е. столетия 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее – простые, то есть в эти годы не происходит вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходит еще на день вперед. Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году». (Прот. Сергий Овсянников «Празднуем Пасху – какой календарь правильный?» http://www.archiepiskopia.be/ )

Точнее или правильнее?

Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов».

Переход на григорианский календарь приведет к тому, что в некоторые года исчезнет из календаря полностью. Новый стиль значительно уступает юлианскому календарю и в литургической точности: ведь именно юлианский календарь согласован с Александрийской Пасхалией. Именно поэтому в некоторых поместных церквях богослужения пасхального круга (Пасха и переходящие праздники) совершаются по старому стилю, а неподвижные праздники – по – новому. Это, так называемый, греческий стиль.

Календарный вопрос, в первую очередь, связан с празднованием Пасхи. «Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи – праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета – лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов».

«На Московском Совещании 1948 г. было вынесено официальное постановление, касающееся календарной проблемы, согласно которому для всего православного мира обязательно совершать праздник Святой Пасхи только по старому (Юлианскому) стилю, согласно Александрийской пасхалии, а для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем, и наконец, клирики и миряне обязательно должны следовать календарю или стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают.

Однако, руководствуясь принципом икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви в 1967 г. вынес постановление: “Имея в виду практику Древней Церкви, когда Восток и Запад (Рим и азийские епископы) праздновали Пасху по-разному, сохраняя полное молитвенно-каноническое общение между собой, принимая во внимание опыт Православной Финляндской Церкви и наших приходов в Голландии, а также исключительное положение прихожан храма Воскресения Христова среди инославного мира, разрешить православным прихожанам, проживающим в Швейцарии и находящимся в юрисдикции Московской Патриархии, совершать неподвижные праздники и праздники Пасхального круга по новому стилю”» (прот. Владислав Цыпин «Церковный календарь» // Церковное право. М., 2006 г.).

Так все же, почему?

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о календарной точности и церковной традиции

В позиции Святой Церкви есть более чем веские доводы непременно исчислять свое время по тому календарю, по которому жили во времена Христа. (Кстати, КАЛЕНДАРИУМ в переводе с латыни - это «долговая книга». Мы несем ответ за время, данное каждому из нас Богом.)

Мы не будем сейчас вдаваться в споры ученых, какой календарь более точный: старый, Юлианский, или новый, Григорианский. Посмотрим на вопрос с другой стороны.

Что такое светский календарь? В основе его лежит периодичность движения небесных светил. А как быть с церковным календарем, который соотносит наш мир - с миром совершенно иным, духовным, нематериальным; наше земное время - с вечностью, с тем состоянием бытия, когда времени уже нет?

Для того, чтобы соотнести эти несовместимые понятия надо, чтобы их - Вечность и время, Дух и материю - объединяло что-то или Кто-то. В этой таинственной точке, где пересекаются время и вечность, перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Надо понять, что именно Христос, Его жизнь лежит в основе христианского времяисчисления. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение - это те события, из которых строится церковный год.

Христос жил в то время, когда древний мир пользовался календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Это календарь, который одни ученые называют более точным, чем позднейший Григорианский, другие - менее точным, но именно он был в дни жизни Христа Спасителя. И, естественно, он взят за основу церковного календаря.

В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так? Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.

Но скажут: каждый календарь требует доказательств периодичности - весна сменяется летом, осень зимою. Это мы прекрасно знаем по светским календарям. Но и в церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом.

Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая, как вы знаете, бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует огненное воскресение Христа. Напомню, что снисходит этот огонь накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает, и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер.

Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю (называйте как угодно), когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это, повторю, происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю.

В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой - Святыней, как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства.

Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее.

Или еще один пример. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения и только по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Замечу, что во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко - в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.

В церковной будем как величайшее достояние сохранять церковный календарь, как бы нас ни убеждали отказаться от него.

Крещение в христианстве - один из главных двунадесятых праздников ("двунадесять" — двенадцать), связанных с Пресвятой Богородицей (богородичные) и с жизнью на земле Иисуса Христа (господские). Что принято делать в этот день? Какого числа Крещение? На эти и другие вопросы можно найти ответы в этой статье.

История праздника

Название праздника говорит само за себя. Слово "крещаю" или "крещу" с греческого в переводе означает "погружаю в воду". С этим, кстати, связано и таинство приобщения к христианству.

Чтобы узнать, какого числа Крещение отмечать, вспомним, что происходило в этот день, согласно Священному Писанию.

Иисус Христос, которому было тридцать лет, пришел к реке Иордан по старому стилю 6 января, чтобы принять крещение. Иоанн Предтеча, пророк, посланный самим Богом, пытался доказать Спасителю, что не достоин проводить таинство. Христос настоял, и Крещение свершилось по воле Господа.

Во время этого действа Святой Дух сошел на Иисуса в виде голубя, а сверху раздался голос Отца Небесного, подтверждая, что Спаситель есть Его Сын. Таким образом, Бог явился в трех ипостасях или лицах. Вот они: Отец — голос, Сын — плоть, Дух Святой — голубь. Потому Крещение называют еще и Богоявлением. Также в старину праздник называли Просвещением (Святыми Светами), так как Господь — это Свет, являющийся в этот день всему миру.

Только после Крещения Иисус стал проповедовать, просвещая народ.

Какого числа Крещение

В давние времена Рождество и Богоявление праздновали в один день. Позже события были разделены, и в январе появилось два христианских торжества. Таким образом, Крещение стали отмечать 19 января по новому стилю. Еще неделю после этого дня вспоминают события многовековой давности.

С какого числа начинается Крещение? Само торжество проходит 19 января. Но в преддверии праздника, 18 января, в Крещенский сочельник, принято блюсти строгий пост, когда разрешается есть лишь сочень (постная лепешка) и кутью. Накануне праздника в доме проводят тщательную уборку, выбрасывают весь мусор.

Традиции праздника

Освящение воды — главное событие Крещения. Вода приобретает чудодейственное свойство не только в стенах храмов, но и в открытых водоемах, в ночь с 18 на 19 января. Всегда хоть на несколько мгновений на Крещение открываются небеса. Сохраняют реки и озера способность исцелять и очищать еще неделю после праздника. А набранная на торжество в емкость вода не пропадает в течение года, обладая все теми же лечебными свойствами. Желающие иметь целебную влагу знают, какого числа Крещение — 19 января. Эта дата остается неизменной из года в год.

Раньше после освящения проруби в водоеме выпускали двух голубей, а после стреляли в небо холостыми патронами, в память о событиях во время Крещения Иисуса. Сейчас этих традиций не придерживаются. Крещенской водой орошали все имущество и жилище, чтобы отогнать беды и несчастья. А в колодцы лили святую крещенскую воду для изгнания нечистой силы.

Интересно, что даже в крещенские морозы верующие окунаются в проруби рек и озер. Принимая очищение души и тела, они знают — духовному человеку и истинному христианину ледяная вода в эту ночь не во вред, а на пользу. Но все же окунаться нужно с осторожностью. Ведь есть заболевания, при которых это смертельно опасно.

Приметы на Крещение

Многие знают, какого числа праздник Крещение, когда купаться. Приметыв этот день известны не всем, но они есть. Взаимосвязи Крещения и сильных морозов, о которой практически повсюду говорят, на самом деле не существует. Достаточно понаблюдать за погодой в этот день. В январе сильные морозы — закономерность. Кстати, по приметам, если на праздник холодно, год будет богатым на урожай. Светит солнце - к жаркому лету. Так что тем, кто привык ждать холода на Крещение, не стоит переживать.

Гадание на Крещение

До принятия на Руси христианства в день нынешнего праздника Крещения заканчивались Святки — народные гуляния, время гаданий на будущее. Отсюда и поверье, будто вечер 18 января - самое подходящее время узнать, что ждет в грядущем году. Но верующие знают, гадание — занятие не для них. Церковь этого не одобряет, да и Библия, конечно.

Какого числа Крещение, конечно, нужно знать, но самое главное - не относиться к празднику, как к чему-то обыденному. Не окунаться в прорубь только потому, что так принято. Не ходить в храм просто для того, чтобы набрать воды. Это великий праздник — Крещение Господне, благодаря которому люди получили возможность очищаться от грехов и избавляться от болезней.