История архитектуры. Термы Каракаллы в Риме: от А до Я




Термы Каракаллы – грандиозное в своей монументальности сооружение, построенное в Античном Риме в начале III века нашей эры. Глядя на гигантские руины терм, их даже трудно сопоставить с таким простым житейским понятием, как баня. Из этой статьи Вы узнаете об истории сооружения, его современном состоянии, как посетить Термы Каракаллы в Риме, какой у них режим работы и цена билетов.

История терм

Термы получили свое название от имени построившего их императора Каракаллы, а точнее – от его прозвища. На самом же деле императора звали Марк Аврелий Антонин (не путать с Марком Аврелием из династии Антонинов), а свое прозвище он получил за любовь к галльскому плащу с капюшоном длиной до пят, называвшемуся каракаллой.

Строго говоря, возведение бань началось еще при отце Каракаллы, а закончилось в 217 г. – уже после его смерти. Да и почти весь период строительства император находился в военных походах далеко за территорией Рима.

Термы поражали своей грандиозностью даже пресыщенных зрелищами римлян

Период возведения терм стал своеобразной точкой отсчета до заката империи, раздираемой междоусобицами и народными волнениями. Начало III в. ознаменовалось только-только налаженным миром, чему способствовал отец Каракаллы, и, дабы отвлечь людей от политических и социальных проблем, решено было возвести новый комплекс терм.

По своей концепции задумка была неоригинальна: на тот момент в Риме уже действовали несколько императорских терм и множество более мелких. И потому, чтобы поразить городской люд, пресыщенный разнообразными зрелищами, ставка была сделана на невиданный доселе размах. Площадь двора представляла квадрат 400х400 м, а само здание имело размеры 150х200 м.

Интерьеры терм сами по себе являлись произведением искусства

Термы в римской культуре были не просто баней, но и сердцем общественной жизни. Зачастую в них не только мылись, но сюда приходили для решения важных вопросов, переговоров и даже плетения заговоров. А термы Каракаллы вообще стали для римлян настоящим развлекательным центром.

Здесь имелась своя библиотека, сады, амфитеатр, гимнасии для занятий физическими упражнениями и стадион. Причем конструкция комплекса спроектирована так, что стадион был виден прямо из банных залов, и посетители могли наблюдать за происходившим, не покидая помещения.

Статуя Аполлона Бельведерского когда то украшала интерьер термы

Интерьеры терм Каракаллы в Риме сами по себе являлись произведением искусства. Для услады взора полы и стены выложили мрамором и стеклянной мозаикой, а по всей их длине в глубоких нишах стояли великолепные скульптуры. Некоторые из них дошли и до нас: знаменитый Аполлон Бельведерский и композиция Фарнезский бык находятся сейчас в и Археологическом музее Неаполя соответственно.

Устройство терм

Непосредственно бани представляли из себя череду помещений различного назначения. В центре располагался фригидарий – прохладный зал без крыши для отдыха. Позади него – тепидарий – прародитель сауны, комната с сухим горячим воздухом, а за тепидарием следовал кальдарий – круглый зал с бассейном посередине, наполненным теплой водой. Также в комплексе были небольшие комнаты для желающих помыться в одиночестве.

Термы в римской культуре были сердцем общественной жизни

Внизу находились технические помещения и топки, обеспечивавшие работу терм. Вода сюда поступала с источника в долине реки Анио по акведуку Марция, построенному несколькими столетиями ранее. При Каракалле от него сделали ответвление, снабжающее цистерны бань чистой холодной водой.

Современное состояние

С увяданием Римской империи пришли в упадок и термы Каракаллы. Земли страдали от частых набегов варваров, а некогда богатейшее государство уже не могло поддерживать все те невероятные строения в должном состоянии. Термы закрылись в 537 г. и были заброшены. Они оказались забыты настолько, что последующие поколения не знали даже предназначения колоссального комплекса.

Мозаичный пол в термах

Интерес к сооружению вернулся только в XVI в. Долгое время термы называли Дворцом Антонина, что совершенно неудивительно, учитывая масштабы комплекса. Тогда даже и представить не могли, что эти мощные стены принадлежали баням.

Кстати, именно благодаря особой технологии строительства они так хорошо сохранились. Между двумя слоями каменной кладки заливался бетон, и после его застывания конструкция становилась настолько крепкой, что разрушить ее было чрезвычайно сложно.

Термы хорошо сохранились благодаря особой технологии строительства

Сегодня термы Каракаллы, помимо музейного комплекса, служат также дополнительной площадкой для . На территории археологического памятника возвели сцену и оборудовали зрительные места. С 1937 г. здесь дают представления, проходят они в основном в летний сезон – с июня по август. Цены на билеты вполне доступные – начинаются от 20 евро.

В 1960 г. – во время Олимпийских игр в Риме – тут даже проводили соревнования по легкой атлетике. Так что можно сказать, что в какой-то мере и сегодня термы Каракаллы исполняют свою прежнюю функцию.

Летом на территории комплекса проходят оперные представления

Оригинал взят у spqr_ru в Термы Каракаллы

Довольно большое пространство в городе занимают развалины Терм Каракаллы. В Древности у них было ограждение, внутренний парк и собственно здание терм. Внутри во многих местах сохранились напольные мозаики, с разнообразными узорами, а вот мозаики стен практически не сохранились.




A - Shops
B - Garden of xystus
C - Stairway
D - Cisterns
E - Stadium (?)
F - Library
G - Caldarium
H - Halls
I- Sauna room
L - Gym


M - Dressing room
N - Swimming pool
O - Frigidarium
P - Tepidarium
Q - Entrance
R - Mythraeum
S - Undegraund levels
T - Furnaces
U - Water mill

Термы Каракаллы, или Антониновы термы. Сооруженные на отроге Авентина, между Аппиевой и Ардеатинской дорогами, эти термы стали самыми роскошными из всех терм Города, уступив по величине только построенным позднее Термам Диоклетиана. Сооружение Терм начинается во времена императора Септимия Севера (193 - 211) и получает продолжение в период власти Марка Аврелия Антонина (211 - 217), известного под прозвищем Каракаллы (откуда и оба названия Терм), до их посвящения в 216 г. К уже возведенному зданию при Гелиогабале (218 - 222) и Александре Севере (222-235) пристраиваются портики. Кроме того, Термы реставрируются во времена Аврелиана (270 - 275), Диоклетиана (284 - 305) и Теодориха Великого (475 - 526).
Термы Каракаллы были способны вмещать в себя одновременно до 16 тыс. моющихся и при этом обеспечивать их достаточным для мытья количеством воды, собираемой в 64 вместительных цистернах. Размещение столь большого числа посетителей, а также всякого рода вспомогательных средств для мытья и отдыха требовало обширной территории, поэтому неудивительно, что она достигала 10 га. Ансамбль терм образовывали две постройки, в плане представляющие собой два прямоугольника, из которых один вписан в другой. Главная из них - внутренняя: великолепное здание, предназначенное для собственно ванн. Оно занимает площадь 214 х 110 м и имеет полукруглый выступ на противоположной входу стороне. Между тем постройка, ее обрамляющая и дополненная двумя выступами экседр по бокам, это высокая стена, которая ограждает обширный (337 х 328 м) двор вокруг главного здания, или перибол, основанием которого служит искусственная терраса. Основное (оно же - банное) здание своим главным фасадом обращено к воротам двора и расположено относительно близко от них. Оба входа в Термы, - как во двор, так и в банное здание - обращены к северо-востоку.

Хотя имя архитектора, проектировавшего Термы, неизвестно, его высокое профессиональное мастерство не вызывает никаких сомнений. Ибо весь ансамбль размещен им так, что делает максимально облегченным и удобным последовательное осуществление всех банных процедур, рекомендовавшихся врачами того времени. Не менее очевидна в композиции Терм и верность их создателя римским архитектурным традициям, ибо здесь общая структура Терм Траяна, построенных примерно столетием ранее, между 104 и 109 гг., предстает как хорошо усвоенная и по-своему развитая. Зеркальная симметрия, свойственная обоим компонентам ансамбля - двору и банному зданию - призвана тут сделать рас¬положение мест легко просматриваемым и тем самым облегчить посетителю пространственную ориентацию.
Путь, который обычно проходил посетитель Терм, был примерно таким. Пройдя через ворота в ограде, он оказывался перед большим, но внеш-не скромным, лишенным каких-либо украшений фасадом банного здания с тремя входами.


Пройдя затем через один из них, посетитель входил в ближайший из двух аподитериев (раздевалок), расположенных симметрично, по обе стороны от входов; там он снимал одежду и оставлял ее на храпение рабу-гардеробщику. Оттуда он шел, - если был здоров физически, - в палестру (также в одну из двух, симметрично расположенных), чтобы там согласно советам римских врачей размять тело упражнениями перед принятием ванн. Из палестры посетитель Терм обычно переходил в лаконик, или судаторий, где перед мытьем парился в сухом и горячем пару, после чего стригилем очищал себе кожу от пота и грязи. Затем из лаконика (или, если был не очень склонен к телесным упражнениям и горячему пару, то сразу от входа) он проходил в расположенный в задней
части здания кальдарий, или калидарий, где жар достигал предположительно 50 или 55 градусов и где посетители мылись горячей водой.


Надо заметить, что, пройдя в кальдарий, посетитель покидал боковые помещения и оказывался в первом из анфилады залов центральной оси. По этим залам он перемещался дальше уже в направлении обратном тому, в котором шел ранее, т.е. в сторону входа. От зала к залу жар снижался. Выйдя из кальдария, моющийся человек попадал в промежуточное помещение, из-за более низкой температуры называвшееся тепидарием. Отсюда, в свою очередь, открывался вход во фригидарий - обширный зал, воздух и вода которого охлаждали разгоряченное тело. Завершалось мытье погружением в бассейн, называвшийся натацией и наполненный холодной водой, где можно было плавать. После всего этого посетитель с приятным чувством физического комфорта шел гулять по широкому двору, предаваясь там различным играм и музам. Таков был обычный банный цикл в Термах Каракаллы, равно как и в других больших римских банях.

Теперь коротко скажем о наиболее примечательных местах этого памятника.
Залы, предназначенные для банных процедур, были вместительными и необычно высокими: высота их стен составляла 20 м. Перекрытый огромным куполом кальдарий в плане имел форму широкого (диаметр 34 м) круга, на три четверти выступающего из основного прямоугольника банного здания, и был наделен большими арочными окнами, что давало возможность солнечным лучам максимально долго в течение дня освещать и согревать зал. Опорой купола служили восемь мощных столбов (из них сегодня остается лишь четыре). Середину кальдария занимал широкий круглый бассейн.


Если дойти до центра предыдущей фотографии и затем повернуть направо.



Другим из наиболее примечательных залов здания был фригидарий, или Базилика. Его площадь - 58 х 24 м. Этот весьма вместительный зал расположен в месте пересечения двух главных осей здания, продольной и поперечной, из которых последняя акцептирована особой длиной самого зала. Фригидарий был перекрыт тремя сводами; они опирались на восемь больших столбов, украшенных приставными колоннами из серого гранита, - по одной перед каждым. В двух концах фригидария находилось по одной большой ванне из серого гранита (обе они являются ныне частью ансамбля Пьяцца Фарнезе в Риме). Что же до натации, имевшей 53 м в длину, то этот бассейн лежал под открытым небом, без всякого перекрытия.



В задней части двора стояли шестьдесят четыре цистерны, вмещавшие 80 тыс. л воды, доставляемой акведуком Аква Марция через акведук Аква Антониниана. По обе стороны от цистерн располагались библиотеки - греческая и латинская. Перед цистернами и параллельно им простирался стадион. По краям двора, летом изобилующего зеленью, были проложены прогулочные дорожки. Ограда двора снаружи была обрамлена портиками и лавками, расположенными в два этажа. Внизу же, в грандиозном и сложном комплексе подземных помещений, размещались службы и приспособления, необходимые для того, чтобы обеспечивать бесперебойную работу бань. Центральным моментом всей этой системы, ее, так сказать, сердцем был огромный очаг, подогревавший для нужд принимающих ванны как воду, так и воздух, который распределялся через гипокауст (т.е. систему пустот в стенах и полах) для подогрева каждого банного помещения до требующейся в ней температуры. Также под землей, точнее говоря, под большой левой экседрой, располагался Митреум - одиy из наиболее значительных из Митреумов Города.


Небольшой бассейн во Фригидариуме. Ему в некотором смысле повезло сохраниться, потому что он быстро ушел под землю. Как и напольные мозаики.



В древности Антониниевы гермы были обильно украшены произведениями различных искусств: статуями богов и героев, портретными образами
императоров, мозаика¬ми полов и росписями стен. Их значительная часть вновь увидела свет благодаря раскопкам разного времени. Среди найденных там статуй давно и широко известны Геркулес Фарнезе и Флора Фарнезе, обе колоссальных размеров, мраморные, обе хранящиеся ныне в Археологическом музее Неаполя. Первая из них представляет героя обладающим развитыми сверх всякой меры мускулами, нагим и отдыхающим, опершись на свою дубину, скорее всего после одного из своих подвигов. Это произведение Гликон Афинянина, созданное в начале II в. до н.э., представляет собой, как считается, вольное истолкование образца работы Лисиппа



Равен им своей известностью, подобен материалом (мрамором), а также археологическим происхождением (Термы Каракаллы) и нынешним) местонахождением (музей в Неаполе) так называемый Бык Фарнезе, который существенно реставрирован и является, по всей видимости, копией с произведения, созданного во II или в I в. до н. э. на Родосе. Ее сюжетом является казнь, которой Зет и Амфион предают Дирку, привязывая ее к рогам разъяренного быка и мстя ей таким способом за преследование их матери Антиопы. Авторами оригинала Плиний Старший (XXXVI, 34) называет двух скульпторов, Аполлония и Тавриска из Тралл, и говорит, что это произведение, созданное из единого куска мрамора, в его время находилось среди Памятников Азиния Полиона.

Три эти статуи были найдены в годы правления папы Павла III Фарнезе (1534 - 1549) и перед их транспортировкой в Неаполь в 1786 г. хранились в собрании рода Фарнезе, откуда и произошло их прозвание. Четвертой из наиболее известных статуй, найденных в Термах Кара¬каллы, следует упомянуть Бельведерский торс, который, будучи открыт в эпоху Возрождения, долго пленял своим совершенством фантазию великих художников. Изначально статуя, вероятно, изображала сидящего Геркулеса, от фигуры которого дошли, однако, лишь торс с бедрами и без головы и сиденье героя с выгравированным на нем именем автора, некоего Аполлония, сына Нестора, Афинянина. Эта статуя, по мнению специалистов, была создана в I в. до и. э.; хранится она в Ватиканских музеях.


Примечательны также открытые в ходе раскопок мозаики, особенно те, которые украшали экседры палестр и изображают атлетов; они были найдены в 1824 г. и находят ся ныие также в Ватиканских музеях. Интересны и другие мозаичные работы, особенно двуцветные (черно-белые), строго и выразительно представляющие морских божеств, водяных животных и людей.
Конец работе Терм Каракаллы положили остготы: осаждая Город в 537 г., они разрушили акведук, обеспечивавший водой это гигантское банное предприятие.



Затем наступает долгий период запустения и постепенного разрушения, когда Термы, подобно многим иным древним памятникам Города, превращают ся в обильные и легко доступные каменоломни. В XVI в. здесь находят много произведений искусства, из которых наиболее известные нами упомянуты выше. Примерно в то же время этот памятник стали усердно измерять и описывать
архитекторы.


Но проводимые согласно научным методам раскопки начинаются в Термах только в 1824 г., и первым их результатом становится открытие мозаик. С начала XX в. исследуются подземные части Терм. В 1938 г. эта работа приводит к открытию под одной из больших экседр вышеупомянутого Митреума. Впоследствии, на протяжении примерно полувека, руины Терм используются как сцена для оперных спектаклей, проходящих с большим успехом. Эти спектакли, однако, вызвали протесты компетентных специалистов, озабоченных сохранностью памятника.


Бельведерский торс (ныне Рим, Ватиканские музеи).

Построенные по приказу императора Каракалла термы в Риме являлись грандиозным сооружением для того времени и предназначались для купания граждан. Термы Каракаллы вполне могут считаться прообразом современных спортивно-развлекательных центров с бассейнами и саунами.

Септимий Бассиан Каракалла - путь к власти

Септимий Бассиан (186-217) — изначальное имя римского императора, которого позднее прозвали Каракалла за то, что он ввел в обиход в Риме широкий галльский плащ-каракаллу, вернувшись из похода против германцев в 213 г. Он был старшим сыном римского полководца, а затем императора Септимия Севера (родился в Африке) и Юлии Домны (родилась в Сирии). Получив хорошее образование и знания в греческой литературе, впоследствии стал военным и с презрением относился ко всем ученым.

Его отец Север, став императором в 196 г., провозгласил себя приемным сыном Марка Аврелия, и тогда его сына Септимия стали именовать Марком Аврелием Антонином как наследника. Еще юношей он поочередно получил все звания и почетные римские титулы: в 196 г. — цезарь, в 198 г. — август.

После смерти отца Септимий и его брат Гета совместно унаследовали власть. Однако спустя год Каракалла обманом заманил брата для переговоров к матери и убил его на ее глазах. Септимий Бассиан был очень жестоким человеком, идущим к своей цели — стать императором — через трупы всех своих родственников: жены и ее родных, брата и 20 тысяч его сторонников. Из-за этого римского императора иногда представляют психически неуравновешенным, однако другие сведения отмечают его незаурядные умственные способности и талант оратора.

Каракалла — римский император (211-217 гг.)

Начало своего правления император Каракалла отметил в 212 г. провозглашением эдикта, объявлявшим всех жителей Римской империи свободными. Однако тут же ввел налоги на граждан, необходимые для снабжения армии.

Одним из исторических сооружений, благодаря которым император оставил память о себе, стали воздвигнутые под его руководством и названные именем Каракалла термы (общественные бани). Их строительство было начато в 206 г.

Император провел несколько военных походов: в 213 г. в Германию и Рецию, где победил алеманов и хаттов и построил оборонительные сооружения на границе Римской империи, в 214 г. — на Средний Дунай. Лелея тщеславные помыслы завоевания Парфянского царства по примеру Александра Македонского, начал готовить поход, во время которого в 217 г. был убит при заговоре преторианского префекта Оппелия Макрина и его сподвижников. Мраморный бюст императора Каракаллы хранится в Пергамон-музее (Берлин, Германия).

История строительства терм

Вопросам мытья и личной гигиены в Римской империи граждане уделяли большое внимание, находя в этом источник наслаждения. Во времена расцвета империи существовала даже наука об устройстве купален и проведении всех процедур в них.

Строительные работы по возведению терм были начаты в 206 г. по приказу императора Септимия Севера, а затем продолжены его сыном Каракаллой.

Одно из важнейших сооружений и достояний Рима, которым ознаменовалась эпоха Каракаллы, — термы Антониниана, которые были достроены к 216 году. Стены терм укладывали из кирпича и тщательно бетонировали, для отделки был использован мрамор (всего 6,3 тыс. кубометров). В работе участвовали более 10 тыс. рабочих и почти 2 тыс. мастеров работали над отделкой всех сооружений. Своим долгим строительством термы нанесли значительный урон государственной казне Рима.

Как политик римский император пытался завоевать расположение народа Рима, у которого в те времена главными развлечениями были состязания в Колизее и купание в банях. В городе насчитывалось почти 80 общественных бань.

Даже после разрушения термы считались одним из чудес света Римской империи и получили свое историческое название - термы Каракаллы.

Термы Каракаллы в Риме: описание

Огромное здание терм по назначению являлось общественными банями, в которых римские граждане получали не только банно-купальные услуги, но и некоторые развлечения, спортивные и интеллектуальные. Это общественное здание поражало размерами, богатством архитектуры и декоративной отделкой.

Размеры всего сооружения составляли 337х328 м, высота его - 38,5 м. В нем могли одновременно находиться 1,5 тыс. человек. По подсчетам современников, ежесуточно в термах купались 6-8 тыс. жителей города. Здание располагалось посреди парка, а вокруг размещались дополнительные постройки. Стены сооружения были выполнены из полированного мрамора и упирались вверху в высокий свод. Как выглядели термы Каракаллы в Риме, фото ниже наглядно демонстрирует.

По заключению ученых-историков, в термах были две библиотеки — просторные залы, находившиеся напротив центрального входа - в отдалении, в парковой зоне. В них располагались ниши со свитками на латинском и греческом языках, к которым подходили небольшие ступени.

Между библиотечными залами установили ряды амфитеатра с сидениями. Перед рядами скамеек был сделан стадион, который просматривался даже из отдаленных комнат термального комплекса.

Просторный парк окружал все сооружения терм, в нем было множество мест для отдыха и философствования. Также на территории располагались художественная галерея, рестораны и магазины.

На территории терм стояло 64 цистерны для воды, приходящей по акведуку. Внизу, в подвалах здания, проходили еще 2 уровня водоснабжения. В первом подогревали воду, во втором был сделан сток для уже использованной. Длина подземных сооружений составляла 4 км.

Устройство терм и внутреннее оформление

Главное здание терм имело размеры 228х116 м и включало 3 помещения для купания:

  • фригидарий — большое неотапливаемое помещение и бассейн с холодной водой;
  • тепидарий (теплый бассейн);
  • кальдарий (бассейн с горячей водой).

В двух последних помещениях стены и пол прогревались с помощью подачи горячего воздуха по специальным пустотам и проемам.

В императора Каракалла термы существовало 4 входа: два из них — с обеих сторон фригидария и два вели в крытые залы. Вокруг широкого кальдария располагались небольшие комнаты для индивидуального мытья. Рядом — большие помещения для общественных собраний.

Все полы были украшены красивой мозаикой, а стены облицованы мрамором. Также внутри термального комплекса стояло множество скульптур: в разное время там находились Фарнезский бык, статуи Аполлона Бельведерского, Геркулеса и Флоры.

По сторонам от главного входа располагались полукругом глубокие ниши-экседры, напротив каждой был гимнастический зал (палестра). Здесь проводились конкурсы, тренировки и игры.

Термы были общественным и культурным центром Рима, в который приходили и бедные люди, и богатые патриции для отдыха и спортивно-познавательного досуга. Здесь были гимнастический зал и стадион для спортивных состязаний, красивый парк, библиотека и театр.

Как купались римляне в термах

При входе в банный корпус посетителей обслуживали рабы, которые их раздевали. Через проемы в большом зале можно было зайти в спортивный зал и сауну. После приема банных процедур римляне проходили во фригидарий с бассейном под открытым небом. Отсюда можно было пройти по лестнице в главный зал, вверху которого был огромный купол. Свод поддерживали 8 больших красных колонн.

В главном зале на полукруглых окнах для украшения были вделаны полупрозрачные пластины из камня, с помощью которых внутри создавалось необычное золотистое освещение. Как выглядели тогда термы Каракаллы? Фото реконструкции главного зала смотрите ниже.

Кальдарий был круглой формы (35 м в диаметре), по его периметру стояли лежанки, на которых можно было отдохнуть или получить сеанс массажа от специально обученных рабов с использованием ароматических масел. Посередине располагался горячий бассейн, вокруг зала - комнаты для индивидуального мытья.

Затем следовали тепидарий и фригидарий — такой план водных процедур (постепенное снижение температуры) был рекомендован древними докторами.

Раскопки терм Каракаллы

Первые археологические раскопки начались по указанию папы Павла Третьего Фарнезе еще в XIV веке: тогда были обнаружены многие произведения искусства, а также подземный храм Митры. Целью раскопок была добыча строительного материала для нового папского дворца.

В результате первых работ были найдены 2 статуи Геракла и 2 порфировые ванны, одну из которых преобразовали в чашу фонтана на площади Форнезе, а другую перевезли в Ватикан. Из земли была выкопана гранитная колонна и затем подарена герцогам Медичи.

По записям в исторических источниках, императора Каракалла термы еще в древние времена периодически использовались для проведения концертов, что было данью уважения исторической памяти этого архитектурного сооружения.

Подземные туннели в термах

В процессе проведения раскопок в подземной части территории, где расположены термы императора Каракаллы, были обнаружены тоннели и Митреум — храм культа Митры, который является самым большим в Риме. Его реставрация стоимостью 400 тыс. евро, во время которой были реконструированы фрагментами своды и пол с мозаикой, длилась несколько лет. Были также восстановлены подземные переходы и соседние помещения.

Митреумы, храмы индоиранского божества договора и согласия, были популярны в Риме в III в., строили их всегда под землей, посередине храма располагался священный зал с ямой для жертвоприношений. Храм Митры в термах Каракаллы был обнаружен в 1912 г.

Сейчас эти подземные переходы и храм открыты для посетителей, но только 2 месяца в году (из-за продолжения реставрационных работ) туда запускают туристов группами по 25 человек.

Что осталось сейчас от знаменитых терм

Термы Каракаллы в Риме действовали более 300 лет и даже прошли реконструкцию. Однако в 537 г. готы разрушили акведук, через который поступала вода, и работа терм была остановлена.

Время, несколько случившихся за эти столетия землетрясений, а также халатность и мародерство некоторых жителей и туристов превратили здания терм в руины.

Но сейчас это не просто развалины эпохи римской империи, которые посещают ежедневно толпы туристов. Начиная с 1937 года, огромные развалины превратились в сцену оперного театра длиной 22 м. В качестве премьеры там была исполнена опера Доницетти.

Самый знаменитый концерт состоялся в 1990 г., выступили три известных оперных тенора: Доминго, Паваротти и Каррерас.

В зрительном зале, под который используют бывший тепидарий, могут находиться после реконструкции 20 тыс. зрителей.

Современное возрождение терм Каракаллы

В память о знаменитом банном комплексе в Италии запущена профессиональная линия косметических средств, называемые Terme Di Caracalla (термы Каракаллы). Косметика для ухода за кожей лица и тела предназначена для использования в спа-салонах и спа-центрах. Женщинам в возрасте она рекомендуется для насыщения кожи витаминами и минералами с добавлением антиоксидантной защиты. Скрабы и гоммажи для тела позволяют освободить дерму от грязи и старых клеток. Очищающая линия «Розовый грейпфрут» способствует регуляции жироотделения кожных клеток. Антицеллюлитные грязи с натуральными составляющими тонизируют ткани с высокой эффективностью.

Воспользовавшись косметикой с таким древним названием, любая женщина почувствует себя особой, приближенной к римскому императору, или представит, как она отдыхает на итальянском курорте.

Как добраться к термам, время работы

Императора Каракалла термы расположены в центральной части Рима по адресу: Via delle Terme di Caracalla, 52. Ближайшая станция метро — CIRCO MASSIMO (линия В), также рядом проходят маршруты автобусов № 160, 188, 628, 671, 714.

Туристов, которые хотят посетить Рим (термы Каракаллы), время работы музея очень заинтересует: открывается он всегда в 9.00, а вот время закрытия зависит от времени года. В апреле-августе — до 19.15, в осенне-зимний период — до 16.30 и 17.00, по понедельникам работает до 14.00. Цена входного билета — 6 евро.

Название :

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : 212 - 217 г. н. э.

Заказчик / Основатель : император Антонин Каракалла




Архитектура терм

В 212–216 гг. императором Каракаллой (211–217 гг.) были сооружены грандиозные термы, вмещавшие до 1600 посетителей. Здание терм (220X114 м) стояло в обширном прямоугольном (337×328 м) парке, где происходили также упражнения в беге. Парк был окружен симметрично расположенными постройками. Развалины величественных терм дошли до наших дней.

Очень сложный план здания отличался строго симметричным расположением большого количества помещений, различных по форме и высоте. Для перекрытия этих нередко очень больших зал часто применялись своды, у стен и между залами ставились колонны. Главные помещения были сосредоточены в средней части здания; там находились: фригидарий - расположенный под открытым небом бассейн с холодной водой (длиной 58 м, шириной 28 м), тепидарий- теплая, баня, и кальдарий - горячая баня. К главным помещениям примыкал целый ряд второстепенных. В боковых крыльях находились обрамленные многочисленными комнатами перистильные дворы - палестры. Термы Каракаллы имели исключительно богатое внутреннее убранство; их украшали многочисленные мозаики и скульптуры.

    Источники:

  • Виолле ле Дюк "Беседы об архитектуре" Том первый. Издательство всесоюзной академии архитектуры Москва 1937 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I. Гуляницкий Н.Ф.
  • История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
  • История Древнего Рима: Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1982. - 336 с., ил.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Полуразрушенное старинное сооружение, расположенное на территории столицы Италии, когда-то называли Рукотворный исторический памятник и сейчас свидетельствует о величии древней империи, превратившись в подмостки известной на весь мир Римской оперы.

Термы Каракаллы: история

Прежде чем начать разговор об одной из главных достопримечательностей Вечного города, необходимо пояснить, Жившие до нашей эры жители Древнего Рима испытывали колоссальные проблемы, связанные с водой. Поэтому перед чиновниками часто вставал вопрос о строительстве акведуков, которые доставляли бы живительную влагу в город. Каждый новый фонтан или водопровод становился настоящим событием того времени.

Постепенно стали появляться первые бани, доступ в которые был исключительно у богатых и знатных римлян. Можно сказать, что купание в термах играло важную роль в общественной жизни, оно становилось своеобразным неформальным общением для власть имущих. Известные граждане не просто мылись, а обсуждали волнующие всех вопросы. Бани предлагали не только услуги по омовению тела, они включали и целый культурный комплекс: спортивные залы, библиотеки, помещения для театральных постановок. Так процесс купания превращался в особое эстетическое наслаждение.

Комплекс для омовения и развлечений

Естественно, бань на всех не хватало, и в 3 веке нашей эры этим вопросом озадачился император Каракалла. Термы, построенные на территории Рима по его велению, представляли собой огромный банный комплекс, которому не было равных. Сооружение колоссальных масштабов, вмещавшее 1500 человек, строилось 11 долгих лет. Возведенная в престижном монументальная достопримечательность включала несколько залов для купания и отдыха.

Известна запись летописца Спартиана о том, что после себя оставил необыкновенный комплекс размером с целый город император Каракалла. Термы действительно удивляли своим размером и богатым убранством весь мир. Высокие стены строились из гальки и песка, между камнями заливали цемент, а фасад украшался мраморными плитами - так создавался эффект визуальной хрупкости красивого строения при внутренней удивительной крепости комплекса в целом.

Архитектура сооружения

Занимающие площадь в 11 гектаров термы императора Каракаллы представляли собой гигантское здание с удивительным по красоте обрамлением. Со всех сторон оно было окружено живописным парком с огромными колоннами. Большое количество помещений внутри комплекса строили симметрично, а все коридоры были спроектированы особым, изогнутым образом, чтобы не допустить выхода тепла.

С одной стороны находился амфитеатр, в котором проходили разные состязания, с другой располагались библиотеки, построенные специально для скучающих римлян. Так распорядился император Каракалла. Термы включали и 64 помещения с огромными цистернами, в которые подавалась чистая вода из горных источников по акведуку. А после омовения римляне выходили за территорию бань и в парковой зоне отдыхали в прохладных беседках на свежем воздухе.

Строение комплекса терм

Чудесная вела к входу в банный комплекс. Основное здание, служившее местом купания, разделялось на несколько помещений.

Главный зал, освещенный золотистым мягким светом за счет вставленных в окна прозрачных пластин бежевого цвета, удивлял невероятной высотой свода, в которой словно растворялись стремящиеся ввысь мраморные стены. А сквозь отверстие в куполе строения внутрь попадал дневной свет. Роскошь убранства просто поражала: зал украшали многочисленные скульптуры, а пол был вымощен разноцветной мозаикой с изображением сцен на мифологические темы.

Горячая баня (кальдарий) представляла собой ротонду с залами отдыха после водных процедур. По всему периметру были обустроены небольшие ниши, в которых можно было помыться в одиночестве, - некий прообраз ванных комнат.

Теплая баня (тепидарий) удивляла на котором были выложены фигурки римских атлетов. А справа и слева от строения находились залы для гимнастики.

Холодная баня (фригидарий) позволяла разгоряченным римлянам остудиться в огромном бассейне.

Запрет на гигиенические процедуры

Добротно выполненные постройки терм считались уникальным сооружением, однако после падения великой Римской империи возведенные во времена правления императора по имени Каракалла термы пришли в упадок. Исследователи полагают, что основную роль в забвении гигиенических процедур сыграло христианство с проповедями о ничтожности тела и величии души. Считалось, что влага смывает святую воду, в которую окунали человека при крещении, а церковные служители признавали грехом омовение в бане, мешающее духовному развитию, и все постройки терм рассматривались как языческие.

Усмирявшие свою плоть проповедники не мылись, во всех монастырях ванные комнаты становились признаком особой изнеженности, которой не место в духовном заведении. Грязь почиталась как одна из христианских добродетелей, и сейчас даже известны шокирующие современного человека истории о найденных вшах, однозначно признаваемых как признак святости. Результатом стали различные эпидемии, бушевавшие в Средние века в Европе и унесшие жизни миллионы людей.

Знаменитая на весь мир достопримечательность

В XVI веке на месте руин некогда величиественных банных комплексов стали проводиться археологические раскопки с целью украсить дворец Папы строительным материалом, оставшимся от терм. И когда были обнаружены удивительные предметы искусства, этому месту присвоили памятника культуры.

Только в конце XIX века термы Каракаллы, фото развалин которых делают на память восхищенные былым величием Рима туристы, становятся признанной итальянской достопримечательностью. Громадные руины ежедневно открыты для посещений, а в наше время они вообще стали сценой оперного театра. Бывшая теплая баня переоборудована в огромный зал, рассчитанный почти на 20 тысяч зрителей. Стартовавший в 1937 году оперный сезон продолжается и сейчас, а самым известным событием стало выступление в Римских термах трех признанных во всем мире теноров - Доминго, Каррераса и Паваротти.

Реконструкция русского художника

В середине XIX века в Рим из России был отправлен Сергей Иванов с целью восстановления архитектурного облика монументального строения. Трудолюбивого юношу не испугала даже вспыхнувшая революция, и он продолжил свой труд, невзирая на обстоятельства. Вскоре на итальянском языке публикуется сочинение Иванова, подробно изучившего термы Каракаллы. Реконструкция, которую представил русский художник, состояла из 43 рисунков, показавших центральную часть здания, а также помещения в разрезе.

Он не просто скрупулезно воспроизвел все украшения грандиозного комплекса, но и указал комнаты с теплой и холодной водой, раздевалки, спортивные залы и другие части главного сооружения. Труд русского ученого неоценим для всех исследователей древних развалин, он свидетельствует о роскоши гигантского императорского сооружения.

Термы Каракаллы: как добраться?

Доехать до оперного театра, находящегося сейчас на месте банного комплекса, можно на метро или маршрутном автобусе. Адрес терм, расположенных в центре столицы Италии, таков: Via delle Terme di Caracalla, 52. Вход в развалины составляет несколько евро, а вот на посещение оперы придется раскошелиться, ведь стоимость будет зависеть от статуса исполнителя. Но масштабность необыкновенной красоты зрелища, проходящего под открытым небом ночью, того действительно стоит.

Древнее сооружение, несмотря на разрушенное состояние, вызывает искренний интерес иностранных туристов, восхищающихся наследием Древнего Рима. Возведенные во времена императора со звучным именем Каракалла термы изумляют величием и масштабом всех, кто прикоснулся к частичке архитектурного чуда.