Филарет милостивый молитва. Святой праведный Филарет Милостивый




Что благотворительность — богоугодное дело, но какой она должна быть, чтобы действительно привести человека в Царствие Небесное? Ведь не секрет, что и гордыня, и тщеславие могут стать настоящей причиной тех дел, которые люди будут считать добродетелью. И тогда вряд ли это можно назвать подвигом. А вот какое подвижничество на поприще служения ближнему действительно угодно Богу, показал пример праведного Филарета Милостивого — праведника, которого Церковь вспоминает сегодня, 14 декабря.

Святой Филарет Милостивый, уроженец Пафлагонии (исторической области на севере полуострова Анкара), не был ни преподобным, ни равноапостольным, ни мучеником. Он подвизался в чине праведных, то есть был благочестивым мирянином, имеющим семью и детей. Канонизированных праведников в святках меньшинство по сравнению с мучениками, казненными за Христа, и преподобными — святыми подвижниками, угодившими Богу в ангельском чине. Конечно, нельзя, исходя лишь из численности, делать выводы, что один подвиг проще другого. Церковь, имея перед глазами примеры жизни многих угодников Божиих, говорит о равнозначности двух путей, иноческого и противоположного ему, предполагающего создание христианской семьи и, как говорят сейчас, социальное служение.

Кто-то скажет, что монахом, отрекшимся от всего и ставшего мертвым для мира Христа ради, быть гораздо сложнее, и он будет, в общем-то, прав. В большинстве случаев так оно и есть. Но агиографии таких святых, как Филарет Милостивый, наглядно доказывают и другое: живя в грешном миру, можно принадлежать не ему, а Господу. Достаточно просто поступать по закону Божиему, для мира, к сожалению, непонятному и смешному.

Праведный Филарет был не только богатым человеком, но и знатным аристократом, вельможей. Уверовав во Христа, он постоянно размышлял над словами Спасителя: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие" (Мф. 19:25). Некоторые люди толкуют (да и тогда толковали) эти строки как аргумент для доказательства греховности богатства, при этом в пылу спора демонстрируя настоящую иголку для шитья. Но дело все в том, что "игольными ушами", по одной из версий, назывались узкие ворота-ущелье, и верблюд протиснуться туда, хоть и с трудом, но все-таки мог — при условии, если хозяин снимет с него поклажу. Надеющийся на свое богатство, как несчастный мшелоимец из притчи о богаче и Лазаре, действительно, вряд ли мог бы достичь небесного Иерусалима, и как раз о нем Господь скорбно восклицает: "…дети! как трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие!" (Мф. 19:24). Но милостивый Филарет не прилеплялся душой к своему достатку и не служил маммоне — все, что у него было, он отдавал людям, прославившись своей добротой и заботой о нищих.

Но не все люди, увы, были признательны праведнику за такое милосердие. Особенно проявилось их непонимание истинной цели того, что делает святой Филарет, после посланного им Богом испытания. Напав на Пафлагонию, арабы-исмаильтяне разграбили имение подвижника, и остались у бывшего благодетеля лишь дом, два вола, корова и пара ульев. Но и тогда он не перестал вершить свой подвиг во славу Христову — все это было постепенно отдано тем, кто нуждался больше его семьи. Конечно, здесь мир также не преминул поглумиться над праведным Филаретом, "глупцом", предпочитающим богоугодную душу сытому желудку. Даже собственные дети смеялись над ним, было тяжело сносить и упреки жены Феозвы. Но Господь вскорости показал, насколько ценит труды и лишения раба своего Филарета.

В то самое время императрица Ирина искала достойную супругу для своего сына и будущего соправителя, императора Константина Багрянородного. Исторически сложилось так, что трон Византийской империи не всегда занимали люди благородного происхождения, гораздо больше ценились практические умения управлять и защищать свое государство. То же самое касалось и жен императоров. Хотя династические браки, разумеется, также были, но и бедная аристократка не из царского рода могла теоретически обручиться с наследником престола. Для благочестивой правительницы Ирины главной чертой будущей невестки стала ее добродетель. Поэтому императорские послы в прямом смысле слова бороздили просторы империи, разыскивая невесту Константину; были некоторые из них отправлены и в Амнию, где проживала семья Филарета Милостивого.

И вот они должны были зайти и в дом обедневшего вельможи, где и угостить-то столь высокопоставленных особ было нечем. Но, несмотря на печаль Феозвы, праведный Филарет только обрадовался. А все, что понадобилось для пира, принесли соседи, очень уважавшие его за доброе сердце и богоугодную жизнь. Все это было не зря — в числе десяти красивейших претенденток на руку и сердце царевича Константина в Константинополь поехала и Мария, внучка Филарета Милостивого. И как раз эта девушка превзошла всех соперниц, и не столько своей природной красотой, сколько добротой и скромностью, унаследованными от ее деда.

Разумеется, царевич Константин и его семья хорошо позаботились о новоиспеченных родственниках, но и этими дарами Филарет Милостивый распорядился так же, как и предыдущим своим имением — позаботился о нищих и страждущих. Кстати, он очень интересно подходил к благотворительности: с одной стороны, давал каждому просящему у него, как говорил Христос, с другой — жертвовал все-таки по-разному. Филарет приказал своему слуге сделать три ящика и заполнить их монетам: один — золотыми, другой — серебряными, третий — медными. Первый предназначался тем, кому в прямом смысле слова было нечего кушать, из второго осуществлялась помощь терпящим меньшие лишения, а третий предназначался для… лицемеров и мошенников, на исправление которых надеялся святой.

Около 780 года, в царствование императрицы Ирины, матери юного императора Константина VI, в пафлагонском городе Амнии жил богатый земледелец по имени Филарет. Бог в изобилии даровал ему всякого рода имение: поля, виноградники, стада скота; в его обширном хозяйстве трудилось множество работников и слуг. Будучи уже в преклонных летах, он жил весьма счастливо, окруженный многочисленной семьей, не имея иной заботы, как только угождать Господу, употребляя свои богатства на благо ближнего.

Любящий добродетель, соответственно своему имени, Филарет питал столь великую любовь к людям, ближним и дальним, знакомым и незнакомым, что сердце его не могло спокойно взирать на человека, находящегося в какой-либо нужде. Он, не скупясь, раздавал помощь всем нуждающимся, кто бы ни приходил к нему, и, подобно Аврааму, сам выходил навстречу каждому страннику, почитая за честь оказать ему гостеприимство. Поэтому Господь благоволил к нему, умножая его богатства в той же мере, в какой праведный раб Божий расточал их во благо ближнему.

Однако же, завистью бесовской и попущением Божиим, Филарет был, подобно праведному Иову, подвергнут великому испытанию. Грабители расхитили его имущество, и он оказался в совершеннейшей бедности, так что у него не осталось ничего, кроме клочка земли, пары волов, осла, лошади, коровы с теленком и нескольких ульев. Несмотря на столь нежданное и великое несчастье, угодник Божий не проронил ни одной жалобы, ни одного упрека. Напротив, он пребывал в радости и благодарил Бога за избавление от бремени богатства, вспоминая слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).

С тех пор он принужден был возделывать землю собственными руками, чтобы прокормить семью. Как-то раз по дороге к своему полю он встретил бедного крестьянина, у которого только что пал один из его волов и который громко жаловался и сетовал по этому поводу. Позабыв о собственной нужде и движимый лишь голосом сострадания, святой тотчас отдал ему одного из своих волов, а несколько дней спустя и второго, тем самым лишив себя скудного урожая, который приносила его земля. Узнав об этом поступке, жена и дети Филарета стали со слезами и стенаниями упрекать его за то, что он обрек их на неминуемый голод. В ответ верный ученик Христов, исполненный надежды на Промысл Божий и веры в слова Спасителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25, 33), увещевал родных набраться терпения и обещал вскоре открыть сокровище, некогда им спрятанное.

Прошло немного времени, и Филарет встретил воина, который незадолго перед тем лишился коня. Тогда святой подарил ему своего собственного с той же самой незаботливостью о завтрашнем дне. Он продолжал раздавать небольшое имущество так же щедро, как во времена преуспеяния и изобилия. Вскоре подобным же образом он лишился коровы с теленком, а затем отдал бедняку, еще более неимущему, чем он сам, своего осла, навьюченного пшеницей, только что взятой взаймы. Лишенный теперь даже хлеба насущного, Филарет был спасен от голодной смерти вспомоществованием, полученным от одного из богатых друзей. Выделив надлежащую часть каждому из домочадцев, дабы они смогли прокормить себя какое-то время, святой поспешил отдать собственную долю нищим, которых было великое множество в ту голодную пору. Раздав им весь свой мед, он и последнюю одежду отдал неимущему, пришедшему к нему за помощью.

Совершенно обездоленный, мертвый для мира и не надеющийся уже на человеческую помощь, праведный Филарет вручил свою судьбу Божественному Провидению. И Господь показал, что не оставил его. Как раз в это время наставник юного императора разослал по всей империи гонцов с повелением искать повсюду самых красивых и благонравных девиц, одна из которых будет затем выбрана в жены правителю. Добравшись до Амнии, императорские посланцы были приняты Филаретом в его доме с гостеприимством, достойным великого патриарха и отца верующих Авраама. Несмотря на постигшие его беды, у Филарета сохранился с прошлых времен великолепный дом. А жители города, услышав о приезде высоких гостей, поспешили принести свои наилучшие и самые дорогие вещи в жилище человека, который не имел тогда возможности раздобыть даже хлеба насущного. Пораженные благородством и добродетелью, которыми озарялись лицо и движения старца, императорские посланцы попросили Филарета показать им свою семью и выбрали двух из его внучек, Марию и Маранфию, для представления ко двору.

Когда обе они предстали перед правителем, их душевная красота, увенчанная добродетелью, в которой воспитал девушек праведный Филарет, столь неотразимо возвысила в них красоту телесную, что ни одна из невест не могла долее состязаться с ними. Константин VI выбрал себе в жены Марию, сочетав ее сестру с одним из своих самых влиятельных придворных. А Филарета пригласил во дворец, осыпал почестями и богатствами еще бо льшими, чем те, которые он имел раньше.

Однако это новое счастье даже на мгновение не ослепило святого старца: он немедленно велел приготовить роскошное угощенье, на которое созвал нищих, стариков и калек со всей столицы. С тех пор праведный Филарет всегда обходил улицы Константинополя в сопровождении слуги, несшего в руках три сумы: одну - полную золотых монет, другую - серебряных и третью - медных. И каждый раз, когда навстречу ему попадался какой-нибудь бедняк, он наугад опускал руку в одну из них и таким образом равно оделял милостыней достойных и недостойных, никогда не отмеряя ее по собственному рассуждению, но будучи лишь орудием милосердия Божия, которому ведомы нужды каждого из людей .

Возведенный в достоинство консула, но все столь же смиренный и кроткий, святой Филарет заранее был извещен о своей предстоящей кончине. Тогда он собрал всю большую семью у своего одра, подобно патриарху Иакову (ср.: Быт. 49), и просил без сожаления раздать все оставшееся имущество бедным и обездоленным, прибавив при этом такое поучение: «Дети мои, не забывайте гостеприимства, навещайте больных и заключенных в тюрьмах, призирайте на вдов и сирот, давайте погребение умершим в нищете, не пренебрегайте частым посещением церкви, не желайте чужого имущества, никого не хулите и не радуйтесь несчастью ваших врагов, поступайте во всем так, как я сам поступал во все время моей жизни, и Бог не оставит вас своим заступлением». Вслед за этим, произнеся слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли» (Мф. 6: 10), он с радостным и просветленным лицом предал душу Богу (792)

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7)

Праведный Филарет Милостивый родился в городе Пафлагонии в Малой Азии(ныне территория Турции) и жил в VIII веке. Его отец Георгий Армянин был знатным человеком, родом из Восточной Армении, но впоследствии покинувшем родные места и обосновавшемся в Пафлагонии.

Пафлагония на карте исторических областей Турции

Мать Филарета звали Анной. С ранних лет его благочестивые родители привили ему любовь к Богу и сострадание к людям, и эти добрые качества он сохранил до глубокой старости. От своего отца Филарет унаследовал большое богатство. Было у него много скота, имений, рабов и земель, в каждой из которых бил горный источник, орошающий все вокруг. Жена его Феозва тоже была благородная и богобоязненная и принесла ему немалое богатство. У них были дети: сын — Иоат и дочери — Ипатия и Еванфия. Они были очень хороши собой и красотой своей затмевали в те времена всех.

При всем своем богатстве и благополучии он не очерствел, как многие люди в его положении. Напротив, он жалел страждущих и заботился о них, помня, что вера без добрых дел мертва. Многие местные нищие, вдовы и сироты знали его как ласкового человека и щедрого благотворителя. Подобно странноприимцу Аврааму и преславному Иакову, он одевал раздетого, а когда человек у него что-нибудь просил, с радостью давал и, сначала накормив за своим столом, отправлял в путь.

Так прошло много лет. Но вот, Богу угодно было допустить, чтобы святого Филарета постигло испытание, как некогда праведного Иова Многострадального. Внезапно на область, где жил святой Филарет, напали арабы (измаильтяне) и опустошили ее. Его рабов увели в плен, захватили его стада и завладели полями. Остался у него только его дом с небольшим полем да пара волов. Он не печалился, не богохульствовал, не досадовал, а наоборот обрадовался тому, что сбросил с себя тяжелое бремя богатства. Безропотно принял Филарет свое несчастье, говоря, как некогда Иов: «Бог дал, Бог взял. Да будет имя его благословенно.»

Однажды он вспахивал свою ниву, пришел к нему человек и пожаловался, что у него в ярме пал один вол, и что с одним волом он не может пахать. Филарет распряг одного своего вола и отдал ему. Дал и своего последнего коня кому-то, так как того призвали с конем на войну. Отдал и теленка от последней коровы, а когда услышал, как жалостно мычит корова о своем теленке, окликнул того человека и дал в придачу к теленку корову. Когда кончился хлеб, раздавал нуждающимся мед. Кончился и мед, отдавать было нечего — праведный Филарет снял с себя верхнюю одежду и отдал постучавшемуся к нему нищему. И остался престарелый Филарет без еды в пустом доме.

Жена Филарета укоряла его, что он больше жалеет других, чем собственную семью. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных такое богатство и такие сокровища, — отвечал он родным, — которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь».

Вскоре друг праведного Филарета прислал голодавшей семье сорок мер пшеницы. По просьбе жены, 35 мер Филарет отделил для пропитания семьи и возвращения долга. Свою часть пять мер зерна, в течение двух дней раздал бедным. Жена разгневалась и стала питаться с детьми отдельно, тайно от него. Однажды блаженный Филарет случайно застал семью за обедом и сказал: «Дети, примите и меня пообедать вместе с вами, не как вашего отца, но как гостя и странника».

Но милосердный Бог, не допускающий праведнику испытаний сверх его сил, решил положить конец испытаниям святого и наградить Филарета за его терпение и доброе сердце. Случилось это так.

В то время византийская императрица Ирина искала невесту для сына — соправителя Константина Багрянородного (780-797) . Она по всей империи разослала послов, чтобы найти красивую, добродетельную и благородную девицу. Побывав всюду, но не найдя достойной девушки, царские послы пришли в деревню, где жил Филарет Милостивый. Издалека еще увидев красивый и высокий дом Филарета, красотою превосходивший все прочие, они подумали, что там живет какой-нибудь знатный и богатый владелец той местности. Послы направили туда своих слуг, чтобы они приготовили там помещение и трапезу. Однако жители деревни говорили послам: «Не ходите, там живет нищий старец». Но царские посланные не поверили и пошли.

В великой радости вышел к ним Филарет, взяв свой жезл, обнял их и пригласил войти. Жене же сказал: “Приготовь хороший обед, госпожа, чтобы нам не пришлось краснеть перед этими вельможами”. Она в ответ: “Ты так хозяйничал, что в доме у нас не осталось и единой курицы. Навари диких овощей и угощай своих друзей”. Он же сказал ей развести огонь и приготовить столовую, а остальное – Бог устроит. И действительно, неожиданно с задних дверей к рабу Божию пришли первые люди деревни и принесли ему и баранов, и ягнят, и куриц, и голубей, и хлеба, и старого вина, и другую снедь. И его жена приготовила кушанья.

Объясняя причину своего прибытия, царские посланники поинтересовались семьей Филарета. Оказалось, что, кроме сына и дочерей, у него были еще три молодых красавицы-внучки. Увидев их, гости были так поражены красотой и скромностью одной из них — Марии, что заставили святого Филарета согласиться поехать со своей семьей в Царьград на царские смотрины. Вместе с ними отправились и еще десять избранных в других местах девиц, между которыми была и красивая, но заносчивая дочь некоего знатного сановника Геронтия. Она считала себя выше всех по благородному происхождению, и по богатству, и по красоте, и по разуму, и, следовательно, единственная достойная быть супругой царя.

По прибытии в Константинополь, прежде всех представлена была любимцу императоров Ставрикию дочь Геронтия. Ее гордость не укрылась от зоркого взгляда опытного царедворца и он сказал ей: «Ты хороша и красива, девица, но быть супругою царю ты не можешь». Щедро одарив, он отпустил ее домой.

После всех представлена была внучка праведного Филарета, Мария. Все были поражены ее красотой, душевной добротой и благоприличием. Сильно понравилась она царю, и он обручил ее себе в невесту.

После свадьбы император, радуясь заключенному союзу и восхищенный красотой жениной родни, пожаловал при прощании с семьей дивного Филарета каждому от самого старшего до грудного младенца деньги, одежды, золото, драгоценности, усыпанные дорогими камнями и перлами, и большие дома по соседству с дворцом и отпустил их. Старец попросил устроить особенный обед и сказал родным, что на пир придет сам Царь и вельможи. Когда всё было готово, блаженный Филарет пригласил в свой дом около 200 нищих, слепых, хромых, старых и беспомощных. Родственники поняли, кого ожидал праведный Филарет, веруя, что в образе нищих Сам Господь посетит его дом.

Праведный Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Слуге он приказал сделать три одинаковых по виду ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго-лишившиеся средств, а из третьего — те, кто лицемерно выманивал деньги. Надзор за ними поручил он своему верному слуге Каллисту. Когда же слуга спрашивал, из какого ящика он должен помочь просящему, то святой отвечал ему: «Из того, из какого тебе Бог повелит, ибо знает Бог нужду каждого, бедного и богатого».

Чрез каждые четыре года блаженный Филарет приходил в царский дворец для посещения своей внучки — царицы, но никогда он здесь не облачался в пурпурную одежду, с золотым поясом: «Разве мне мало чести именоваться дедом царицы? И этого уже для меня вполне достаточно». И в таком смирении пребывал блаженный, что не хотел даже пользоваться никаким саном, ни титулом, именуясь просто Филаретом Амниатским.

Так, в смирении и нищелюбии, достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим, попросив у настоятельницы гроб, куда после смерти должно было сложить его останки. Он велел своему слуге никому не говорить об этом.

Вскоре Филарет заболел в том монастыре и слёг. На девятый день, призвав родных, благословил их и оставил наказ держаться Бога и Закона Божьего. И прозорливым духом, как когда-то праотец Иаков, предсказал каждому, что произойдет с ними в жизни. Затем со словами: «Да будет воля Твоя» - святой Филарет предал Богу свою праведную душу (в 792 г. ) Хотя Филарет был уже глубоким старцем, ни зубов его, ни лица, ни десен не тронуло время: он был свеж, цветущ и светел ликом, как яблоко или роза.

Царь с царицей, вельможи, множество знатных и нищих с плачем сопровождали его тело к месту погребения в константинопольской обители Суда Родольфия. Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

Позднее, один из близких друзей Филарета, муж богобоязненный и благочестивый, рассказывал, как однажды ночью он был восхищен. Некто в сверкающих одеждах показал ему мучения грешников и текущую в месте том огненную реку, а за рекой этой пречудный цветущий сад, поросший травой и насыщающий благовонием землю. Предстал очам его и блаженный Филарет в сверкающей ризе, сидящий в сени дерев на золотом престоле, украшенном драгоценными камнями, державший в руках золотой посох (его окружали новокрещенные младенцы и толпа нищих в белых ризах, которые теснили друг друга, чтобы приблизиться к престолу старца). И было сказано: «Это Филарет Милостивый - второй Авраам».

После кончины святого Филарета Милостивого его жена Феозва возвратилась в Пафлагонию. Состояние свое она употребила на возобновление и построение новых храмов, монастырей, странноприимных домов и больниц для бедных. Затем вернулась в Константинополь, стараясь оставшееся время своей жизни на земле угодить Богу, и мирно скончалась. Погребена она около своего праведного мужа.

Почитание Филарета Милостивого на Руси

В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Русскому православному человеку особенно пришлось по сердцу это древнее повествование; его твердо знали и рассказывали друг другу даже безграмотные деревенские простецы.

У нас в обиходе имя Филарет сугубо церковное. Фёдор Никитич, отец первого русского царя из династии Романовых, стал Патриархом Московским и всея Руси Филаретом. Наиболее славным из русских Филаретов был митрополит Московский Филарет (Дроздов), дольше, чем кто-либо возглавлявший московскую кафедру, — 41 год. Великолепный проповедник, которого прозвали «московским Златоустом». Советчик царей — Александра I, Николая I, Александра П. Автор манифеста 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Святитель всегда с большим молитвенным усердием обращался к своему небесному покровителю – святому праведному Филарету Милостивому.

Это почитание святого Филарета Милостивого было воспринято и Святейшим Патриархом Алексием I, который очень его чтил и установил в Московских Духовных школах день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, и вместе с ним – и его святого покровителя.

Немногие знают, что у нас на Руси был свой родной Филарет Милостивый — Лукьян Степанович Стрешнев (ум. в 1650)- обедневший боярин, отец царицы Евдокии Лукьяновны, который при помощи нескольких крепостных собственноручно обрабатывал свою землю. За его добродетели, Господь благословил его точно таким же счастьем, как и Филарета Милостивого, и он, бедный дворянин и земледелец, удостоился быть тестем великого государя царя Михаила Феодоровича Романова.

После смерти первой супруги царь Михаил Феодорович (1596-1645), по обычаю того времени, пожелал избрать себе невесту из древних княжеских и боярских родов. Было собрано до 60 знатных боярышень; при каждой из них была еще подруга-сверстница. Среди них ему приглянулась бедная девушка, которая прислуживала одной знатной боярышне. Ею оказалась Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608 - 18 августа 1645) дочь бедного дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева. После смерти матери, отец, отправляясь на ратные дела, отдал ее на воспитание дальней родственнице. Скромная и добродетельная девица много горя несла от этой гордой барыни, с дочерью которой приехала в Москву. Тронулось сердце государя Михаила Феодоровича, и на другой же день Евдокия Лукьяновна всенародно была объявлена царскою невестою.

К отцу невесты Лукьяну Степановичу Стрешневу в отдаленный Мещовский уезд (Калужская губерния) с богатыми дарами и известительной царской грамотой были отправлены послы. Прибывшим послам показали дом Стрешнева — бедную хижину, покрытую соломой. Сам же хозяин был в поле. Прибыв туда, послы увидели почтенного старца, пахавшего ниву; он был одет в кафтан домашнего сурового холста; белые, как пух, волосы и седая окладистая борода внушали к нему невольное уважение. Послы подошли к нему с почтением и объявили, что его дочь наречена царскою невестою. Стрешнев не поверил им. И только, прочитав грамоту, он призадумался, и, велев слуге доделать его работу, повел послов в свою хижину. Здесь он положил грамоту под образ, положил три земных поклона, и, став на коленях со слезами сказал: «Боже Всесильный! Ты от бедности возводишь меня к изобилию! Подкрепи же меня десницею Твоею, да не развращуся среди почестей и богатств, которые Ты, быть может, во искушение мне посылаешь!» На другой день, отслужив молебен в церкви, взяв благословение духовного отца, он отправился в Москву.

В Москве Лукьяна Степановича, как отца молодой царицы, встретили с великими почестями. Сам царь вышел навстречу ему, не допустив поклониться до земли. В качестве свадебного подарка отец подарил своей дочери ларец, в котором были положены: его суровый холстиный кафтан, в котором он пахал свою ниву, и полотенце, которым он утирался, когда работал в поте лица своего… «Не забывай, - говорил ей счастливый старец - не забывай, чья ты дочь; чем чаще будешь ты видеть сии дары мои, тем скорее будешь матерью народа».

5 февраля 1626 года состоялось бракосочетание его дочери Евдокии с царём Михаилом Фёдоровичем, после которого Лукьяну Степановичу было пожаловано боярство, поместье и дом в Москве.

С течением времени Стрешнев сделался одним из самых богатых людей в Московском государстве: у него были имения в семи уездах, и он занял среди землевладельцев девятое место по количеству угодий. Кроме вотчин он владел обширным двором в Московском Кремле. Любопытно, что с именем Лукьяна Степановича Стрешнева связана и знаменитая усадьба Царицыно под Москвой (в 1775 году императрица Екатерина II купила территорию поместья Чёрная Грязь, которая когда-то принадлежала Стрешневым) .

Несмотря на богатство, Лукьян Степанович имел «благородство души сохранять в шкафу, в течение всей жизни, свое скромное одеяние землепашца, чтобы, как он говорил, не впасть в гордость». В старом кожаном молитвеннике, где его рукою были написаны утренние и вечерние молитвы, он приписал в конце: «Лукьян! Помни, что ты был!»

Лукьян Степанович всегда был у царя защитником всех бедных и беспомощных, верным слугою царю и отечеству, а знаменитая дочь Евдокия Лукьяновна, будучи матерью детей первого царя из рода Романовых, стала родоначальницей династии (мать царя Алексея Михайловича) .

Тропарь, глас 4:
Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущым, и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашым.

Кондак, глас 3:
Истинно всеизрядная твоя купля зрится, и мудрою быти судится всеми благомудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя горних и вечных. Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.

Пра-вед-ный Фила-рет Ми-ло-сти-вый, сын Ге-ор-гия и Ан-ны, вос-пи-тан-ный в бла-го-че-стии и стра-хе Бо-жи-ем, жил в VIII в. в се-ле-нии Ам-нии Па-фла-гон-ской об-ла-сти (Ма-лая Азия). Же-на его, Фе-о-з-ва, бы-ла из бо-га-той и знат-ной се-мьи, у них бы-ли де-ти: сын Иоат и до-че-ри Ипа-тия и Еван-фия.
Фила-рет был бо-га-тым и знат-ным вель-мо-жей, но бо-гат-ство его не ра-до-ва-ло. Зная, как мно-го лю-дей стра-да-ет от бед-но-сти, вспо-ми-нал он сло-ва Спа-си-те-ля о Страш-ном Су-де и о "ма-лых сих" (), сло-ва апо-сто-ла о том, что че-ло-век, уми-рая, ни-че-го не уно-сит из ми-ра (), стро-ки ца-ря Да-ви-да о воз-на-граж-де-нии пра-вед-ни-ка (). И Фила-рет про-сла-вил-ся ни-ще-лю-би-ем.
Од-на-жды из-ма-иль-тяне (ара-бы) на-па-ли на Па-фла-го-нию, опу-сто-ши-ли стра-ну и раз-гра-би-ли иму-ще-ство Фила-ре-та. У него оста-лось 2 во-ла, ко-ро-ва, несколь-ко ульев и дом. Но и это, по-след-нее, он по-сте-пен-но раз-дал бед-ным. Стой-ко и крот-ко пе-ре-но-сил он упре-ки же-ны и на-смеш-ки де-тей. "Я имею в тай-ни-ках, вам неиз-вест-ных та-кое бо-гат-ство и та-кие со-кро-ви-ща, - от-ве-чал он род-ным, - ко-то-рых до-станет вам, да-же ес-ли вы и сто лет про-жи-ве-те без тру-да и ни о чем не за-бо-тясь".
И Гос-подь воз-дал Фила-ре-ту за его ми-ло-сер-дие: ко-гда бы-ла от-да-на по-след-няя ме-ра пше-ни-цы, его ста-рый друг при-слал ему со-рок мер, а по-сле то-го, как бы-ла от-да-на ни-ще-му теп-лая одеж-да, к нему вер-ну-лось бо-гат-ство.
В то вре-мя ви-зан-тий-ская им-пе-ра-три-ца Ири-на (797-802) ис-ка-ла неве-сту для сы-на - бу-ду-ще-го со-пра-ви-те-ля Кон-стан-ти-на Баг-ря-но-род-но-го (780-797) и для это-го по всей им-пе-рии разо-сла-ла по-слов. По-слы не ми-но-ва-ли и Ам-нии. Ко-гда Фила-рет и Фе-о-з-ва узна-ли, что вы-со-чай-шие го-сти долж-ны по-се-тить и их дом, Фила-рет очень об-ра-до-вал-ся, а Фе-о-з-ва опе-ча-ли-лась: в до-ме не бы-ло во-об-ще ни-ка-кой еды, а о по-до-ба-ю-щем уго-ще-нии нече-го бы-ло и ду-мать. Но Фила-рет при-ка-зал жене хо-ро-шень-ко убрать в до-ме. Со-се-ди, узнав, что ожи-да-ют-ся цар-ские по-слы, при-нес-ли в изоби-лии всё для бо-га-то-го пи-ра. По-слы ото-бра-ли для цар-ских смот-рин вме-сте с 10 кра-си-вей-ши-ми де-вуш-ка-ми внуч-ку Фила-ре-та Ма-рию. Ма-рия пре-взо-шла сво-их со-пер-ниц доб-ро-той и скром-но-стью и ста-ла ца-ри-цей, а Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный щед-ро ода-рил Фила-ре-та. Так вер-ну-лись к Фила-ре-ту сла-ва и бо-гат-ство. Но, как и преж-де, свя-той ни-ще-лю-бец щед-ро раз-да-вал ми-ло-сты-ню и устра-и-вал тра-пезы для ни-щих, и сам слу-жил им во вре-мя этих тра-пез. Все удив-ля-лись сми-ре-нию Фила-ре-та и го-во-ри-ли: "По-ис-ти-не че-ло-век этот весь Бо-жий, ис-тин-ный уче-ник Хри-стов".
Слу-ге он при-ка-зал сде-лать три ящи-ка и на-пол-нить их по-рознь зо-ло-ты-ми, се-реб-ря-ны-ми и мед-ны-ми мо-не-та-ми: из пер-во-го по-лу-ча-ли ми-ло-сты-ню со-всем неиму-щие, из вто-ро-го - ли-шив-ши-е-ся средств, а из тре-тье-го - те, кто ли-це-мер-но вы-ма-ни-вал день-ги.
Так, не при-ем-ля по-че-стей, в сми-ре-нии и ни-ще-лю-бии до-стиг бла-жен-ный ста-рец 90 лет. Пред-ви-дя свою кон-чи-ну, он от-пра-вил-ся в кон-стан-ти-но-поль-ский мо-на-стырь Ро-доль-фию, роз-дал там всё, что имел при се-бе, на мо-на-стыр-ские нуж-ды и ни-щим. При-звав род-ных, на-став-лял их в ни-ще-лю-бии и нес-тя-жа-тель-но-сти и мир-но пре-ста-вил-ся Бо-гу. Скон-чал-ся он в 792 го-ду и по-гре-бен в оби-те-ли Су-да Ро-доль-фия в Кон-стан-ти-но-по-ле.
Свя-тость пра-вед-но-го Фила-ре-та под-твер-ди-ло яв-лен-ное по-сле его смер-ти чу-до. Ко-гда те-ло свя-то-го нес-ли к ме-сту по-гре-бе-ния, один че-ло-век, одер-жи-мый бе-сом, схва-тил-ся за гроб и сле-до-вал с по-гре-баль-ной про-цес-си-ей. На клад-би-ще про-изо-шло ис-це-ле-ние бес-но-ва-то-го: бес по-ва-лил че-ло-ве-ка на зем-лю, а сам вы-шел из него. Мно-гие дру-гие чу-де-са и ис-це-ле-ния со-вер-ша-лись при гро-бе свя-то-го.
По-сле смер-ти пра-вед-но-го Фила-ре-та его же-на Фе-о-з-ва тру-ди-лась, вос-ста-нав-ли-вая в Па-фла-го-нии мо-на-сты-ри и хра-мы, раз-ру-шен-ные во вре-мя ино-зем-ных на-ше-ствий.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь праведному Филарету Милостивому

Авраа́му в ве́ре подража́я,/ И́ову же в терпе́нии после́дуя,/ о́тче Филаре́те,/ блага́я земли́ разделя́л еси́ неиму́щим/ и лише́ние сих терпе́л еси́ му́жественне./ Сего́ ра́ди све́тлым тя венце́м увенча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бог наш,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: в вере подражая, же в терпении последуя, отче Филарет, имущество свое раздавал неимущим и мужественно терпел собственную бедность. Потому светлым тебя венцом увенчал Подвигоположник, Христос Бог наш, Его же моли о спасении душ наших.

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду твою́, о́тче преподо́бне,/ в моли́твах непреста́нно терпе́вый,/ ни́щия возлюби́вый и сия́ удовли́вый,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, Филаре́те ми́лостиве блаже́нне,/ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В терпении твоем стяжал ты награду свою, отче , в молитвах непрестанно пребывавший, нищих возлюбивший и им помогавший, но молись Христу Богу, Филарет милостивый, блаженный, о спасении душ наших.

Ин тропарь праведному Филарету Милостивому

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду свою́, пра́ведне,/ и в за́поведех Госпо́дних соверше́нне пожи́л,/ ни́щих возлюби́л и сих удово́лил еси́,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: В терпении твоем стяжал ты награду свою, праведный, и в заповедях Господних безупречно прожил, нищих возлюбил и им помогал, но молись Христу Богу, блаженный, о спасении душ наших.

Кондак праведному Филарету Милостивому

И́стинно всеизря́дная твоя́ ку́пля зри́тся/ и му́дрою бы́ти су́дится все́ми благому́дрствующими:/ отда́л бо еси́ до́льняя и кратковре́менная, взыску́я Го́рних и ве́чных.// Те́мже и досто́йно стяжа́л еси́ ве́чную сла́ву, ми́лостиве Филаре́те.

Перевод: Торговля твоя истинно превосходит все достоинством и считается мудрой благомудрствующими, ибо ты отдавал земное и кратковременное, взыскуя Небесного и вечного. Потому и достойно обрел ты вечную славу, милостивый Филарет.

Доброде́тельми украша́яся и стра́хом Бо́жиим/ преди́вен во всех яви́ся Ца́рскаго гра́да,/ ни́щим сокро́вище бога́тства разда́в/ и нетле́нно благи́х бога́тство на Небесе́х прие́м./ Те́мже всю́ду и везде́, Филаре́те, чту́щих тя помина́й,// сла́во пра́ведным и похвало́.

Перевод: Украшенный и , удивительный во всем, ты явился в Царском городе (Константинополе), нищим сокровище раздав и нетленное богатство на Небесах получив. Потому всюду и везде почитающих тебя, Филарет, вспоминай, слава праведников и честь.

Ин кондак праведному Филарету Милостивому

Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим/ и Небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́, Филаре́те всеблаже́нне,/ сего́ ра́ди тя почита́ем, соверша́юще па́мять твою́, доброде́тели о тезоимени́те.

Перевод: Богатство твое раздал ты нищим и Небесное богатство сейчас получил, Филарет всеблаженный, потому почитаем тебя, празднуя память твою, добродетели одноименный (Филарет с греч. Φιλάρετος — «любящий добродетель»).

О, преди́вне избра́нниче Бо́жий, Филаре́те Ми́лостивый! А́мнии преще́дрый хлебода́телю, Правосла́вия свети́льниче, Го́спода Бо́га ра́бе благи́й и ве́рный! Ты́ бо все́м се́рдцем ева́нгельски Христу́ после́довавый и да́нный тебе́ тала́нт прему́дре умно́живый: си́рых и убо́гих оде́явый и напита́вый; стра́нных и ни́щих в до́м сво́й введы́й, в ско́рбех и печа́лех су́щих уте́шивый, уме́рших и на сто́гнах пове́рженных гро́бу преда́вый; все́м вся́чески послужи́вый, и та́ко ве́ру свою́ в дела́х показа́л еси́. Е́й, святы́й уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, печа́льми жите́йскими изныва́емых и страстьми́ грехо́вными обурева́емых. Во вся́ дни́ уны́ние и малоду́шие коле́блют на́шу ве́ру, жестокосе́рдие и озлобле́ние снеда́ют сердца́ на́ша и охлажда́ют любо́вь на́шу; честолю́бие же и нетерпе́ние растлева́ют души́ на́ша, и та́ко, а́ки ни́щии, в дела́х благи́х обнища́хом. Ты́ же, О́тче пра́ведный, милосе́рдствуя о на́с, умоли́ Христа́ Бо́га, да обогати́т сердца́ на́ша Ду́хом Свои́м Святы́м, исцели́т душе́вныя и теле́сныя неду́ги на́ша, и, а́ки ни́ву жа́ждущую, напои́т на́с щедро́тами человеколю́бия Своего́; да ве́ре, долготерпе́нию и милосе́рдию твоему́ подража́юще, во благоче́стии и чистоте́ поживе́м вся́ дни́ живота́ на́шего. Еще́ мо́лим тя́, преблаже́нне, егда́ приспе́ет жития́ на́шего отше́ствие, к покая́нию нелицеме́рному на́с подви́гни, да Христу́ Спаси́телю на́шему чрез святы́я Его́ Та́инства приобщи́мся и насле́дники Ца́рствия Небе́снаго бу́дем, иде́же в ра́дости святы́х и А́нгелов сподо́бимся и мы́ покланя́тися и воспева́ти Трисвято́е И́мя: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь!

Каноны и Акафисты

Акафист святому праведному Филарету Милостивому

Сей акафист св. Филарету Милостивому, написан Высокопреосвященнейшим Митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом.

Кондак 1

Возбранный чудотворче и предивный угодниче Христов Филарете! Похвальная приносим ти, Авраамлева страннолюбия усердный подражателю, ты бо о людех милосердствуя, рукама неимущих, Богу взаим даяти возлюбил еси, темже ти, любовию Божиею обогатившемуся и дерзновение к Нему стяжавшему, припадающе, молимся: не остави и нас, к тебе в нуждах прибегающих и со умилением зовущих:

Икос 1

Ангелом радование и человеком веселие бысть житие твое, Филарете Милостивый. Ты бо праотцу Аврааму в вepe, Иову же в терпении последуя, яко отец чадолюбивый: алчущих питая, странных же с радостию приемля, любезно тех упокоевал, и тако дом твой прибежище радования соделал еси. Сице, видяще тя волю Божию в делах Милосердия творяща, приносим ти таковыя похвалы:
Радуйся, страны Пафлагонския светильниче светозарный.
Радуйся, человеколюбия образе преславный.
Радуйся, ты бо в житии твоем всем сердцем Бога возлюбивый.
Радуйся, горением любви к Нему богатство добродетелей мудре расточивый.
Радуйся, ты бо, милосердием распаляемь, благодать Духа Святаго обильно стяжавый.
Радуйся, в любви Божией богатея, никогдаже обнищавый.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 2

Видяще тя ближнии и дальнии, состраданием распаляема, и служение людем аки Самому Господу усердно творяща, в нуждах и печалех к тебе притекаху, их же ты елеем милосердия во имя Христово утешал еси. Мы же, милосердие твое, разум человеческий превосходящее зряще, вопием о тебе Всещедрому Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Премудраго воистинну стяжал еси, всеблаженне Филарете, яко благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть, сего ради словеса Господня: «Понеже сотвористе единому из братий моих меньших, Мнe сотвористе» - паче меда и сота сердцу твоему быша. Сице тебе о таковых милосердствующа, приносим похвальная сия:
Радуйся, Божественнаго разума предивное вместилище.
Радуйся, благоутробия Божия всеусерднейший проповедниче.
Радуйся, елей милосердия никогдаже в дому твоем истощися.
Радуйся, яко же в Сарепте Сидонской, мука добродетели твоея николиже умалися.
Радуйся, боголюбивых душ щедрое увеселение.
Радуйся, в скорбех унывающих благодатное укрепление.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 3

Силою Духа Святаго, Его же стяжа душа твоя, не поколебася дух твой, блаженне Филарете, егда Человеколюбец Бог, якоже иногда на угодника своего Иова, попусти на тя полчища Исмаилтян, огнем и мечем опустошивших села же, и нивы, и вертограды твоя, и побиша домочадцы твоя, дабы испытати незлобие души твоея. Ты же, вся сия со смирением приял еси, устами праведнаго Иова благословляяй Бога: наг изыдох из чрева матере моея, наг и отыду, Господь даде - Господь отъят, - велегласно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 3

В Боге, упование имеяй, в нищите и напастех суще, не поскорбел, ниже согрешил еси устами твоими пред лицем Всевышняго, всеблаженне, но якоже о многом богатстве, о нищите своей веселяся, по слову бо Господню: в поте лица ядый хлеб твой, его же, яко избыточествующий, с нищелюбцы разделял еси. Ублажая таковое упование твое со умилением вопием ти:
Радуйся, сердца твоего земным сокровищем не приложивый.
Радуйся, таковым бо ближним твоим со благоговением послуживый.
Радуйся, милостыней аки миро многоценное в церкви Христовой благоухающий.
Радуйся, вдов и сирот, и неимущих хлебом жизни питающий.
Радуйся, благочестия столпе непоколебимый, небес досязующий.
Радуйся, добродетельми твоими ангельски любовь Божию воспевающий.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 4

Бурею испытаний и укорением от ближних своих не поколебался еси, боголюбиве Филарете, егда же узрел ecu земледельца убога в беде суща, супруг волов единых в дому твоем бывших, сему отдал еси, евангельски убеждая жену и чад своих воззрети на птиц небесных, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Небесный питает их. Тако сих утешающе, Богу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще тя боголюбивый друг твой в нищету впадше, умилосердися, и довольно пшеницы посла ти, да дом свой препитаеши, достоблаженне Филарете. Ты же сия, аки от рук Божиих приял еси, и домочадцы, и соседи своя, и неимущую братию оделил еси. Людие же Божии, зряще тя милосердием избыточествующе, ублажаше тя похвалы таковыми:
Радуйся, церкве домашния благодатное утверждение.
Радуйся, земледельцев в делании щедрое благословение.
Радуйся, алчущим и жаждущим благий хлебодателю.
Радуйся, в бедах и печалех сущим скорый предстателю.
Радуйся, незлобия преизрядный рачителю.
Радуйся, добротолюбия смиренномудрый учителю.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 5

Медоточней струе уподобился еси, богоблаженне Филарете, егда хлеба насущна не бе в храмине твоей, обаче, нищу пришедшу в дом твой, да сего не презреши, ниже тща отпустиши, от пчел мед отъял еси, и тако душу раба Христова увеселил еси. Мы же, милосердия сего в житии нашем не стяжавше, но яже даде нам Господь, безумно расточающе, како принесем похвальная милующему нас Богу, аще не о тебе возопием Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Слышаще и видяще яко милость и истина сретостеся, правда же и мир в делах твоих облобызастася, кто не ублажит подвиги твоя, воистинну Милостивый Филарете, или кто не удивится нищелюбию твоему - ты бо, в крайней нищете суще: на Бога упование имея, псаломски исповедал еси: Аще пойду посреде скорби, Господь живит мя, и спасет мя десница Его. К стяжанию богомудрия сего подвигни и нас, взывающих ти таковая:
Радуйся, пламене веры божественнаго горения.
Радуйся, фимиаме благовоннаго пред Богом курения.
Радуйся, кладязе милосердия неисчерпаемаго.
Радуйся, странноприимче чертога незатворяемаго.
Радуйся, праведному Иову усердный подражателю.
Радуйся, друже Христов, и о нас пред Ним верный предстателю.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 6

Проповедник милосердия и человеколюбия Христова явился еси благонравным житием твоим, святе Филарете, и тако инаго Авраама показа тя мирови Бог. Сего ради призре Господь на смирение твое и от нищеты крайния к роду царственному вознесе наследие твое, да узриши сыны и дщери рода твоего, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея вся дни живота твоего, да и мы о тебе познаем како печется Господь о уповающих на Него, и с любовию возопием Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко светило лучезарное горением любве твоея ко Господу, и на камене веры утвердися сердце твое, премудрый делателю винограда Христова и, яко крин многоцветный, подвигом веры процвел еси со чады твоими, их же долготерпением твоим уповати на Бога научал еси. Они же, уразумеша грех роптания своего и, сокрушаяся сердцем, благословляху Бога, сотворшаго милость. С ними же и мы к тебе припадаем и умильно взываем:
Радуйся, брак честный и житие нескверное угодная пред Богом сотворивый.
Радуйся, церковь домашнюю на камене веры богомудренно утвердивый.
Радуйся, супружеской верности твердое охранение.
Радуйся, в подвиге сем изнемогающих благодатное укрепление.
Радуйся, юным супругом образ христианского жития добре показующий.
Радуйся, молитвой пред Богом в нуждах их споспешествующий.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 7

Хотяще воздати благодарение Богу, за яже дарова ти неизреченная благая, рекл еси жене со чады твоими: сотворим убо пир и умолим Царя нашего со вельможами приити к нам. Бывшу сему ими уготовану, потекл еси, всеблаженне, на стогны града и распутия, и елика обрел еси нищих, и слепых и хромых, и разслабленных, в дому твоем царскую трапезу уготовал еси, и имже с домочадцы своими, яко Царю царей, послужил еси. С ними же, яко со други Христовы, научаеши и нас взывати в Троице певаемому Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго светильника, в делех милосердая просиявшаго, обрете тя Церковь Христова, милостиве Филарете, понеже не прилепися сердце твое сокровищем земным, ниже царским милостыням и щедротам, их же нивочтоже вменял еси, и вся яже тебе приношаху, убогим и страждущим обильно расточал еси. Внемли же и нам, о всеблаженне, да твоими молитвами душевнаго и телеснаго вреда избавльшеся, щедролюбием твоим уязвимся, приносяще тебе сия похвалы:
Радуйся, отцем и праотцем нашим в вере подражателю.
Радуйся, сокровищ Небесных премудрый стяжателю.
Радуйся, благонравием твоим целомудрию и страху Божию нас научаеши.
Радуйся, болезнующих жестосердием щедролюбием исцеляеши.
Радуйся, паче царских почестей нищету Христову возлюбивый.
Радуйся, Царствия Христова паче земных красных искати нас научивый.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 8

Странно и преславно бысть житие твое, преблажене Филарете, во еже дивитися мнозем, како убо царскими почестями почтенну ти сущу, нищету духовную паче богатства мира сего возлюбив, в посте и молитве богатство некрадомое душе твоей стяжал еси. Кто убо возможет изрещи болезни и борения твоя, яже Христа ради претерпел еси, аще божественной любовию не возгорится, во еже чистым сердцем непрестанно взывати ко Господу: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых, Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в вышних, праведне Филарете, егда Духом Святым возвестися ти жития твоего скончание и, якоже древле Патриарх Иаков, призвал еси чады твоя и чады чад твоих, им же, пророчески, вся, яже имать волею Божиею совершитися, предвозвестил еси. И, тако их благословляя, яко солнцe лицем твоим просиял, и псаломски к Богу воззвал еси: Милость и суд воспою Тебе, Господи, когда приидеши ко мне; и, сице молящуся, дух твой в руце Божии предал еси. Они, сокрушающеся, рыданьми вопияху:
Радуйся, отче милостивый и кроткий, любве Христовой нас научающий.
Радуйся, грядущая яко настоящая нам сказующий.
Радуйся, трие внуки твоя на подвиг иноческий пророчески благословивый.
Радуйся, послушанию, целомудрию и нищете Христовой их научивый.
Радуйся, состраданием и нищелюбием премного Богу угодивый.
Радуйся, милостынею Царствие Божие унаследивый.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 9

Всяко колено земных: царие и вельможи, странницы и убозии, от градов и весей, яко мравия ко гробу твоему стекашася, блаженне Филарете, друг друга тесняще и со слезами взываху: О, Господи Боже наш! Почто лишил еси нас отца и питателя нашего? Кто ныне алчущих напитает, нагих одеет, странных в дом свой введет? Кто же умершую и на стогнах повержену братию нашу гробу предаст? Мы же содрогаемся сердцем и душею, яко ничтоже благо таковым сотворихом, да вопием с ними хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумевают: киими словесы восхвалити по достоянию в супружеском подвиге непорочное Богу служение твое, боголюбиве Филарете, ниже исповесть вся преславная чудеса твоя, ими и по смерти в скорбех к тебе притекавших утешал еси. Сице бо человек от духа злаго многолетне страждущий, егда ко гробу твоему повержеся, от козней сего мучительных свободися, хвалу велию Богу воздаде. Народ же, чудесе сего свидетель быв, благословляя Бога, со страхом и умилением принесе тебе таковая:
Радуйся, якоже Архистратиг Божий сатану долу низринувый.
Радуйся, милосердием твоим лона Авраамова достигнувый.
Радуйся, Небеснаго Домовладыки рабе благий и верный.
Радуйся, молитвенниче о нас у Престола Божия непостыдный.
Радуйся, за любовь твою святую любве Царя Небеснаго cподобивыйся.
Радуйся, евангельски на земли потрудивыйся, сожительства ангелом удостоивыйся.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 10

Спасительнаго пристанища и сладости райския преславно достигл еси смиренномудрием твоим, достохвальне Филарете, и реку огненную, нечестие попаляющую, невредимо прешел еси, идеже со избранными Божиими дадеся ти венец славы неувядаемыя, в ней бо тя муж праведный узре, и от Ангела Господня услыша: се Филарет Амнийский есть, иже премногою своею к нищим любовию, милостию и чистым своим житием, вторым Авраам бысть. Тако, видяще тя в Боге ликовствующа, смиренно и мы вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и надежное прибежище еси, милостиве Филарете, всем к заступлению твоему притекающих, о них же яко о чадех своих пред Богом в молитве ходатайствуеши. Тем же и нам, к тебе с любовию припадающих, и твоего заступления пред Богом просящих, буди стена и ограждение непреодолимое, и от всех козней вражиих избавление непреоборимое, да твоими молитвами пристанища райского достигнем и, в Бозе веселящеся, вопием ти радостно:
Радуйся, от богомыслия к боговедению славно возвысивыйся.
Радуйся, о Боге мудрствуя, лепотою безсмертия украсивыйся.
Радуйся, о нищих печаляся, у врат дому твоего утреневавый.
Радуйся, тако утренююще, любовь Божию стяжавый.
Радуйся, христианского благочестия дивный глашателю.
Радуйся, милостивый о нас пред Богом ходатаю.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 11

Пение всехвальное приносим ти, досточудне Филарете, и псаломски вопием: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век. Тако, о всеблаженне, житием твоим показал еси, яко монаси и мирстии, священницы и вельможи, богатии и убозии звани суть внити в радость Господа своего, аще уразумеют яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и в делех благих восхвалят Трисвятое имя Его: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносным служителем милосердия и человеколюбия предстал еси престолу Всевышняго Владыки и Господа Сил, всеблаженне Филарете, отонюдуже Божественными лучами Трисолнечнаго Света осияваеши нас, во тьме греховней блуждающих, на светлую стезю покаяния и доброделания наставляеши: не скрывати себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут. Мы же, сладкое сие Христово вещание в послушание приемлюще, с радостию зовем ти:
Радуйся, колесницею добродетелей от земных к небесным восход сотворивый.
Радуйся, вся козни вражия милосердием к людем посрамивый.
Радуйся, святыя Церкве похвало и украшение.
Радуйся, среди соблазнов мира сего, непорочное Богу в супружестве служение.
Радуйся, о спасении твоем Небеснии Лики радуются.
Радуйся, о имени твоем вси земнороднии, веселящеся хвалятся.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 12

Благодать Божию обильно приял еси, праведне Филарете, еюже укрепися сердце твое в любви ко Христу Богу, сице бо, долготерпением и верою просияв, от земнаго твоего жития в Небесная селения со Ангельскими лики водворился, милосердия Божия проповедник преизряден явился еси. Ему же, со дерзновением предстоя, молимся тепле: благодатию Святаго Духа окропити сердца наша, да твоего жития подражатели будем, ко исполнению заповедей Христовых усердно потщимся, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неизреченныя добродетели твоя, ихже ради подражатель Христова благосердия был еси, и яко крин неувядаемый посреде земнородных красотою ума твоего процвел, милостиве Филарете, чертога Небеснаго зрети и воспевати славу Божию удостоился еси. Сицеваго блаженства испроси и нам, чтущим верою и любовию пресветлую память твою, да твоим ходатайством услышим Божественный глас Грядущаго судити живым и мертвым: Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, да благодарне зовем ти:
Радуйся, высотою ума твоего скорогибнущее мира сего познавый.
Радуйся, чистотою сердца твоего любовь Христову стяжавый.
Радуйся, добродетельми твоими на пир Агнца Божия нас призывающий.
Радуйся, молитвами твоими двери Царствия Христова нам отверзающий.
Радуйся, трубо ангельская, воздаяние Божие гласящая.
Радуйся, любы неизреченная, чрез реку огненную в чертог Небесный верных вводящая.
Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 13

О, преблагий угодниче Божий, Филарете Милостивый! Приими от нас убогое веры и долготерпения твоего восхваление и, яко имеяй дерзновение ко Господу и о людех сострадание, испроси у Человеколюбиваго Бога Церкве Христовой благостояние непоколебимое, нам же, веры благочестивыя утверждение, надежды неложное упование и братолюбие нелицемерное, да не умалится правда Божия в делех наших, ниже постыдимся пред отцы и праотцы нашими, егда поем Богу, Трисвятую песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва святому праведному Филарету Милостивому

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстьми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнищахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (1), - сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни и в будущей, - как свидетельствует о сем его блаженная жизнь.
Блаженный Филарет жил в Пафлагонии (2) в селении, называющемся Амния (3). Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозва, от которой у него родилось трое детей: сын Иоанн и две дочери – Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ, и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и в умилении души говорил:
- Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном Суде перед ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями, так как Он говорит: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (4)? И какую пользу принесут мне в день Страшного Суда все имения мои, если я, по скупости своей, сохраню их для одного себя, ибо на том суде не получат милости те, кто не оказывал милости (5)? Будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертной пищей и питьем? Послужат ли мне там мои мягкие одежды нетленным одеянием? Нет, сего не будет! Ибо так говорит Апостол: «Ничтоже бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем» (6). Итак, если ничего из нашего земного имущества взять с собой мы отсюда не можем, то гораздо лучше отдать сие Богу, как бы взаймы, руками нищих; Бог же никогда не оставит ни меня, ни жены моей, ни детей моих. В этом уверяет меня пророк Давид, говоря: «Юнейший бых, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы» (7).
Так размышляя в душе, блаженны Филарет стал милостив к нищим, как отец к своим детям: кормил голодных, одевал нагих, принимал в свой дом странников и с любовью доставлял им всякий покой. И был сей праведный человек подобен древнему странноприимцу Аврааму (8) и нищелюбцу Иову (9). Посему невозможно было утаиться под спудом такому светильнику, украшенному делами милосердия, и он прославился по всей стране, как город, красующийся на вершине горы (10). В дом его, как в надежное прибежище, спешили приютиться все нищие и убогие. И кто из них чего просил у него - пищи ли, одежды ли, коня, вола, осла или чего-нибудь другого – то и доставлял ему Филарет с благодетельною щедростью.
И вот наступило время, когда Человеколюбец Господь, все устрояющий на пользу человека, допустил и Филарета праведного, подобно древнему угоднику Своему Иову, подвергнуться искушению, дабы и терпение святого могло проявиться подобно терпению Иова и чтобы он, очищенный искушением, как золото в горниле, явился бы рабом Божиим. Началось с того, что блаженный Филарет стал впадать в нищету: однако сие нисколько не изменило его сострадательности и милосердия к нищим, и он продолжал раздавать нуждавшимся из того, что оставалось у него.
В то время, по Божию попущению, на ту страну, в которой жил Филарет, напали Измаильтяне (11); подобно вихрю сокрушающему и пламени пожигающему, они опустошили всю страну и увели в плен множество жителей; уведены были и у Филарета все его стада овец и волов, коней и ослов, и взяты были в плен многие из рабов его. Тогда сей милосердный муж дошел до такого разорения, что у него остались, наконец, только два раба, пара волов, лошадь и корова. Остальное же все имущество Филарета или роздано было бедным его щедрою рукой, или разграблено Измаильтянами; селами же его, садами и нивами завладели живущие вокруг земледельцы, одни – просьбами, другие – насилием. И остался у Филарета только тот дом, в котором он жил, да одна нива. Претерпевая такую нищету, лишения и такие напасти, сей добрый муж никогда не скорбел и не роптал и, как второй Иов праведный, ни в чем не согрешил перед Богом, ни даже словом, - «и не даде безумия Богу» (12). Но подобно тому, как кто радуется множеству своего богатства, так и он радовался своей нищете, которую вменял за великое сокровище, разумея, что в бедности есть более верный путь к спасению, чем богатство, как и Господь сказал, что «неудобь богатый внидет в Царствие Небесное» (13).
Однажды, взяв двух своих волов, Филарет пошел возделывать оставшееся у него поле. Работая, он восхвалял и радостно благодарил Бога, что начинает, по заповеди Его святой, в поте лица своего есть хлеб свой (14), и что труд спасает его от лености и праздности, - этих учительниц всякому злу.
Вспоминал он и слова Апостола, возбраняющего есть ленивому и любящему праздность человеку: «Аще кто не хочет делати, - сказал Апостол, - ниже да яст» (15). И возделывал свою землю блаженный Филарет, чтобы не оказаться ему недостойным есть хлеб свой.
В тот же день возделывал свое поле и один поселянин. И вот внезапно один из волов его заболел и пал. Горько заплакал земледелец и скорбел неутешно, тем более, что и волы у него были не свои, - он едва выпросил их у своего соседа для обработки нивы. Тогда вспомнил он о блаженном Филарете и сказал:
- Ах, если бы не обнищал сам этот милостивый нищелюбец! Сейчас подошел бы к нему и получил бы от него наверно не только одного, но даже двух волов. Но он и сам теперь в большой нужде, и ему нечем помочь другому, как бы этого не желало его сердце. Однако же, пойду я все-таки к нему, - он, по крайней мере, пожалеет меня и хоть словом своим утешит меня и облегчит мою тяжелую скорбь и печаль.
Взяв свой посох, поселянин отправился к блаженному Филарету и, встретив его за работой в поле, поклонился ему и со слезами рассказал о своем горе – неожиданной гибели вола. Блаженный Филарет, видя, как огорчен этот человек, сейчас же выпряг из-под ярма одного из своих волов, отдал его поселянину и сказал:
- Возьми, брат, этого вола моего и ступай обрабатывать свою землю, благодаря Господа.
С благодарностью поклонился поселянин блаженному Филарету, принимая его щедрое подаяние, и сказал:
- Господин мой! Велико и достойно удивления твое решение и угодно Богу твое милосердие, но не хорошо разлучать двух волов, трудившихся вместе, и с одним трудно будет обойтись тебе самому.
- Возьми, брат, вола, которого я тебе дарю, - отвечал ему праведник, - и иди с миром; у меня же есть еще вол дома.
Земледелец поклонился блаженному до земли и, взяв вола, отошел, прославляя Бога и благодаря милостивого благотворителя.
Филарет, взяв оставшегося вола и взвалив ярмо на свои плечи, пошел домой. Когда он под к воротам своего дома, то жена его, увидев, что вол идет впереди, а муж ее следует за ним с ярмом на своих плечах, сказала ему:
- Господин мой! Где же у тебя другой вол?
Филарет же отвечал ей:
- В то время, как я отдыхал после работы, а волы паслись на свободе, то один из них ушел и заблудился, или, может быть, кто-нибудь взял его и увел к себе.
Услышав сие, жена Филарета сильно огорчилась и поспешила послать своего сына разыскать пропавшего вола. Обойдя много полей, юноша, наконец, нашел своего вола в ярме у того земледельца. Признав вола, он с гневом сказал земледельцу:
- Злой, нечестный человек! Как смел запрячь ты чужого вола и работать на нем? Где и каким образом ты достал этого вола и припряг к своему? Разве это не тот самый вол, который пропал у моего отца? А ты, найдя его, похитил, как волк, и присвоил его себе. Отдай мне вола, а если не отдашь, то ответишь на суде за него, как вор!
Земледелец кротко отвечал ему:
- Не гневайся на меня, юноша, сын святого мужа, и не обижай меня без всякой вины с моей стороны. Ведь отец твой, сжалившись над моей бедой и нищетой, добровольно дал мне этого вола своего, так как мой вол, работая под ярмом, вдруг неожиданно пал.
Услышав сие, юноша устыдился своего напрасного гнева. Поспешив домой, он рассказал обо всем этом своей матери. Она же, выслушав его, со слезами воскликнула:
- Горе мне, бедной жене немилостивого мужа!
И рвала на себе волосы и, с криком и воплями прибежав к своему мужу, упрекала его:
- Бесчеловечный ты, с каменным сердцем человек! Зачем ты задумал преждевременно уморить нас голодом? Вот за грехи наши мы уже лишились всего своего имущества, но Господь, милующий и грешников, оставил нам двух волов, чтобы мы с помощью их могли прокормить детей наших; ты же, живший прежде в большом богатстве и никогда не работавший своими руками, находясь теперь в нищете, обленился и не хочешь трудиться и возделывать землю, но желаешь сладко почивать в своей комнате. И потому не ради Бога ты отдал своего вола поселянину, но ради себя самого, чтобы не трудиться впрягать его в ярмо, а жить в лености и праздности. Однако же, какой ответ дашь ты Господу, если из-за твоей лености я с детьми твоими погибну от голода?
Взглянув на жену свою, блаженный Филарет с кротостью ответил ей:
- Послушай, что говорит Сам Бог, богатый милостью: «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их» (16): ужели не пропитает Он нас, несравненно более дорогих Ему, чем птицы? Он сторицей обещает воздать тем, кои ради Его и Евангелия раздают свое имущество бедным. Итак, подумай: если за одного вола мы приобретем сто, то зачем нам скорбеть о том воле, которого я во имя Господа отдал нуждающемуся?
Говорил же сие милостивый муж не потому, что он утешал себя надеждой на воздаяние сторицей в земной жизни, но для того, чтобы успокоить свою малодушную жену. И она замолкла, не находя возражений на благоразумные слова своего мужа.
Не прошло после того и пяти дней, как и тот вол, которого подарил поселянину блаженный Филарет, наелся ядовитого растения и пал. Это привело в недоумение поселянина и, снова придя к Филарету, он сказал ему:
- Господин! Согрешил я пред тобою и перед детьми твоими, что разлучил пару волов твоих; верно, потому и не допустил меня праведный Бог получить пользу от вола твоего, ибо он объелся какого-то зелья и издох.
Не промолвив ни одного слова, блаженный Филарет быстро привел своего последнего вола и, отдав его поселянину, сказал:
- Возьми брат, этого вола и уведи его; я же должен отбыть в дальнюю страну и не хочу, чтобы рабочий вол оставался без меня в дому моем праздным.
Сказал же сие блаженный ради того, чтобы человек тот не отказался принять от него и другого вола. Поселянин же, приняв вола, возвратился в дом свой, удивляясь великому милосердию блаженного мужа. Между тем в доме Филарета скоро все узнали об его поступке. Дети принялись плакать вместе с матерью и говорили:
- Поистине немилосерд отец наш и не любит детей своих, потому что расточает наше последнее имущество; только и осталось у нас, что два вола, чтобы нам не умереть с голода, и тех отдал он чужому человеку.
Видя скорбь и слезы детей своих, блаженный Филарет обратился к ним с такими словами:
- Дети! Зачем предаетесь скорби? Зачем терзаете себя и меня? Ужели вы считаете меня жестокосердым? Ужели я, в самом деле, задумал погубить вас? Успокойтесь: у меня в одном месте, которое неизвестно вам, хранится столько богатства и столько сокровищ, что хватит вам на сто лет жизни, хотя бы мы и ничего не делали и ни о чем не заботились. Я даже и сам не могу счесть всех тех сокровищ, приготовленных для вас.
Говоря это, праведный Филарет не обманывал своих детей, а поистине прозирал своими духовными очами то, чему предстояло сбыться впоследствии.
Вскоре после этого в ту страну пришло царское повеление, собраться всем воинам в свои полки и выступить против нечестных варваров, восставших на Греческую империю; при этом требовалось, чтобы всякий воин явился в полном вооружении и с двумя конями. Причислен был к одному из тех полков и один бедный воин, именем Мусилий; у него был только один конь, но и тот, как раз в это самое время, внезапно заболел и пал. Не имея средств купить коня, бедный воин пошел к блаженному Филарету и сказал ему:
- Господин мой! Сжалься надо мной, помоги мне. Знаю я, что ты и сам обеднял до крайности, и у тебя самого только один конь. Но ради милосердного Господа, умоляю тебя, дай мне своего коня, чтобы мне не попасться в руки тысящника и чтобы не избил он меня жестоко.
Блаженный Филарет сказал ему на это:
- Возьми, брат, моего коня и ступай с миром; но только знай, что не ради страха наказания от тысящника даю я его тебе, а ради милости Божией.
Воин же, взяв коня от святого, ушел от него, славя Бога. И осталось тогда у святого Филарета из всего имущества только корова с теленком, один осел да несколько ульев пчел. Меж тем один бедняк из дальней стороны, услышав о Филарете Милостивом, пришел к нему и стал просить его, говоря:
- Господин мой! Дай мне одного теленка из стада твоего, чтобы и мне послужил твой дар в благословение от тебя, потому что мне известно, что даяние твое приносит благословение в дом и всячески обогащает его.
С радостью привел тогда своего единственного теленка блаженный Филарет и отдал его просящему, сказав:
- Господь да ниспошлет тебе Свое благословение, брат, и да даст тебе изобилие во всем, что тебе требуется.
И поклонился Филарету тот человек и ушел от него, уведя с собой теленка. Меж тем корова, не видя своего теленка, стала искать его и, не находя нигде, подняла жалобный рев на весь двор. Все домашние Филарета сильно жалели о корове, особенно же огорчилась жена Филарета. Со слезами она стала упрекать мужа, говоря:
- Долго ли нам все это терпеть от тебя? Кто не посмеется над твоим безрассудством? Вижу ясно я теперь, что ты нисколько не заботишься обо мне, жене твоей, и детей своих заморил ты; а теперь даже не пожалел и бессловесной скотины, кормящей своего теленка и без милосердия отнял его от матери. Кому же ты этим сделал благодеяние? И дом свой лишил и огорчил, и того, кто выпросил у тебя теленка, не обогатил, потому что и у него теленок без матери погибнет, и у нас без теленка своего корова будет тужить и реветь; итак, какая же польза и нам и тому человеку?
Слыша такие слова от жены своей, праведный Филарет отвечал ей с кротостью:
- Вот теперь ты истинную правду сказала, жена моя! Действительно я не милостив и не милосерд, так как разлучил малого теленка с его матерью; но теперь я лучше поступлю. И поспешив вслед за человеком, уведшим теленка, Филарет стал звать его:
- Возвратись, брат, возвратись с теленком; корова без теленка не дает нам покоя, ревет и мычит у ворот дома.
Бедняк, услышав сие от Филарета, подумал, что он хочет отнять у него подаренного ему теленка, и сказал сам себе: «видно недостоин я получить от сего праведного мужа даже одну эту малую скотину; вероятно, он пожалел о нем и зовет меня, чтобы отнять его у меня». Когда человек тот возвратился к Филарету, теленок, увидав мать свою, побежал к ней, также и мать с радостным мычанием бросилась к нему. Теленок, припав к сосцам ее, долго не отходил от совей матери и Феозва, жена Филарета, видя это, радовалась, что теленок был возвращен в дом. Блаженный же Филарет, увидев бедняка, печально стоявшего и не осмеливающегося даже выговорить ни слова, сказать ему:
- Брат! Жена моя говорит, что я согрешил, разлучив теленка с его матерью, и это правду она сказала. Посему возьм�