Бытие материальное. Вопросы и упражнения. Общие характеристики бытия




Понятие бытия относится к одним из системообразующих в философии. Разные ученые в разные исторические периоды по-своему трактовали это понятие. Однако все они сходились во мнении, что именно бытие, формы бытия являются теми характеристиками, анализируя и постигая которые, человек находит ответы на такие принципиальные вопросы, как создание и развитие окружающего мира. В настоящее время наиболее полным философским определением бытия следует считать философскую категорию, которая охватывает и включает в себя абсолютно всю совокупность созданных непосредственно человеком, а также природных и космических вещей и явлений.

Понятие бытия как включает в себя целый ряд составляющих. Во-первых, это рассмотрение окружающей природы и космоса в целом как целостной системы, подчиняющейся определенным законам. Во-вторых, бытие не остается неизменным, оно постоянно развивается и изменяется, сообразуясь со своей внутренней логикой. В-третьих, в своем развитии бытие проходит через процесс преодоления многочисленных противоречий, оказывающих влияние на его основные проявления и формы.

Можно представить в следующем виде:

  1. Материальное бытие, включающее в себя все проявления тех или иных природных явлений, вещей, процессов. Главной особенностью этой формы бытия является ее абсолютно объективный характер, а также то, что она является первичной по отношению к любой другой форме. Основным доказательством незыблемости и объективности материального природного бытия является тот факт, что, несмотря на достаточно активную и разрушительную последний во многом продолжает зависеть от окружающей его среды.
  2. Материальное бытие человека, которое включает такие составляющие, как физическое существование человека как субъекта животного мира, а также социальное существование человека в тех или иных общественно-исторических условиях. Здесь стоит особенно подчеркнуть, что материальное бытие человека проявляется как бы в двух ипостасях: с одной стороны, он выступает как часть живой природы, «первичного бытия», но с другой, - он не просто существует в этих условиях, но и активно изменяет их, являясь главным творцом так называемого «вторичного бытия». Эти две формы, находящиеся во многом в соперничестве друг с другом, оказывают решающее влияние на осознание человеком самого себя и общества в тот или иной исторический период.
  3. Духовное бытие, которое также может быть представлено в виде двух взаимосвязанных, а зачастую и противостоящих друг другу, компонентов - индивидуальной духовности и духовности, присущей всему человечеству. Прежде всего, здесь следует отметить, что сам этот термин означает взаимодействие в жизни человека, творчество, нравственность, процесс познания, наконец. В этом случае индивидуальная духовность - это познание человеком самого себя, сознание себя как имеющей возможность изменять окружающую действительность. Основным проявлением общечеловеческой духовности является огромное культурное наследие, накопленное человечеством за всю его историю. Это и литература, и живопись, и музыка, и архитектура со скульптурой. Но помимо этих вещественных проявления общечеловеческой духовности, есть еще и и различные философские идеи, и общественно-государственные теории. Обе эти формы бытия не только взаимно дополняют друг друга, но и способствуют взаимному развитию и духовному совершенствованию человечества. Следует признать, что духовное бытие на сегодняшний день играет не менее важную роль, чем природное и материальное.

Мини-глоссарий

Материя - материальная субстанция, представляющая сущность всех объективно существующих в мире предметов, явлений и процессов.

Движение - способ существования материи, обозначающий все происходящие изменения в самом общем виде.

Пространствои время - формы существования материи, которые характеризуют се в аспектах протяженности и длительности.

Отражение - способность одних объектов воспроизводить признаки, свойства и отношения других объектов.

Материальное бытие. Весь окружающий нас мир представляет собой невообразимое множество предметов, явлений и процессов, проявляющихся в бесконечно разнообразных формах с их всевозможными свойствами, связями и отношениями. С раннего детства мы убеждаемся в том, что они существуют объективно, т. е. не зависят от нашего отношения к ним. По мере накопления опыта мир таких объектов вокруг нас только увеличивается, и со зрелостью мы осознаем, что нам известна лишь малая часть этого мира. Материальное бытие вторгается в нашу жизнь «весомо, грубо, зримо», и попытки игнорировать его существование приводят к весьма неприятным последствиям. При этом данное бытие чаще всего воздействует на нас как то или иное вещество, которое интуитивно принимается нами за его сущность. Не случайно само слово «материальный» происходит от лат. matcrialis, что значит «вещественный». От этого понимания объектов материального бытия в обыденной речи мы не отказались до сих пор, понимая иод ними то, что состоит из некоего «материала», т.е. вещественного субстрата.

Между тем наука и философия еще в конце XIX-начале XX века пришли к пониманию невозможности ограничить материальное бытие только вещественными объектами. Мир вокруг нас устроен гораздо сложнее, нежели это представлялось нашим предкам, видевшим в его основе ту или иную природную стихию (земля, вода, огонь, воздух) или «псрвовсщсство». Во-первых, мир включает в себя неживую природу, живую природу и общество, где действуют как «вещественные», так и «невещественные» силы. Во-вторых, каждая из этих форм материального бытия имеет свои уровни, несводимые к одним вещественным началам.

Так, уровнями неживой природы являются: субмикроэлемен- тарный (кварки, глюоны, суперструны); микроэлементарный (адроны и лептоны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); единичных вещей; макротел; планет и систем планет; галактик и систем галактик; метагалактик; Вселенной. К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); многоклеточных организмов; видов; популяций; биоценозов; биосферы в целом. Уровни общества образуют: отдельный индивид; семья; коллектив; социальные группы (слои, классы, страты); этносы; нации; расы; государства; союзы государств; отдельные общества; человечество в целом. Столь сложное строение материального мира настоятельно требует выявления субстанции, лежащей в его основе, и ее философского осмысления.

Категория материи. Материя (от лат. materia - вещество) - понятие философии, которое возникло для обозначения физического, вещественного вообще, в отличие от всего психического, духовного. Если ранние натурфилософы («физики») древней Греции отождествляли первовещество с той или иной природной стихией (вода, земля, воздух, огонь), го атомисты представляли его как совокупность качественно однородных атомов. Для Платона материя («хора») была неопределенным пространством, близким, но не равным небытию. Аристотель признал вечное существование материи («хюле»), считая ее вечным, несотворимым и неуничтожимым, но пассивным началом. В средневековой философии под материей понимали множество индивидных проявлений, сотворенных и подчиненных Единому (Богу).

В философии Нового времени категория материи последовательно отождествляется с понятием вещества, общего всем вещам, и сближается с естественнонаучными взглядами на физическую реальность. Так, Т. Гоббс и Дж. Локк определяли материю как телесную субстанцию. На материю переносятся все характеристики, которые передовые науки того времени (геометрия, физика, химия) находили в веществе: протяженность, плотность, непроницаемость, атомарное строение, закон сохранения. Французские материалисты XVIII в.

развили всщсствснно-субстратнос представление о материи, предложив считать одним из ее важнейших атрибутов движение. Последовавшие на рубеже XIX-XX вв. открытия радиоактивности и делимости атома опровергли некоторые из приписываемых материи свойств (закон сохранения, атомарное строение) и поставили под сомнение взгляды на нее как на вещество. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира, преобладание математических моделей при их описании, побудили многих ученых заговорить о том, что «материя исчезла».

Философско-материалистическое решение проблемы в условиях кризиса вещественно-субстратной концепции материи в 1909 г. дал В.И. Ленин новым определением данной категории. «Материя, - писал он, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». При таком взгляде на материю философское представление о ней отделяется от естественнонаучных концепций, и у материи как философской категории остается лишь одно свойство - обозначать «объективную реальность». Гносеологический подход к материи в марксистско-ленинской философии основывается на ее субстанциально-деятельном понимании, в соответствии с которым материальные процессы существуют как в естественно-природной, так и в социально-практической форме. Эта философия выделяет несколько видов состояния материи: вещество, энергия, поле, плазма, «живая материя», социальная материя. В социальной материи, или общественном бытии, активно участвуют сознание и духовная жизнь человека, но они считаются вторичными и производными от его материальных потребностей.

Атрибуты материи. Под атрибутами материи понимаются сс универсальные фундаментальные свойства как субстанции. Первым понятие атрибута к субстанции применил Б. Спиноза, который выделил два ее сущностных и неотъемлемых признака: протяжение и мышление. Дальнейшая история философии характеризовалась уточнением атрибутов, представление о которых зависело от того, как понимал субстанцию тот или иной мыслитель. В современных учебных пособиях число атрибутов материи варьируется. Выделим и охарактеризуем 5 следующих атрибутов субстанции: движение, пространство и время, взаимодействие, отражение.

Движение есть способ существования материи. Под движением в философии понимается вся совокупность изменений, т.е. изменение вообще. Движение носит объективный характер, так как оно происходит независимо от сознания субъекта. Движение является универсальным, или всеобщим, поскольку в мире не существует объектов, которые бы никак не изменялись. Движение также отличается абсолютностью и относительностью: оно абсолютно, потому что каждый объект постоянно претерпевает изменения, и относительно, ибо изменения всегда происходят в тех или иных (но нс во всех сразу) отношениях. Наконец, движение противоречиво, так как несет в себе две противоположные тенденции: к сохранности и к изменчивости. При полной победе первой из этих тенденций материя застыла бы неподвижно, как мир Парменида, при победе второй - не смогла бы иметь внутреннего единства, как поток Кратила.

Выделяются различные типы и формы движения материи. Три типа движения суть: 1) изменение пространственного положения объекта при сохранении его состояния и качеств; 2) изменение состояния объекта при сохранении его качеств; 3) изменение качеств объекта. Примером первого типа движения служит простое перемещение, примером второго - переход воды из одного агрегатного состояния в другое, примером третьего - развитие человека или общества. Кроме типов движения существует идущая еще от Ф. Энгельса иерархия движения по его формам. Им были выделены 5 форм движения материи: 1) механическая; 2) физическая; 3) химическая; 4) биологическая; 5) социальная. В основе данной классификации лежит не ранжирование соответствующих наук, а выделение материальных носителей движения и присущих им специфических противоречий. Хотя это деление не утратило своего значения, наука в XX веке внесла в нее коррективы, открыв новые виды движения: изменения в микромире, в мегамире, психические процессы, - и доказав, что механическая форма нс является основой для других. Следует иметь в виду, что более сложные формы включают в себя более простые, но не сводятся к ним (почему нельзя объяснять деятельность человека в терминах, описывающих поведение даже высших животных).

Пространство и время. Взаиморасположение материальных систем образует пространство, взаимосвязь материальных явлений образует время. Пространство и время имеют как общие, так и отдельные свойства. К общим свойствам пространства и времени относятся: объективность, всеобщность, абсолютность и относительность, связь между собой и с движением материи, бесконечность. Специфические свойства пространства: протяженность, симметричность и ассимметричность, однородность и неоднородность, трехмерность. Время же отличается длительностью, асимметричностью, необратимостью, одномерностью. Безусловно, данные свойства пространства и времени отражают особенности нашего мира, известные науке. Возможно, есть иные миры с другими пространственно-временными свойствами.

В истории философии и науки сложились две концепции понимания пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Представители первого подхода (Демокрит, Эпикур, И. Ныотон) понимали пространство и время как «вместилища» всех объектов и всех событий, которые существуют как субстанции, т.е. независимо от материи, движения и друг друга. Сторонники второго подхода (Аристотель, Г.В. Лейбниц, А. Эйнштейн) представляли пространство и время как отношения между объектами и процессами, что делает их зависимыми от материальных объектов и скорости их движения. Современная наука в целом придерживается реляционного подхода к пониманию пространства и времени, получившего обоснование в специальной теории относительности А. Эйнштейна. Согласно этой теории, при увеличении относительной скорости движения системы отсчета, пространственная протяженность уменьшается, а временная длительность - увеличивается. У Эйнштейна пространство и время зависимы друг от друга (пространство-время), а также от материи (масса) и движения (скорость).

Взаимодействие. Этот атрибут представляет процесс взаимного влияния одних объектов на другие, всеобщую связь между ними, изменение их состояний, взаимный переход и порождение одних объектов другими. Взаимодействие характеризует нс только отношения между объектами, но и само их бытие. Любой объект можно представить как систему элементов, взаимодействие которых является основой его существования. Поэтому взаимодействие служит доказательством того, что движение абсолютно, а покой относителен. Ведь абсолютный покой возможен лишь при отсутствии всякого взаимодействия как изменения того или иного вида, но такое отсутствие сделало бы невозможным существование объекта как системы. Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать.

Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, в нем осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия. Существуют различные виды взаимодействия: в естественных науках - слабые и сильные, притяжение и отталкивание, разрушающис и созидающие; в социальных науках - борьба, союз и нейтралитет. Общее понятие взаимодействия конкретизируется в виде необходимых и случайных связей, а также в принципе причинности, в котором оно проявляется в отношениях между причинами и следствиями. Законы науки, передающие постоянно повторяющиеся, необходимые и существенные связи между объектами, являются формами выражения взаимодействия. В данном атрибуте материи коренятся причины всего сущего, поэтому взаимодействие представляет одно из фундаментальных сс свойств.

Отражение. Многие материалисты исходят из того, что в качестве одного из всеобщих свойств материи нужно также рассматривать отражение как способность одних материальных объектов или систем воспроизводить характерные особенности других объектов или систем путем передачи вещества, энергии или информации. Каждая из материальных систем, воздействуя на другие и вызывая в них определенные изменения, оказывает известное влияние на ту систему, на которую она воздействует, и тем самым «запечатлевает» себя в ней в результате воздействия. Отражение тесно связано с соответствующими формами движения и взаимодействия.

Разным уровням организации материи соответствуют специфичные для них формы движения и формы отражения. Так, при механическом движении отражение существует в виде отпечатка, следа. При физическом движении оно проявляется в физических процессах, при химическом движении - в химических реакциях. В примитивных организмах отражение существует в виде раздражимости, в более сложных организмах - в виде чувствительности. Высшим животным присуща уже психическая форма отражения, людям свойственна социальная форма отражения - сознание. Формы отражения так же иерархичны, как иерархичны формы движения материи. Более сложные формы отражения возникают на основе более простых, но приобретают качественно новые, специфические только для них особенности, которых нет у менее развитых форм отражения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции?
  • 2. Какие свойства объектов принято называть атрибутами?
  • 3. Почему движение абсолютно, а покой относителен?
  • 4. В чем состоит различие между субстанциальной и реляционной концепциями пространства и времени?
  • 5. Что представляет собой взаимодействие?
  • 6. Какие формы отражения присуши неживой природе, органической природе, человеческому обществу?

Бытие – это совокупность всего сущего, единство форм и способов существования, оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств.

Формы бытия и соответствующие им способы существования определяются фундаментальной структурой мира.

Выделяют: 1) материальное бытие (существование солнечной системы); 2)идеальное бытие (мысль о существовании солнечной системы);

Материальное бытие всегда объективно. Среди материальных форм бытия выделяют следующие уровни: 1)природные и неорганические формы; 2)природные и органические формы (биологические); 3) социальные формы бытия; 4) искусственные формы бытия (техника).

Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: 1)объективное идеальное бытие (законы мышления); 2)субъективное идеальное бытие (зависит от сознания). Последние два десятилетия 20в появляется новая форма бытия, благодаря техники, виртуальная реальность. ВР синтезирует в себе свойства многих других видов бытия. Многообразные формы бытия существуют взаимосвязано и образуют единую, предельно-общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, и эта форма бытия выражается категорией мира.

Мир – мироздание – есть единая целостная совокупность всевозможных форм и уровней бытия. Он заключает в себе всю реальность без исключений. Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное). Материальное -- всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них

Формы бытия:

1. бытие природы (это и весь космос, и биосфера, и отдельные организмы);

2. бытие общества (это общество как система, отдельные группы и т. д.); 3. бытие человека (как существа биологического, которому от рождения даны тело и психика, и как существа социального, наделенного сознанием и способного заботиться не только о себе, но и о других, о природе);4. бытие духовного, которое подразделяется на: а) бытие индивидуализированного духовного (это наши мысли, чувства);б) бытие объективированного духовного (это то, во что мы воплощаем наши мысли и чувства, чтобы они стали доступны другим, т. е. это язык, поступки, сделанные нами предметы, нормы и правила поведения);5. сегодня еще выделяют, так называемую, виртуальную реальность. Виртуальная реальность – это компьютерная реальность, созданная с помощью машин, но на основе человеческого знания, сплав материального и идеального.

Бытие материальное и идеальное. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста и т. д.

Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

К основным формам бытия относятся:

Бытие неживой природы- весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы. Собственно, это вся первая(естественная)и вторая (созданная или преобразованная человеком) природа, лишенная жизни;

Бытие живой природы включает в себя два уровня: а) первый уровень представлен живыми неодухотворенными телами, т. е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием; б) второй уровень- это бытие человека и его сознание.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Материальное (от лат. materialis – вещественный) – состоящее из материи. Материя – от лат. materia – материал, вещество; греч.– «почти небытие», по Платону.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

материалистический подход , согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

объективно-идеалистический подход - материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

позитивистский - понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Философское понятие материи имеет давнюю историю. Впервые оно было введено Аристотелем. По его утверждению «первоначало всего» есть именно материя. Под влиянием эмпирической философии и естествознания сложилось феноменалистическое учение о материи И. Канта. По выражению И. Канта, материя есть «субстанция явления», но не явление субстанции. Будучи явлением, материя существует в нас, она зависит от существования познающего субъекта, однако представляется чем-то внешним, объективным: она есть «чистая форма, или известный способ представления неизвестного предмета с помощью того созерцания, которое мы называем внешним чувством». Материя есть то, что наполняет пространство; протяженность и непроницаемость составляют её понятие. Материя, по И. Канту, это высший эмпирический принцип единства явлений.

У Ф. Шеллинга, материя – есть дух, рассматриваемый в равновесии своих деятельностей. Реальность, бытие – это не дух и не материя, ибо оба они – два состояния одного бытия: материя сама есть угасший дух, или наоборот: дух есть материя в становлении.

Гегель диалектически развивает понятие материи из противоположности двух абстракций – положительной абстракции пространства и отрицательной – времени. Материя являет собой единство и отрицание этих двух абстрактных моментов, первое конкретное. Таким образом, материя отмечает границу, переход из идеальности в реальность. Сам переход, движение есть процесс – переход из пространства во время и обратно: напротив, материя, как отношение пространства и времени, есть покоящаяся самотождественность. Существенные определения материи составляют диалектическую триаду (отталкивание – притяжение – тяжесть). Тяжесть и есть, по Гегелю, субстанциальность материи: именно тяжесть выражает ничтожность вне-себя-бытия материи в ее для-себя-бытии, ее несамостоятельность.

Г. Галилей выделяет следующие первичные качества материи: арифметические (исчислимость), геометрические (форма, величина, положение, касание) и кинематические (подвижность) свойства. И. Кеплер усматривает в материи две изначальных, диалектически противопоставленных силы: силу движения и силу инерции. В классической ньютоновской механике основные свойства материи – это инерция (инертная масса), способность сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения и тяжесть – способность тяжелых масс взаимно притягиваться по закону гравитации. Материи противопоставляется энергия – способность совершать механическую работу или проявлять силу в движении. Другие признаки материи: сохранение массы во всех физических и химических процессах; тождество инертной и тяжелой массы, отличие материи от пространства и времени.

Можно выделить основные свойства материи, не отделимые от неё и потому называющиеся атрибутами:

1) материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима;

2) материя находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме;

3) она есть причина самой себя (по мысли Спинозы).

Элементами структура материи являются:

Неживая природа;

Живая природа;

Социум (общество)

Характерными чертами материи являются:

Наличие движения;

Самоорганизация;

Размещенность в пространстве и времени;

Способность к отражению

Под идеальным обычно понимают нечто противоположное материальному, т. е. то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы в реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы и ориентации.

Понятие идеального своими корнями уходит в анимизм и тотемизм, согласно которым:

а) каждая вещь (палка, оружие, пища и т. д.) имеет собственную уникальную душу (нечто похожее на пар или тень), которая, в свою очередь, способна перемещаться в пространстве и проникать в другие вещи и людей;

б) каждая родоплеменная группа людей обязана своим происхождением и общими признаками предку-родоначальнику (тотему).

– непротяжённость и невещественность, невоспринимаемость органами чувств, несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и др.);

– субъективность по форме (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность по содержанию (отражает приблизительно верно внешний мир);

– нетождественность психическому (так как последнее включает не только образно-понятийную систему сознания, характер и темперамент человека, но и психику высших животных).

Основные формы бытия

Основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие - это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления.

Платон впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.

Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.

В средневековой христианской философии выделялось «истинное бытие» - бытие Бога и «неистинное» - товарное.

В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция - нечто неизменно, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе.

Бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности. «Бытие» противопоставляется "небытию". Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует.

Типы бытия : к идеальному (духовному) бытию относятся явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания – чувства, настроения, мысли, идеи, теории - и составляющие содержание субъективной реальности. К материальному бытию относят те явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность. Материальное и идеальное бытие обычно взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое.

Для обозначения объективно-реального бытия в философии традиционно используют категорию материи (от лат. materia - вещество). Многие современные философы считают, что в качестве исходного определения материи следует взять следующее: материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Понятие материи возникает еще в эпоху античности в результате поиска некой первоосновы всего бытия, первоначальной сущности, начальном материале, из которого состоят все тела и предметы. С точки зрения античных философов, материя - это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов, и их материализм носил наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы.

Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI-XVII вв.). Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и т.д. Этот материализм преимущественно был механистическим, поскольку механика служила мерилом понимания всех природных (физических, химических, биологических) и даже социальных процессов.

В середине XIX в. главным критерием материального существования становится его свойство быть объективной реальностью. Этим качеством обладают вещи и явления природы и общества, а также их свойства, связи и отношения.

В последнее время в учебной и научной литературе намечается и предполагается, что материю следует определять с точки зрения категории личности, что, по мнению авторов этой идеи, позволит осуществить синтез различных стратегий исследования материи, но какой будет эта новая концепция материи - покажет будущее.

Можно выделить основные свойства материи, не отделимые от неё и потому называющиеся атрибутами:

1) материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима;

2) материя находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме;

3) она есть причина самой себя (по мысли Спинозы).

Элементами структура материи являются:

Неживая природа;

Живая природа;

Социум (общество)

Характерными чертами материи являются:

Наличие движения;

Самоорганизация;

Размещенность в пространстве и времени;

Способность к отражению

Под идеальным обычно понимают нечто противоположное материальному, т. е. то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы в реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы и ориентации.

Понятие идеального своими корнями уходит в анимизм и тотемизм, согласно которым:

а) каждая вещь (палка, оружие, пища и т. д.) имеет собственную уникальную душу (нечто похожее на пар или тень), которая, в свою очередь, способна перемещаться в пространстве и проникать в другие вещи и людей;

б) каждая родоплеменная группа людей обязана своим происхождением и общими признаками предку-родоначальнику (тотему).

– непротяжённость и невещественность, невоспринимаемость органами чувств, несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и др.);

– субъективность по форме (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность по содержанию (отражает приблизительно верно внешний мир);

– нетождественность психическому (так как последнее включает не только образно-понятийную систему сознания, характер и темперамент человека, но и психику высших животных).